Кино

«Огненный лис»: Высокохудожественный док с просторов Камчатки

11 мая в России отмечают один из главных экологических праздников – День любви к природе. В связи с этим «КиноРепортер» в деталях рассказывает красочной документальной ленте «Огненный лис», которая всего через неделю появится на больших экранах. 

В документалистике последних лет отмечается любопытный тренд – неигровые картины режиссеры предпочитают снимать как высокохудожественное кино. Сюжет одних проектов создатели подстраивают под заранее продуманный сценарий и вносят вынужденные изменения на ходу. Авторы других делают ставку на необычные эстетические и даже структурные элементы, практически немыслимые для традиционного научпопа, зачастую абсолютно бесстрастного.

«Магические доки» показывают на фестивалях в Анадыре (герой «Последнего парохода», разыскивающий на Кольском полуострове дом предков, почти каждую ночь видит яркие сны) и в Москве (в «Территории» голливудский актер сербского происхождения в поисках снежного барса оказывается в самом центре горной Киргизии). Подобное кино скоро появится и в широком прокате – с 18 мая зрители всей страны смогут полюбоваться бескрайними просторами Камчатки. И, конечно, смелым лисенком, который стал героем совершенно невероятной истории.

«Огненного лиса» (его, кстати, тоже показывали на ММКФ) супруги Дмитрий и Анна Шпиленок снимали 26 месяцев. Жили в нечеловеческих условиях – вдали от цивилизации, по соседству с дикими животными. Те настолько привыкли к людям, что стали подпускать их на минимальное расстояние – даже крошечных лисят (умилительных кадров здесь хватает!) оставляли на попечение. При таком подходе совершенно неудивительно, что в результате получилась картина, в которой взгляд со стороны невозможно назвать безучастным.

Да и сама история Ветра, лисенка-последыша, который накануне своей первой зимы остался один посреди тундры, получилась крайне личной. Во-первых, герой рассказывает о своих приключениях голосом Олега Вирозуба. Во-вторых, за драматургию отвечает сама жизнь: режиссеру оставалось только поймать уникальные моменты в объектив, а затем подсветить их с помощью монтажа и закадрового текста. Что самое интересное, расхождения в словах и действиях никакого – тайминг и эмпатия безупречны.

Эмоциональные экстремумы и конфликтные точки тоже на месте – любовь, вражда, борьба за жизнь. Ветер встретит роскошную Лаву, ради которой пойдет на красивый, но опасный подвиг, а позднее и вовсе будет вынужден вступить в борьбу с заклятым врагом. Острые моменты сглажены (рейтинг 6+), но переживать за героя зритель любого возраста все равно будет всей душой. 

Хотя изначально выбор Дмитрия и Анны пал отнюдь не на Ветра: лисенок действительно был слишком слаб и попросту мог не выжить. К счастью, ему удалось обмануть чужие ожидания. Перемена была не быстрой, но разительной – и отчасти ее можно списать на бескомпромиссные условия. С другой стороны, нельзя обойти вниманием фразу создателей о том, что у каждого лиса ярко проявлен собственный характер: кого-то внешние условия закаляют, а кого-то способны и сломить. В общем, параллели очевидны.

Любопытно, что Дмитрий Шпиленок не первый раз снимает яркое документальное кино про круговорот жизни на Камчатке: именно там разворачивались действия его совместных с Владиславом Гришиным картин «Медведи Камчатки. Начало жизни» (2018) и «Нерка. Рыба красная» (2020). В этих проектах тоже находилось место для бескрайних просторов, самоотверженных поступков и страшных визитеров, с которыми ни за что не пожелаешь встретиться лицом к лицу.

Режиссеру вновь удалось совладать с непростым материалом: «Огненный лис» в итоге получился удивительной историей для всей семьи, в которой интереснейший рассказ о закрытом и суровом мире пересекается с умопомрачительными красотами и вдохновляющей идеей про то, что любой, даже самый сильный страх, можно победить во имя чего-то большего. 

Социально проект тоже заряжен, хотя на первый взгляд так и не скажешь: никаких нравоучений с экрана. Безусловную любовь к природе авторы прививают, начиная с малого, и делают это так искусно, что в будущем она обязательно должна дать свои плоды. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Олененок»: Стендап, абьюз и сталкинг в самом вирусном сериале весны

Парень по имени Донни Данн (Ричард Гэдд) – классический лузер. Ни девушки у него нет, ни приличной работы, ни собственной…

15 часов назад

Самые ожидаемые премьеры ближайшего будущего

Традиционная подборка трейлеров, которые больше всего нас на уходящей неделе заинтриговали. Нетривиальный хоррор с Холли Берри, opus magnum Кевина Костнера,…

1 день назад

Театр наций проведет большой китайский фестиваль искусств

Государственный Театр наций намерен организовать большой китайский фестиваль искусств. Такие планы озвучил художественный руководитель учреждения Евгений Миронов. Ранее провести Год…

1 день назад

Рузиль Минекаев – о «Слове пацана», быстром темпе жизни, воспитании детей и… вышивании

Не пацан, но муж. В жизни Рузиль совсем не похож на своего героя из сериала Жоры Крыжовникова, который принес ему…

1 день назад

«Он гений»: Шэрон Стоун и Лиам Нисон вступились за Кевина Спейси

Прославленный актер, лауреат множества престижных наград, включая два «Оскара», Кевин Спейси до сих пор пребывает в опале после того, как…

1 день назад

Бобер и кино – идеальный союз

Бобер – не только герой глупых польских мемов, но и благородное животное. Выполняющее массу полезных для окружающей среды функций. В…

2 дня назад