2018 год оказался прорывным для отечественного сериального производства. Сразу несколько команд (TNT-Premier, Start) занимались созданием российских аналогов Netflix. Лучшие силы были брошены на эту амбразуру. В итоге самые качественные и оригинальные сериалы в уходящем году мы увидели не по телевизору, а в интернете. К этому можно относиться по-разному: с одной стороны, прогресс и всякое такое, с другой — зрелый зритель по-прежнему предпочитает «ящик» монитору компьютера, и остается только сожалеть, что подавляющее большинство россиян, особенно электорального возраста, так и не увидели ряд проектов. А ведь те вносят существенный вклад в попытки строительства гражданского общества.
Сериал TNT-Premier несомненный лидер в этом списке. Автор идеи Семен Слепаков написал злободневный и вместе с тем нежный сценарий, в котором беспощадно и остроумно высмеял российскую коррупцию, свинорылых чиновников, промышляющих откатами да рейдерскими захватами — и одновременно показал в подробностях жизнь маленького человека. Идея блестяще воплощена режиссером Петром Бусловым. Здесь качественно все – красочные заставки на титрах, диалоги, темпоритм и даже песня-рефрен. «Сколько денег нужно, чтобы стать счастливым?» — этим вопросом задаются авторы сериала и как бы отвечают: цена может варьироваться от 33 сребреников до гигантских куч американской валюты, на сделку с совестью способны пойти и нищий работяга, и интеллигенты-преподаватели, чего уж говорить о чиновниках? «Домашний арест» — произведение, продолжающее традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина, а блестящая игра актеров лишь усиливает сатирический эффект. Несомненно, это лучшие роли Павла Деревянко и Александра Робака за их карьеру.
Другой проект того же онлайн-сервиса TNT-Premier продолжает поднятую тему и снова показывает бесчинства власти. Продюсер Федор Бондарчук утверждает, что сериал смотрел сам Владимир Путин. Интересно, как глава государства реагировал на эпизоды, в которых чиновники, сидя в бане, поднимали тосты: «Выпьем за то, что если случится зона – то офшорная, если срок – то депутатский»… Проблема этого сериала, снятого режиссером Тито Калатозишвили, заключается в том, что Федор Бондарчук, исполняющий роль обаятельного мерзавца, переигрывает тут всех. Что и немудрено – у него было время отточить образ проштрафившегося представителя власти в фильме Дуни Смирновой «Два дня», который вышел аж в 2011 году и с которого «Год культуры» явно скопипастил ряд сюжетных поворотов.
Еще один сериал TNT-Premier поднимает тему сегодняшних непростых времен, но предметом исследования тут становится не власть, а человек, индивидуум. «Звоните ДиКаприо!» — несомненная сенсация этого года, вызвавшая бурные обсуждения в Сети. Режиссер Жора Крыжовников, явный мизантроп, снова создает мир, который трудно полюбить, и героев, к которым невозможно проникнуться эмпатией, но на сей раз делает это не прямолинейно, не «в лоб», а на философском уровне. Качество сериала – международное, проект вырывается из общего хора стандартного, отформатированного «мыла»: здесь есть интригующая история, которая держит тебя в напряжении до самого финала, оригинальная попытка адаптации библейского сюжета об Авеле и Каине, есть великолепная, «несериальная» игра почти всех актеров, особенно Александра Петрова и Андрея Бурковского, эффектнейшая музыка, которая, как и в фильмах Ларса фон Триера, тем возвышеннее и прекраснее, чем низменнее показанное на экране. Здесь есть сатира на киноиндустрию и пара очень недобрых шуток в адрес коллег. Но, самое главное, этот сериал пытается поговорить действительно о важном – о СПИДе, а значит, — об ответственности, толерантности, способности к простому человеческому сочувствию.
Сериал канала ТВ-3, снятый Борисом Хлебниковым — также крупное событие этого года, вписывающееся в мировые тренды. Мысль о том, что женщина – «тоже человек», и человек, намного более сильный, нежели мужчина, способный к действию, к противостоянию всем вызовам времени, витальный, умный, хитрый, с изворотливыми мозгами, подана в сериале столь ярко и изобретательно, что вызывает заслуженные ассоциации с такими прогремевшими мировыми феминистскими высказываниями, как «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Опасная игра Слоун», «Жена», «Большая игра». При этом «Обычная женщина» — лихо сделанное жанровое кино, отличный детектив с элементами трагикомедии. Главная героиня везет на своем могучем хребте нелепое семейство, работу и кучу бытовых проблем, словно Ольга из известного хита ТНТ, но которая потеряла все надежды, оптимизм, вконец ожесточилась и очерствела. Актриса Анна Михалкова наделила свой персонаж необыкновенной харизмой – на экране вроде монстр, но какой обаятельный!
Сама же «Ольга», которая в этом году явилась к зрителю ТНТ в третьем сезоне, по-прежнему вызывает интерес, сочувствие и радость узнавания. Попытка героини устроить свое личное счастье при помощи богатого, состоявшегося мужика вызвала понимание со стороны россиянок. И хотя появление в проекте Гоши Куценко и блудной ольгиной мамаши, сыгранной Татьяной Васильевой, украсило проект, есть ощущение, что нашу любимую историю пора закруглять — на взлете.
Еще одна попытка препарирования семейных ценностей от Первого канала вызвала бурные обсуждения. Снятый как бы в жанре реалити, проект смотрится весьма современно и необычно для нашего ТВ. Зрители заняли диаметрально разные позиции: одним было противно наблюдать за «ячейкой общества», в которой все построено на лжи, предательстве и фальши, других подкупил глубокий анализ нашего социума – в сериале ярко показана духовная ущербность состоятельных людей, их зацикленность на материальном, эгоцентризм, невнимание друг к другу. Как бы ни спорили оппоненты, ясно одно: для режиссерского дебюта, а сериал снимал 25-летний (на тот момент) Алексей Смирнов, это очень качественная работа.
Этот сериал Первого канала находится на другом – менее экстремальном, более интеллигентном полюсе. Он также рассказывает о семейных отношениях, любви и предательстве. Добротная работа сценаристки и режиссера Алены Званцовой, помноженная на звездный актерский состав, позволили зрителю понять, представить, из каких же «мелочей» состоит выполнение важных государственных миссий. Тебе в космос лететь, для Родины полезную информацию добывать – а жена спит с другим… и как быть? Психологический триллер с элементами мелодрамы – это телеявление, заслуживающее внимание.
Тема прошлого тоже продолжает будоражить производителей сериалов, и тут традиционно пальма первенства принадлежит каналу Россия. Можно долго спорить о качестве париков, усов и бород, но такие проекты, как «Годунов», «Ненастье» и «Кровавая барыня» воссоздали портреты разных, но удивительных времен, и зрители получили хоть какие-то основы исторического образования. Хотелось бы отдельно отметить заслуги Юлии Снигирь, которая снималась в «Кровавой барыне» чуть ли не одновременно с тяжелейшим проектом «Хождение по мукам» и продемонстрировала блестящую, иногда на грани нервного срыва игру. Тем обиднее, что профессиональное сообщество проигнорировало работу актрисы: Юлия, к сожалению, не получила статуэтки ТЭФИ в этом году, которая для многих была просто очевидной.
НТВ также в этом году обратилось к исторической теме и попыталось воссоздать период распада Советского Союза. Могучая харизма Владимира Машкова, сыгравшего роль дирижера военного оркестра, обеспечила сериалу Карена Оганесяна хорошие рейтинги и заставила нас осознать, как же мы соскучились по настоящим героям-мужчинам на экране.
Юмористические сериалы традиционно являются «хлебом» СТС и ТНТ. Однако в этом году мне хочется отметить прорыв канала «Супер». Тема похудения неожиданно стала весьма востребованной в кино- и телеиндустрии, и проект Антона Маслова не потерялся в этом разношерстном ряду. Личное обаяние актеров Романа Курцына, Бориса Дергачева, Софьи Зайки многих «подсадило» на незамысловатую историю русской Бриджит Джонс, так что ждем второго сезона.
Если говорить о способности осваивать разные жанры, невозможно не отметить и попытки онлайн-сервисов START и kino.1tv.ru снять фантастическую утопию. На деле у режиссера Андрея Джунковского получилась, конечно, драма с роботами. В сериале, действие которого происходит в недалеком будущем, задаются важные этические вопросы: насколько технический прогресс вытесняет из жизни душевное, не столкнемся ли мы скоро с человекозамещением? Паулина Андреева, сыгравшая идеального андроида, раскрыла себя с новой стороны: научившись особой пластике, способности не моргать несколько минут и менять голос, она теперь спокойно может претендовать на роли всяких стражей Галактики в обтянутых трико.
Этот важный эксперимент Первого канала стоит особняком в списке разножанровых сериалов. Совершенно очевидно, что канал опасался зрительской реакции: премьера много раз анонсировалась и откладывалась, что и немудрено — телефильм повествует об онкобольных подростках, все действие происходит в больнице. Однако продемонстрированный в итоге проект, несмотря на всю свою неровность, доказал: телевидение может быть человечным, социальным и одновременно смотрибельным. Если захочет. И зритель готов к серьезным разговорам.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…