Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
!!! Треков не найдено
15:28
КиноРепортер > Статьи > Итоги 2018: российские сериалы года

Итоги 2018: российские сериалы года

27 декабря 2018 /
Итоги 2018: российские сериалы года
Кадр из сериала «Домашний арест»

«КиноРепортер» вспоминает достижения уходящего года на отечественном телеэкране.

2018 год оказался прорывным для отечественного сериального производства. Сразу несколько команд (TNT-Premier, Start) занимались созданием российских аналогов Netflix. Лучшие силы были брошены на эту амбразуру. В итоге самые качественные и оригинальные сериалы в уходящем году мы увидели не по телевизору, а в интернете. К этому можно относиться по-разному: с одной стороны, прогресс и всякое такое, с другой – зрелый зритель по-прежнему предпочитает «ящик» монитору компьютера, и остается только сожалеть, что подавляющее большинство россиян, особенно электорального возраста, так и не увидели ряд проектов. А ведь те вносят существенный вклад в попытки строительства гражданского общества.

«Домашний арест»

Сериал TNT-Premier несомненный лидер в этом списке. Автор идеи Семен Слепаков написал злободневный и вместе с тем нежный сценарий, в котором беспощадно и остроумно высмеял российскую коррупцию, свинорылых чиновников, промышляющих откатами да рейдерскими захватами – и одновременно показал в подробностях жизнь маленького человека.  Идея блестяще воплощена режиссером Петром Бусловым. Здесь качественно все – красочные заставки на титрах, диалоги, темпоритм и даже песня-рефрен. «Сколько денег нужно, чтобы стать счастливым?» – этим вопросом задаются авторы сериала и как бы отвечают: цена может варьироваться от 33 сребреников до гигантских куч американской валюты, на сделку с совестью способны пойти и нищий работяга, и интеллигенты-преподаватели, чего уж говорить о чиновниках? «Домашний арест» – произведение, продолжающее традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина, а блестящая игра актеров лишь усиливает сатирический эффект. Несомненно, это лучшие роли Павла Деревянко и Александра Робака за их карьеру.

«Год культуры»

Другой проект того же онлайн-сервиса TNT-Premier продолжает поднятую тему и снова показывает бесчинства власти. Продюсер Федор Бондарчук утверждает, что сериал смотрел сам Владимир Путин. Интересно, как глава государства реагировал на эпизоды, в которых чиновники, сидя в бане, поднимали тосты: «Выпьем за то, что если случится зона – то офшорная, если срок – то депутатский»… Проблема этого сериала, снятого режиссером Тито Калатозишвили, заключается в том, что Федор Бондарчук, исполняющий роль обаятельного мерзавца, переигрывает тут всех. Что и немудрено – у него было время отточить образ проштрафившегося представителя власти в фильме Дуни Смирновой «Два дня», который вышел аж в 2011 году и с которого «Год культуры» явно скопипастил ряд сюжетных поворотов.

«Звоните ДиКаприо!»

Еще один сериал TNT-Premier поднимает тему сегодняшних непростых времен, но предметом исследования тут становится не власть, а человек, индивидуум. «Звоните ДиКаприо!» – несомненная сенсация этого года, вызвавшая бурные обсуждения в Сети. Режиссер Жора Крыжовников, явный мизантроп, снова создает мир, который трудно полюбить, и героев, к которым невозможно проникнуться эмпатией, но на сей раз делает это не прямолинейно, не «в лоб», а на философском уровне. Качество  сериала – международное, проект вырывается из общего хора стандартного, отформатированного «мыла»: здесь есть интригующая история, которая держит тебя в напряжении до самого финала, оригинальная попытка адаптации библейского сюжета об Авеле и Каине, есть великолепная, «несериальная» игра почти всех актеров, особенно Александра Петрова и Андрея Бурковского, эффектнейшая музыка, которая, как и в фильмах Ларса фон Триера, тем возвышеннее и прекраснее, чем низменнее показанное на экране. Здесь есть сатира на киноиндустрию и пара очень недобрых шуток в адрес коллег. Но, самое главное, этот сериал пытается поговорить действительно о важном – о СПИДе, а значит, – об ответственности, толерантности, способности к простому человеческому сочувствию.

«Обычная женщина»

Сериал канала ТВ-3, снятый Борисом Хлебниковым – также крупное событие этого года, вписывающееся в мировые тренды.  Мысль о том, что женщина – «тоже человек», и человек, намного более сильный, нежели мужчина, способный к действию, к противостоянию всем вызовам времени, витальный, умный, хитрый, с изворотливыми мозгами, подана в сериале столь ярко и изобретательно, что вызывает заслуженные ассоциации с такими прогремевшими мировыми феминистскими высказываниями, как «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Опасная игра Слоун», «Жена», «Большая игра». При этом «Обычная женщина» – лихо сделанное жанровое кино, отличный детектив с элементами трагикомедии. Главная героиня везет на своем могучем хребте нелепое семейство, работу и кучу бытовых проблем, словно Ольга из известного хита ТНТ, но которая потеряла все надежды, оптимизм, вконец ожесточилась и очерствела.  Актриса Анна Михалкова наделила свой персонаж необыкновенной харизмой – на экране вроде монстр, но какой обаятельный!

