«КиноРепортер» подводит итоги уходящего года.
Сергей Безруков
Один из лучших актеров своего поколения, худрук Московского губернского театра Сергей Безруков в феврале блеснул яркой ролью принципиального тренера-энтузиаста Григория Кусикьянца в спортивной драме Артема Михалкова «Мистер Нокаут», в июне посетил госпиталь в Екатеринбурге, где устроил концерт российским военным, получившим ранения в Донбассе, в августе как преподаватель ВГИКа набрал себе группу студентов из Донбасса, взяв на себя оплату их обучения. И в декабре, как художественный руководитель получил Премию Минкультуры имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства, присужденную Московскому Губернскому театру.
Андрей Мерзликин
Популярный актер в течение года многократно заставлял говорить о себе, появляясь в самых заметных фильмах и сериалах, и при этом в максимально разноплановых образах. Так, если в сериале «Художник» Андрей Мерзликин сыграл вора в законе, то в фильме «Первый «Оскар» ему досталась роль реального человека — документалиста Ильи Копалина, который в годы Великой Отечественной войны возглавлял команду фронтовых операторов. Разными были и жанры: наряду с этими драмами актер продемонстрировал свой комедийный талант в таких сериалах, как, например, «И снова здравствуйте!».
Даниил Медведев
В течение года не переставали радовать победы российского теннисиста Даниила Медведева, многие месяцы удерживавшего за собой гордое звание первой ракетки мира. Особенно было приятно болеть за него на фоне отмены наших атлетов почти во всех видах спорта. Как следствие, Даниилу пришлось противостоять не только сильнейшим соперникам, но и нападкам по политическим мотивам, без которых, конечно, не обошлось.
Том Круз
Самым кассовым фильмом года в мировом прокате стал сиквел хита Тони Скотта «Лучший стрелок» 1986 года – экшен «Топ Ган: Мэверик», и это целиком и полностью заслуга Тома Круза. Актер не только исполнил главную роль и сложнейшие трюки, на которые решится не всякий каскадер, но и проявил себя как крутой продюсер, по сути, вытащив проект на своих крепких плечах.
Стивен Спилберг
Один из главных голливудских мэтров начал год с семи номинаций на «Оскара» за свой ремейк «Вестсайдской истории». И пусть победить удалось лишь в категории «Лучшая женская роль второго плана», у Стивена Спилберга есть еще один туз в рукаве. Осенью он взял главный приз престижного фестиваля в Торонто с драмой «Фабельманы», которую уже называют одним из фаворитов оскаровской гонки – 2023.
Гильермо дель Торо
Мексиканский режиссер Гильермо дель Торо отметился в этом году сразу двумя активно обсуждаемыми проектами, причем оба стали именными. Первым стала режиссерская работа оскароносца – анимационный «Пиноккио Гильермо дель Торо», получивший высокие оценки критиков и зрителей, а вторым – спродюсированный им хоррор-альманах «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо», который уже называют настоящим жанровым шедевром и одним из самых ярких сериалов 2022 года.
Воины СВО
Нижегородец Кирилл Матюшин стал настоящим символом русского солдата – символом мужества, стойкости и хладнокровия. Кадры, как, лежа в окопе, он отбрасывает одну за другой упавшие на него с дрона гранаты, потрясли весь мир. И конечно, говоря о людях года, надо сказать обо всех воинах, мужественно сражающихся не только за жителей Донбасса, но и за будущее нашей страны.
Испуганные патриоты
СВО внесла определенные коррективы не только в политическое, но и в культурное пространство. Самым очевидным ее результатом стал отъезд из страны ряда артистов, режиссеров и прочих представителей творческой интеллигенции. Некоторые сразу отреклись от Родины и заявили, что возвращаться не планируют, другие сослались на запланированные отпуска, гастроли и лечение. Так или иначе, определение «испуганный патриот» ушло в народ. Который, кстати, консолидировался, как никогда прежде.
Абсурд
Также СВО спровоцировала отмену русской культуры во всем мире. Градус абсурда, правда, взлетел до небес: запрещали не только русских поэтов и композиторов, но даже котиков и деревья. Но прошедшие с начала операции месяцы показали, что культурные связи невозможно разорвать в одночасье. Да и «изоляция» России оказалась очередным абсурдом.
Без Бэтмена
Уход зарубежных компаний с нашего рынка не мог не коснуться и киносферы. Первой голливудской жертвой репутационной машины пал новый «Бэтмен». Хотя некоторые актеры супергеройского нуара призывали все же выпустить фильм на российские экраны — во имя демократии, конечно же. Но шутки шутками, а уход голливудских мейджоров все равно ударил по киносетям и прокатчикам. Вопрос лицензирования прав, например, до сих пор остается открытым, а запрет IMAX использовать фирменные кинозалы владельцы кинотеатров уже готовы оспаривать в суде.
Кино – детям
Одним из самых значимых событий года в отечественной киноиндустрии, которое способно кардинально поменять ее уже в этом десятилетии, стала инициатива Владимира Путина, направленная на фундаментальную государственную поддержку детского кино. Уже в 2023 году на его производство будет выделено 3,9 млрд рублей, а Госдума разрабатывает пакет мер по обеспечению продвижения и проката фильмов в кинотеатрах.
Маски долой
То, что мы все так долго ждали, и о чем даже боялись мечтать, случилось в начале весны. В марте были отменены все ковидные ограничения, а значит, кинотеатры и театры, концертные и выставочные залы заработали в полную силу. Масочный режим тоже ушел в небытие. Надеемся, безвозвратно.
Новые горизонты
Главным российским фестивалем года стал ММКФ. Сложная политическая ситуация стала для его отборщиков поводом обратить пристальное внимание на кинематограф новых для этой индустрии стран. В итоге зрители смогли увидеть более двух сотен фильмов со всех континентов и, например, открыть для себя кино Нигерии, Иран, Бразилии, Индии и других мест. Призы смотра достались картинам из Бангладеша, Сербии, Ирана и Румынии. Впрочем, российских режиссеров тоже не обделили вниманием: «Святого Георгия» получили Петр Тодоровский за удивительно уместное кино на социально важную тему «Здоровый человек» и Сергей Дебижев, сумевший в «Святом архипелаге» запечатлеть сокровенные таинства Соловецкого монастыря.
Комментарии