«КиноРепортер» выбрал самые нашумевшие фильмы уходящего года - российские и зарубежные.
«Я худею»
Поучительный ромком «Я худею» оказался не только кассовым хитом (670 млн рублей), но и настоящим бенефисом Александры Бортич. Быстро набрав 20 кг для роли девушки, брошенной из-за полноты, она превратилась в настоящую пышку, а затем также стремительно избавилась от веса прямо по ходу съемок. Зрители радушно оценили ее физические метаморфозы в этой одновременно смешной и грустной истории от режиссера Алексея Нужного (сериал «Ольга») и сценариста Николая Куликова («Экипаж», «Движение вверх»). А шутки и отрывки из картины разошлись по интернету, закрепив за ней народное признание.
«Человек, который удивил всех»
Провокационная на первый взгляд лента дуэта Натальи Меркуловой и Алексея Чупова отметилась в этом году на Венецианском кинофестивале — приз за лучшую женскую роль (Наталья Кудряшова). Однако разыгравшаяся в глухой сибирской деревне драма егеря (Евгений Цыганов), который решил переодеться в женщину, чтобы обмануть свою смерть, вовсе не пытается следовать актуальному западному тренду и не имеет никакого отношения к трансвестизму. Как раз наоборот, фильм напрямую обращается к фундаментальному мифу о перевоплощении, сталкивая лбами современные предрассудки и глубоко пустившие свои корни в каждом из нас традиции.
«Довлатов»
Сергей Довлатов — один из самых любимых в России писателей второй половины XX века, но за пределами нашей страны его не так хорошо знают. И все же это не помешало байопику Алексея Германа мл. попасть в конкурс Берлинского кинофестиваля и получить там два приза, включая «Серебряного медведя» Еленой Окопной с формулировкой «за выдающиеся художественные решения». «Довлатов» демонстрирует крайне необычный подход к жанру: там, где другие стараются максимально растянуть время, здесь речь идет всего о паре дней. Картина живописует быт ленинградской интеллигенции начала 1970-х, знакомых Довлатова и его самого. Не менее чем призы, важно и признание зрителей, проникнувшихся атмосферой чарующего ретро и оплативших билетами почти все затраты на съемки, что большая редкость для арт-кино.
«Гофманиада»
Роскошная кукольная фантазия по мотивам сказочных историй немецкого классика Эрнста Гофмана полтора десятилетия была в производственном аду, существуя от одного гранта к другому. В 2018 году, инициированный знаменитым художником Михаилом Шемякиным мультфильм наконец добрался до зрителей, став первой полнометражной лентой «Союзмультфильма» в его российской истории. Собранная из более чем сотни кукол и многочисленных декораций, которые были сделаны вручную, «Гофманиада» стала не только символом обновления легендарной студии, но настоящим подарком для всех любителей покадровой анимации.
«Форма воды»
Политически корректная фэнтези-мелодрама о любви человека-амфибии и немой уборщицы на фоне холодной войны стала настоящим триумфом для мексиканского сказочника Гильермо дель Торо. Создателя готических сказок и инфантильных экшенов чествовали сначала на кинофестивале в Венеции (главный приз), затем на BAFTA и «Золотом глобусе» — за режиссуру, а вишенкой стал «Оскар» в номинации «Лучший фильм» (плюс еще 3 статуэтки). После этого прокатная судьба картины более чем сложилась, а отечественному зрителю даже достался приятный бонус: наконец-то «хороший» русский в исполнении Майкла Стулбарга.
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Классик современной драматургии, режиссер и сценарист Мартин МакДона вновь растревожил общественность в этом году. Его ироничная драма о матери, ищущей справедливости («Оскар» для Фрэнсис МакДорманд), удивительным образом говорила просто о сложном и находила отклик даже у зрителей, предпочитающих кинотеатру телевизор. Однако едкий юмор постановщика-правдоруба напугал Американскую киноакадемию, которая ограничилась лишь еще одной статуэткой для Сэма Рокуэлла. Другие кинопремии были несколько щедрее. Впрочем, неудача на «Оскаре» совсем не помешала картине завоевать по-настоящему народную любовь, в том числе и в России.
«Мстители: Война бесконечности»
Самый успешный супергеройский фильм в истории и рекордсмен этого года (сборы превысили $2 млрд) совершил, как казалось, невозможное. Блокбастер братьев Руссо собрал под одной крышей почти всех героев предыдущих лент Marvel (а их уже 18). Фанаты ликовали (и ходили в кинотеатр по нескольку раз), соревнуясь в поиске пасхалок вроде того, что один Шерлок (Роберт Дауни мл.) соседствует на экране с другим (Бенедикт Камбербэтч), дети путались, кем же из россыпи супергероев им хочется быть. Ну а специалисты гадают, что ждет продолжение, которое выйдет в мае 2019 года.
«Суперсемейка 2»
В последнее время не смолкали разговоры, что Pixar уже не та и совсем погрязла в сиквелах («Тачки», «В поисках Дори»), однако в этом году студия достойно ответила всем скептикам. Продолжения «Суперсемейки» зрители ждали долгих 14 лет. И дождались: Брэд Берд («Оскар» за первую часть) приправил приключения супергеройского семейства Парр феминизмом и высокими технологиями. Дети и их родители были очень довольны — по итогам 2018 года новая «Суперсемейка» стала вторым по сборам мультфильмом в истории ($1,3 млрд), уступив только «Холодному сердцу».
«Богемская рапсодия»
Споры, кто должен был играть Фредди Меркьюри, наконец в прошлом: Рами Малек успешно доказал, что Брайан Сингер сделал абсолютно правильный выбор. Без сомнения, самый ожидаемый байопик года «Богемская рапсодия» получилась фактически официальной кинолетописью Queen: за проектом присматривали как продюсеры гитарист группы Брайан Мэй и барабанщик Роджер Тейлор. А построена она на почти трех десятках рок-хитов, смонтированных в духе гала-концерта и разбавленных хрестоматийными деталями из жизни музыкантов, драйв и размах которых популярно объясняют и фанатам, и обычным зрителям, что «шоу должно продолжаться».
Комментарии