«Ольга»

Сама же «Ольга», которая в этом году явилась к зрителю ТНТ в третьем сезоне, по-прежнему вызывает интерес, сочувствие и радость узнавания.  Попытка героини устроить свое личное счастье при помощи богатого, состоявшегося мужика вызвала понимание со стороны россиянок. И хотя появление в проекте Гоши Куценко и блудной ольгиной мамаши, сыгранной Татьяной Васильевой, украсило проект, есть ощущение, что нашу любимую историю пора закруглять – на взлете.

«Садовое кольцо»

Еще одна попытка препарирования семейных ценностей от Первого канала вызвала бурные обсуждения. Снятый как бы в жанре реалити, проект смотрится весьма современно и необычно для нашего ТВ. Зрители заняли диаметрально разные позиции: одним было противно наблюдать за «ячейкой общества», в которой  все построено на лжи, предательстве и фальши, других подкупил глубокий анализ нашего социума – в сериале ярко показана духовная ущербность состоятельных людей, их зацикленность на материальном, эгоцентризм, невнимание друг к другу.  Как бы ни спорили оппоненты, ясно одно: для режиссерского дебюта, а сериал снимал  25-летний (на тот момент) Алексей Смирнов, это очень качественная работа.

«Частица Вселенной»

Этот сериал Первого канала находится на другом – менее экстремальном, более интеллигентном полюсе. Он также рассказывает о семейных отношениях, любви и предательстве. Добротная работа сценаристки и режиссера Алены Званцовой, помноженная на звездный актерский состав, позволили зрителю понять, представить, из каких же «мелочей» состоит выполнение важных государственных миссий. Тебе в космос лететь, для Родины полезную информацию добывать – а жена спит с другим… и как быть? Психологический триллер с элементами мелодрамы – это телеявление, заслуживающее внимание.

«Годунов» и другие

Тема прошлого тоже продолжает будоражить производителей сериалов, и тут традиционно пальма первенства принадлежит каналу Россия. Можно долго спорить о качестве париков, усов и бород, но такие проекты, как «Годунов», «Ненастье» и «Кровавая барыня» воссоздали портреты разных, но удивительных времен, и зрители получили хоть какие-то основы исторического образования. Хотелось бы отдельно отметить заслуги Юлии Снигирь, которая снималась в «Кровавой барыне» чуть ли не одновременно с тяжелейшим проектом «Хождение по мукам» и продемонстрировала блестящую, иногда на грани нервного срыва игру. Тем обиднее, что профессиональное сообщество проигнорировало работу актрисы: Юлия, к сожалению, не получила статуэтки ТЭФИ в этом году, которая для многих была просто очевидной.

«Медное солнце»

НТВ также в этом году обратилось к исторической теме и попыталось воссоздать период распада Советского Союза. Могучая харизма Владимира Машкова, сыгравшего роль дирижера военного оркестра, обеспечила сериалу Карена Оганесяна хорошие рейтинги и заставила нас осознать, как же мы соскучились по настоящим героям-мужчинам на экране.

«Фитнес»

Юмористические сериалы традиционно являются «хлебом» СТС и ТНТ. Однако в этом году мне хочется отметить прорыв канала «Супер». Тема похудения неожиданно стала весьма востребованной в кино- и телеиндустрии, и проект Антона Маслова не потерялся в этом разношерстном ряду. Личное обаяние актеров Романа Курцына, Бориса Дергачева, Софьи Зайки многих «подсадило» на незамысловатую историю русской Бриджит Джонс, так что ждем второго сезона.

«Лучше, чем люди»

Если говорить о способности осваивать разные жанры, невозможно не отметить и попытки онлайн-сервисов START и kino.1tv.ru снять фантастическую утопию. На деле у режиссера Андрея Джунковского получилась, конечно, драма с роботами. В сериале, действие которого происходит в недалеком будущем, задаются важные этические вопросы: насколько технический прогресс вытесняет из жизни душевное, не столкнемся ли мы скоро с человекозамещением?  Паулина Андреева, сыгравшая идеального андроида, раскрыла себя с новой стороны: научившись особой пластике, способности не моргать несколько минут и менять голос, она теперь спокойно может претендовать на роли всяких стражей Галактики в обтянутых трико.

«Красные браслеты»

Этот важный эксперимент Первого канала стоит особняком в списке разножанровых сериалов. Совершенно очевидно, что канал опасался зрительской реакции: премьера много раз анонсировалась и откладывалась, что и немудрено – телефильм повествует об онкобольных подростках, все действие происходит в больнице. Однако продемонстрированный в итоге проект, несмотря на всю свою неровность, доказал: телевидение может быть человечным, социальным и одновременно смотрибельным. Если захочет. И зритель готов к серьезным разговорам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: