«Кинорепортер» выбрал самые нашумевшие трек-листы к фильмам уходящего года.
«Богемская рапсодия» (Bohemian Rhapsody)
The Original Soundtrack
Hollywood Records
Не было ни секунды сомнений в том, что саундтрек к фильму о любимой всем миром группе обречен на успех — хотя бы потому, что в него вошли оригинальные записи Queen и ничего более. Впрочем, среди 22 дорожек (где есть и студийные, и концертные записи) нашлось место и специально перезаписанной песне Doing All Right. Ее исполнили гитарист Брайан Мэй, барабанщик Роджер Тейлор и вокалист Тим Стаффел, который пел в группе Smile до того, как его место занял Фредди Меркьюри, после чего она довольно скоро превратилась в Queen. Но этот трек возник в музыкальной дорожке картины исключительно ради исторической правды, дополнительной репрезентативности и максимального соответствия реальной истории. И как ни относись к фильму, который, судя по всему, оказался скорее удачным, чем нет, что ни говори о соответствии актера Рами Малека образу Меркьюри, новый альбом старых песен совершенно очевидно станет бестселлером очень надолго.
https://www.youtube.com/watch?v=X1qTgkrAsLM&list=PLmpUqucV5ruj5D_TJywIQzkdzzLc4Qkak
«Лето»
Музыка из фильма
Первое музыкальное издательство
Сколько бы ни ломались копья вокруг этого фантазийного фильма о Викторе Цое и Майке Науменко, достоинства саундтрека к нему очевидны. Решение доверить исполнение культовых песен обоих легенд ленинградского рока «попсовику» Роману Билыку (он же Рома Зверь) и его группе «Звери», а также якутянину Петру Погодаеву, чей тембр и манера невероятно схожи с цоевскими, было спорным, но оказалось удачным. Рома Зверь по большому счету не испортил песни Майка, спев их искренне и с очень точным эмоциональным попаданием если не в букву, то в дух. Погодаев же, судя по всему, настолько любит (и, добавим, тонко, на интуитивном уровне чувствует) песни Цоя, что он их не спел даже, а кажется, прожил. Неожиданно органично в контекст и картины, и саундтрека влились кавер-версии западных рок-хитов: песню Дэвида Боуи All The Young Dudes исполнила группа Shortparis, Psycho Killer, композицию Дэвида Бирна из репертуара Talking Heads, записала группа Glintshake, а песню Игги Попа Passenger, сопровождающую один из самых ярких моментов картины, досталась, собственно, «Зверям» (не забыть и о песне Лу Рида Perfect Day, невероятно ярко прозвучавшей в исполнении актрисы Елены Кореневой). Дополнительным бонусом стали песни официально признанных советских музыкантов — ВИА «Здравствуй, песня» и дуэта Татьяны Рузаевой и Сергея Таюшева, использованные в картине для создания образа времени, когда они, в отличие от песен героев фильма, повсеместно звучали из радиоприемников и с экранов телевизоров.
«Звезда родилась» (A Star Is Born)
Soundtrack
Interscope Records
Четвертый ремейк оскароносного фильма 1937 года стал невероятным кинохитом — впрочем, популярны были и предыдущие версии (в особенности фильм Джорджа Кьюкора 1954 года с Джуди Гарлэнд). Беспроигрышная сюжетная схема (которую с 1976 года, когда вышел фильм с Крисом Кристофферсоном и Барброй Стрейзанд, успели подзабыть) и участие одной из самых популярных поп-исполнительниц сегодняшнего дня, Леди Гага, сделали свое дело. Судя по всему, популярность фильма отразилась и на саундтреке, хотя многие музыкальные критики отмечают его бесспорные музыкальные достоинства. Брэдли Купер, сыгравший роль кантри-певца Джейсона Мэйсона, оказался весьма приличным певцом (со свойственной голливудским актерам целеустремленностью он два с половиной года посвятил занятиям вокалом и выработке собственного музыкального стиля), а привлечение к работе над саундтреком известного кантри-музыканта Лукаса Нельсона (сына великого Вилли Нельсона: его группа выступила в картине в качестве сопровождающего героя Купера состава) словно бы удостоверило его талант. Способность Леди Гага к стилистическим перевоплощениям известна как минимум по ее совместному альбому с ветераном-крунером Тони Беннеттом, и потому неудивительно, что ее сильный голос и личностная харизма оказались к месту. Результат — удивительно верно продуманное сплетение кантри, софт-рока и поп-музыки, яркие песни (часть которых написана Леди Гага и Брэдли Купером совместно) — от почти что хрестоматийных рок-гимнов до корневых кантри-боевиков, от романтических баллад до поп-хитов. Вся эта панорама, над которой потрудились в том числе знаменитый продюсер Марк Ронсон и DJ White Shadow, авторы песен Джейсон Избелл и Хиллари Линдси, выстроила очень целостный и точный музыкальный образ фильма.
