Первый вестерн «Большое ограбление поезда» вышел в 1903 году. А спустя два десятилетия родился первый российский истерн «Красные дьяволята»: отгремела Гражданская война, и осмыслить непривычную реальность требовалось в том числе средствами кинематографа. С тех пор истерны испытали немало взлетов и падений, успев взорвать советский прокат и временно кануть в Лету. Разбираемся в истории жанра и погружаемся в поиски ответа на вопрос, почему в последние годы он переживает ренессанс.
Истерны – не единственная реинкарнация вестерна за пределами США. В 1906-м австралийцы сняли «Подлинную историю банды Келли» – первый бушрейнджерский вестерн (бушрейнджеры – беглые преступники). Аргентинская «Гордая пастушка» (1915) дала старт гаучо-вестернам Южной Америки. Позднее родятся спагетти-вестерны (Италия), фасолада-вестерны (Греция), рамен-вестерны (Азия) и карри-вестерны (Болливуд). Нехитрые, но увлекательные сюжеты легко переносились на любые национальные рельсы и завоевывали сердца зрителей.
В 1920-м Лев Кулешов создал агитку «На красном фронте», герой которой защищал от белогвардейцев секретный пакет. Лента шла всего 18 минут, и сейчас найти ее проблематично. Первым же этапным истерном стали «Красные дьяволята» по повести Павла Бляхина, которая не уступала творением Луи Буссенара с Фенимором Купером. Приключения отважных ребят, помогавших громить махновцев, казались отличным материалом для экранизации. И в 1923-м ее осуществил Иван Перестиани, друг Федора Шаляпина.
Ведущие роли разделили артисты Тифлисского цирка, они же исполнили трюки. Одним из «дьяволят» стал сенегалец Кадор Бен-Салим – реальный боец чапаевской дивизии и первый темнокожий актер на советском экране. Колоритные лица, стремительный темп и победа добра (Буденный) над злом (Махно) сделали «Дьяволят» настоящим блокбастером. На имя Буденного даже сыпались письма зрителей с просьбой завербовать их в «дьяволята».
Бытует легенда, что фанатом фильма являлся Владимир Маяковский: он-то якобы и убедил Перестиани поставить аж четыре продолжения. Все они были созданы в 1926 году, но ни одно не выстрелило так, как оригинал. Собственно, он и сформировал канон истерна: с соперничеством красных с белыми и бандитами, с Гражданской войной в качестве исторического контекста и южным сеттингом (съемки «Дьяволят» велись в Тбилиси, Крыму и Батуми).
В конце 1920-х критики принялись ругать приключенческие произведения за пропаганду индивидуализма. Истерны притихли до середины 1930-х, когда появился «Джульбарс» Владимира Шнейдерова (он же снял «Золотое озеро» о столкновении геологов с «черными старателями»). На смену пустыням пришли горы Памира, но верблюды были на месте, а в сюжет о борьбе с басмачами удачно вписалась храбрая овчарка. Мальчишки всего Союза были в восторге.
В 1936-м Михаил Ромм выпустил «Тринадцать» по заказу Иосифа Сталина: вождю приглянулся «Потерянный патруль» гуру вестернов Джона Форда, и он поручил снять нечто подобное на советский лад. Это ознаменовало оттепель в отношении истернов. Съемочная группа отправилась в Каракумы и, скрипя песком на зубах, выстрадала шедевр. В нем горстка красноармейцев удерживает орду головорезов до прибытия подмоги, все мучаются от жажды и по очереди гибнут, а в финале командир лихо косит басмачей из пулемета.
Приключенческая линия у Ромма неотделима от камерного триллера о выживании, что выкрутило градус саспенса до предела. И покорило не только советскую публику, но и Голливуд: в 1943-м вышел ремейк «Тринадцати», «Сахара» с Хамфри Богартом (3 номинации на «Оскара»), а в 1995-м – ремейк ремейка с Джеймсом Белуши. Самое забавное, что и оригинальный «Потерянный патруль» – ремейк британской ленты 1929 года!
Великая Отечественная война поставила развитие истернов на паузу. В 1943-м перевыпустили «Красных дьяволят» с целью поднять моральный дух граждан, но на этом все. А после Победы в СССР начали крутить «трофейное» импортное кино, в том числе «Дилижанс» того же Форда, проникший в Союз в 1948-м с заголовком «Путешествие будет опасным». Впечатлившись, Сталин рекомендовал догнать и перегнать, тем самым реанимировав жанр.
В 1950-м Константин Юдин перенес истерн-стилистику в 1940-е: в «Смелых людях» работники конезавода идут в партизаны, бьют фашистов и трюкачат на лошадях. В эпизоде чуть было не снялся Юрий Никулин, зато в кадре мелькнула его будущая жена Татьяна, поклонница конного спорта. «Смелые люди» создавали красивый миф о героических подвигах, а художник-постановщик Геннадий Мясников рапортовал Юдину, что «фильм смотрят по нескольку раз… подобной живой реакции зрителя я никогда не видел».
«Смелые люди» стали лидером проката – их посмотрели 41,2 млн человек. Спустя 3 года Сталин скончался, но истерны и не думали умирать. Под влиянием все того же «Дилижанса» в 1957-м страну настигли «Огненные версты»: группа товарищей на тачанке мчится через степь, дабы предотвратить мятеж белых. Чекист, актер, солдат, медсестра – такие же четкие архетипы, как и у Форда, а революционная Россия – почти Дикий Запад. Истерны становились метафоричнее и человечнее одновременно. Советское кино готовилось к новой встряске, которая грянула в 1966-м.
