Кадр из «Короля Льва»
В этом году чаще, чем когда-либо до этого, в российский прокат начали выходить старые фильмы. На экранах больших городов снова появились «Чужой», «Бойцовский клуб», ленты Андрея Тарковского и Чарли Чаплина, «С широко закрытыми глазами» и другая классика, которая раньше удостаивалась только единичных показов.
Встречный тренд запустили голливудские студии. Чтобы подстегнуть интерес и заработать еще немного денег, в этом году перевыпустили недавно вышедшие блокбастеры. Так, с одной новой сценой через несколько месяцев после начала проката вышли «Мстители: Финал» и «Человек-паук: Вдали от дома», а перед релизом сиквела на экраны по всему миру выпустили незначительно дополненную первую серию хоррора «Оно».
Качество компьютерной графики и уровень реализма цифровых эффектов достигли небывалых высот. Теперь, чтобы привлечь зрителя к своим фильмам, производителям приходится проявлять выдумку. Ремейк «Короля Льва» объявили художественным фильмом, а не анимацией, потому что нарисованные звери в нем были как настоящие. А фантастических тварей в ленте «Покемон. Детектив Пикачу» дорисовывали в фильм, снятый на кинопленку, чтобы они, наоборот, выглядели инородными.
Коснулись технологии и людей: в этом году с помощью компьютеров помолодел и раздвоился Уилл Смит в «Гемини», а в «Ирландце» Мартина Скорсезе цифровой грим помог скинуть несколько десятков лет Аль Пачино, Роберту Де Ниро и Джо Пеши. Но и это не предел! В 2020-м обещают выпустить фильм «В поисках Джека», где главную роль «сыграет» Джеймс Дин, погибший в 1955 году. Артиста полностью нарисуют на компьютере.
Пока в России внедряли цифровое ТВ, мир захватил стриминг — большую часть контента зрителям в следующем десятилетии будут доставлять не через кабель или эфир, а через приложения и интернет. За год появились Disney+ и Apple TV+, а также анонсированы HBO Max (WarnerMedia) и Peacock (NBCUniversal). Новенькие набросились на самого большого соперника — Netflix и отобрали сериалы «Друзья» и «Офис». А корпорация Disney запретила рекламу самого популярного пока сервиса на своих телеканалах.
В России рынок стриминга далек от насыщения. Netflix пока не делает оригинальный контент на русском языке, и ниша свободна для отечественных компаний. И новостей в 2019 году было хоть отбавляй — многие существующие российские сервисы переключились на выпуск оригинального контента или заявили о соответствующих планах. Это относится к Яндексу и Okko. На рынок решили выйти и телекоммуникационные компании — МТС, например, купила киностудию.
В конце года аналитики индустрии сообщили, что в России впервые за 5 лет заметно снизился рынок цифрового пиратства — на целых 27%. Помогли не только блокировки сайтов, но и взаимодействие производителей контента и интернет-компаний в рамках антипиратского меморандума, а также усилия Федеральной налоговой службы. Фискальное ведомство объявило войну онлайновым букмекерским конторам и казино, что лишило пиратов большей части доходов от рекламы.
Соглашение между крупнейшими правообладателями и интернет-компаниями по удалению из поисковой выдачи сайтов с контрафактным наполнением заключали в 2018-м на год, но в ноябре его продлили до принятия поправок в антипиратский закон. Министр культуры Владимир Мединский о грядущем ужесточении борьбы с пиратами высказывался так: «Мы пока морально не готовы штрафовать потребителя за приобретение краденого, давайте называть вещи своими именами».
В сентябре столетие отметила главная российская киношкола — Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова. В начале прошлого века во всем мире кадры для киноиндустрии готовили прямо на студиях, и появившаяся в Москве 1 сентября 1919 года Государственная школа кинематографии стала первой в мире. Сначала это были классы для натурщиков (то есть актеров), позже открыли операторскую и режиссерскую мастерские. А уже в 1938 году вуз получил свое нынешнее название. Во ВГИКе мэтры учили будущих классиков — с самого начала в школе работал Лев Кулешов, а Сергей Эйзенштейн преподавал 20 лет. Их ученик Михаил Ромм вырастил следующее поколение, среди которых Василий Шукшин, Андрей Тарковский, Никита Михалков, Сергей Соловьев.
Поздравить ВГИК со столетием приехал президент РФ Владимир Путин. Глава государства встретился с преподавателями и студентами и осмотрел классы и студию Motion capture, открытую в этом году.
Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…
На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…
Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…
О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…
Итак, вы «бежевая мама». То есть вы почему-то считаете, что вас и вашего ребенка должны окружать исключительно спокойные, сдержанные цвета…
18 мая на сцене «Под крышей» Театра Моссовета состоится премьера спектакля «Нашествие» по одноименной пьесе Леонида Леонова. Это произведение считается…