«Черная Пантера» (Black Panther)
Music by Ludwig Göransson
Hollywood Records/Marvel Music
За инструментальный саундтрек к «черному» кинокомиксу «Черная Пантера» (есть еще и песенный, который целиком на совести Кендрика Ламара) отвечал швед Людвиг Горанссон, известный как постоянный партнер режиссера Райана Куглера и одновременно партнер актера Дональда Гловера по его музыкальному проекту Childish Gambino, — понятно, что в мире актуальной афроамериканской музыки он как минимум не чужой. Горанссон решил совместить традиционно-голливудскую симфоническую мощь с этническими элементами. Для того чтобы воплотить в музыке образ выдуманной страны Ваканды, композитор сперва отправился в Сенегал, где плотно общался с легендарным музыкантом Бааба Маалом, а затем провел неделю в Южной Африке, где изучал полевые записи музыки различных африканских племен. В результате Маал записал несколько вокальных партий, также композитор записал в Сенегале африканские национальные инструменты: «говорящие барабаны», балафон и флейту фула. В Лондоне, на знаменитой студии Abbey Road, он продолжил работу с оркестром и хором. Результат оказался удивительным: элементы этнической музыки в оркестровой кинопартитуре производят сильное впечатление. И это не стилизованная, приглаженная мелодика, как, скажем, в «Короле Льве»: Горанссон настолько точно сплел обе стихии воедино, что, говорят, руководство студии Marvel даже пыталось упрекнуть его в том, что, собственно, Африки в ней не так много, но потом признало ошибочность этого суждения. И впрямь, нельзя не услышать Африку в невероятной силы ритме барабанов, которые оказываются поддержаны мощными духовыми и яркими, нервными струнными. Соблюдая все голливудские каноны, Людвиг Горанссон доказал, что противоречий между сенегальским пением и компонированной музыкой западного образца, в сущности, не так много.
«Тихое место» (A Quiet Place)
Original Motion Picture Soundtrack
Milan Records
Фантастический фильм ужасов о монстрах, реагирующих на громкие звуки, и семье, пытающейся выжить среди них, должен сопровождаться выдающейся музыкой. Выбор на роль композитора Марко Белтрами, кажется, был продиктован как минимум его опытом и в кинофантастике, и в хорроре: ведь это он написал музыку к «Войне миров Z» и «Фантастической четверке», «Я, робот» и «Не бойся темноты». Белтрами — большой мастер по части создания атмосферы, он умеет нагнетать и расслаблять, опускать сумерки и разгонять тьму, и в этом фильме он, кажется, применил максимум собственных умений. Музыка здесь построена на нехитром приеме противопоставления двух образов — нежных, трогательных, фортепьянно-струнных пьес, связанных с главными героями, и тревожных, то подкрадывающихся, то триумфально шествующих плотных оркестровых структур, символизирующих их врага. Однако образы эти чем дальше, тем больше проникают друг в друга — и дополняют друг друга. Кажется, Белтрами пишет не нотами, а эмоциями, ощущениями, состояниями: тихой радостью, смутной тревогой, яростью, стихийным страхом, напряженной сосредоточенностью. Мастерски расставляя паузы и мощные тутти, композитор добивается невероятного: кажется, можно всего лишь знать канву сюжета и слушать музыку — и тогда, как ни была бы крамольна эта мысль, сам фильм, в общем-то, не так уж и нужен.
Комментарии