Повесть «Красные дьяволята» не давала покоя кинематографистам. За ее переосмысление взялся Эдмонд Кеосаян, а важным подспорьем оказался вестерн Джона Стерджеса «Великолепная семерка» (1960). Искры двух бриллиантов высекли «великолепную четверку» – боевик «Неуловимые мстители», эталонный во всем: от исполнителей больших и маленьких ролей до задумчивой баллады, под которую герои, намеренные жить целую вечность, удалялись в закат.
Подвигами Даньки, Ксанки, Валерки и Яшки-цыгана восхищались 54,5 млн зрителей. «Новые приключения неуловимых» (1968) и «Корона Российской империи» (1971) собрали 66,2 млн и 60,8 млн. А вот затесавшееся меж ними «Белое солнце пустыни» (1969) привлекло в залы лишь 34,5 млн. Поскольку полотно Владимира Мотыля, внешне придерживаясь канонов истерна, по факту их деконструировало.
Одинокого странника Сухова (Анатолий Кузнецов), чисто нашего Клинта Иствуда, посещают романтические грезы. Эпизоды с шебутным гаремом добавляют действу комичности. А судьба Верещагина (Павел Луспекаев), эдакого былинного богатыря, глубоко трагична. Многие не понимали, как столько жанров умещается в одной картине, которая вроде напоминала «Тринадцать» пустынным сеттингом, пулеметным экшеном и мотивом оторванности от дома, но все равно выглядела уникально. И выглядит до сих пор.
В 1970-е американский вестерн в классической форме приказал долго жить, а истерн достиг пика могущества. Ленты этого жанра снимали на разных национальных студиях – «Таджикфильм», «Узбекфильм», «Киргизфильм». Красноармейцы сражались с басмачами («Седьмая пуля»), авантюристы искали золото («Пропавшая экспедиция»), чекисты бросали вызов иностранной разведке («Транссибирский экспресс»), а известные люди получали собственные байопики («Конец императора тайги» о молодости Аркадия Гайдара).
Непревзойденную и поныне вершину истерн покорил в 1974-м, когда чекист Шилов с усталым взглядом Юрия Богатырева стал «Своим среди чужих, чужим среди своих». С этой картиной дебютировал в полном метре 29-летний Никита Михалков. В основу сценария легла заметка о запасе сибирского золота, которое переходило из одних алчных рук в другие, пока страна изнемогала от голода.
Интригующий сюжет наложился на любовь Михалкова к «долларовой трилогии» Серджио Леоне, и в результате родился новаторский хит с бешеной энергетикой, дерзкими (пусть и вынужденными) экспериментами с цветом и монтажом и пронзительной музыкой Эдуарда Артемьева. Сам режиссер элегантно исполнил роль атамана Брылова.
В следующее десятилетие развитие жанра протекало по проторенной тропке, и редкие фильмы по-настоящему впечатляли. Персонажи все чаще выходили плоскими, истории – шаблонными. На общем фоне выделялся «Шестой» (1981) Самвела Гаспарова: в год релиза ленту посмотрели 24 млн человек.
Сергей Никоненко сыграл начальника милиции, который сколачивает отряд для борьбы с преступниками. Преодолевая апатию обывателей и не щадя живота своего, храбрецы рассеивают банду по ветру, а кульминации конфликт достигает в виртуозном налете на поезд. Схожий сюжет перекочует в «Холодное лето пятьдесят третьего…» (1987) Александра Прошкина, уже без драматичных реалий Гражданской войны. Этой напряженной драме подарил прощальную роль Анатолий Папанов. Да и сами истерны прощались с былыми успехами.
Переломные 1990-е требовали осмысления сквозь призму иных жанров: боевика («Брат»), притчи («Окраина), драмеди («Такси-блюз»), эксцентричной комедии («Ширли-мырли»). Об истернах вспоминали единичные энтузиасты вроде Рашида Нугманова, затеявшего постапокалиптику «Дикий Восток» по идее Виктора Цоя.
В нулевые ситуация не изменилась. Хотя, например, истерн-экшен «Охота на пиранью» (2006) собрал 171,4 млн рублей при вдвое меньшем бюджете. Очевидно, что приключенческое кино по-прежнему было востребовано. Но в полной мере это осознал лишь Андрей Богатырев, чей «Красный призрак» в 2020-м воскресил истерн в формате сочного кинокомикса. Алексей Шевченков воплотил образ загадочного мстителя, который устраняет нацистов: вполне в духе Человека без имени, визитной карточки короля вестерна Клинта Иствуда.
В 2021-м тренд подхватили якуты. «Холодное золото» Петра Хики, где НКВД преследует агитирующую за Гитлера «контру», не поражает новизной, но берет свое колоритом. Сугробы, олени, жесткий блеск глаз из-под меховых шапок.
В 2022-м Богатырев выпустил «Легенду о самбо», не истерн, но занятный эксперимент, напомнивший о «Непобедимом» (1983), где красноармеец Хромов (Андрей Ростоцкий) изучал в Средней Азии боевые искусства.
А свежее творение Богатырева «Золото Умальты» возвращает нас к «Своему среди чужих»: вновь Сибирь, пропавший драгметалл и охотники за удачей, жаждущие им завладеть. Этот фильм с размахом снимали в районе Хабаровска, в Карелии и Ленинградской области, для его продвижения создали фестиваль, а для продолжения истории замахнулись на сериал и видеоигру.
За последние двадцать лет никто не уделял истернам подобного внимания. Зато теперь ясно, что без них нам будет так же тоскливо, как и герою Сергея Шакурова из «Своего среди чужих», прозябавшему среди груды пыльных бумажек. Поэтому пожелаем кинематографистам чаще прыгать в седло, обнажать саблю и кричать во все горло: «Эскадрон! За мной! Рысью! Марш!»
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…