Кино

Искусство против пропаганды в китайском блокбастере-рекордсмене

Супергеройский экшен Джона Уоттса «Человек-паук: Нет пути домой» торжественно преодолел рекордную в 2021 году планку кассовых сборов: на данный момент они составляют $1,1 млрд в мировом прокате. А ближе всего к этой цифре подобралась не самая очевидная лента – китайский военный блокбастер «Битва при Чосинском водохранилище».

Он заработал $902,5 млн, больше, чем «Форсаж 9» ($726,4 млн) и «Не время умирать» ($774 млн). Как же так получилось? Что это вообще за фильм, чем знаменательна история его создания и почему в случае «Битвы» деньги решают далеко не все? Разбираемся в нашем материале.

Исторический бэкграунд

Без краткого экскурса в прошлое не обойтись. В июне 1950 года началась корейская война – противостояние КНДР (Северная Корея) и Республики Корея (Южная Корея). Два государства на месте некогда единой страны, до конца Второй мировой находившейся под контролем Японии, появились в 1948-м. СССР и США поделили Корею на зоны влияния. В Северной, коммунистической части стремительно наращивались вооружения, и в 1950-м войска КНДР вторглись на соседнюю территорию.

Поначалу неожиданное наступление северокорейских войск, так называемой Корейской народной армии, складывалось успешно: через три дня пала столица Южной Кореи – Сеул. Но вскоре после того как значительная часть страны оказалась под контролем захватчиков, в конфликт вступили американцы, а вслед за ними – другие союзные государства ООН. Корейская народная армия была разгромлена. Соглашение о прекращении огня подписали летом 1953-го, хотя и по сей день отношения между Северной и Южной Кореей напряжены до предела.

Битва при Чосинском водохранилище

В ноябре 1950-го вооруженный корпус сил ООН, отрезанный от основной армии, попал в окружение численно превосходящих сил противника. Преимущественно – китайских добровольцев, воевавших на стороне КНДР. Корпус ООН насчитывал около 30 тысяч человек, большинство из которых были американскими морпехами. Они с трудом передвигались по гористой местности, изнемогали от страшного холода и не могли толком воспользоваться бронетехникой, поскольку на неподходящем ландшафте она являлась скорее обузой, чем реальным подспорьем.

Решающие бои развернулись у берегов водохранилища Чосин. Американские военные смогли прорвать кольцо окружения и эвакуировались, потеряв порядка 10 тысяч человек (включая южнокорейских солдат). Потери китайской армии составили свыше 40 тысяч. Однако исход битвы совсем не однозначен.

Силы ООН оказались временно вытеснены с захваченных территорий, но из-за большого количества погибших и раненых две китайских дивизии пришлось расформировать. И позднее, в 1951-м, именно значительные потери соперника при Чосине позволят союзникам закрепиться в Корее без прежнего яростного сопротивления.

Как появился фильм?

Этому сражению, собственно, и посвящен блокбастер «Битва при Чосинском водохранилище». Здесь нужно понимать, что при рассуждениях о войнах прошлого зачастую сталкиваешься с прямо противоположными взглядами на дела давно минувших дней. Многие французские историки, например, убеждены в победе Франции в войне 1812 года – только потому, что Наполеон занял Москву. Вот и при анализе «Битвы» многое зависит от ракурса.

А ракурс этот весьма тривиален. Создание картины стало важной маркетинговой акцией, осуществленной по заказу отдела пропаганды Центрального комитета Коммунистической партии Китая и приуроченной к ее 100-летнему юбилею. На производство фильма выделили рекордные $200 миллионов, что сделало его самым дорогим (а позднее и самым кассовым) в истории китайского кинематографа. Заодно «Битва при Чосинском водохранилище» стала и наиболее прибыльной неанглоязычной лентой всех времен и народов.

К съемкам привлекли сразу трех маститых постановщиков. Чэнь Кайгэ в 1993-м завоевал «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах с драмой «Прощай, моя наложница». Данте Лам снял больше двух десятков картин, включая кассовый хит 2018 года «Операция в Красном море». Цуй Харк известен культовыми боевиками с Джетом Ли («Однажды в Китае», 1991) и Джеки Чаном («Близнецы-драконы», 1991), а также парой фильмов с Жан-Клодом Ван Даммом («Колония» 1997 года, «Взрыватель» 1998-го). В общем, самая что ни на есть тяжелая артиллерия.

Что происходит на экране?

«Битва при Чосинском водохранилище» идет почти 3 часа, и за это время на экране переплетаются несколько сюжетных линий – с участием китайских солдат, главы Китайской Народной Республики Мао Цзэдуна и американского командования, представленного генералом МакАртуром.

Генерал, неуловимо напоминающий деспотичного сержанта Хартмана из «Цельнометаллической оболочки», заявляет, что американцев ведет Бог и война будет длиться недолго. Самолеты армии США парят на границе с Китаем и сбрасывают бомбы. Нам недвусмысленно намекают, что корейский конфликт представляет серьезную угрозу для безопасности Китая. И если эту угрозу проигнорировать, враги могут подумать, что с интересами Китая считаться не обязательно.

Мао справедливо замечает: хочешь мира – готовься к войне. Проклятые империалисты развязали вооруженное противостояние, и для обеспечения процветания Китая в долгосрочной перспективе нужно кровь из носу дать отпор агрессору прямо сейчас. Эта мысль повторяется неоднократно, чтобы ни у кого не возникло сомнений в мотивации китайских солдат. А иллюстрируется так старательно, чтобы космический бюджет сквозил буквально в каждом кадредля праведного дела, дескать, никаких денег не жалко.

Зачастую, правда, внешние эффекты выглядят весьма нелепо. На экране без конца мелькают масштабные кадры с обилием кораблей и самолетов. Навязчиво и не всегда уместно используется полиэкран, а потешные операторские ходы вроде рапидов под неимоверно пафосную музыку вызывают скорее смех, чем трепет. В целом «Битва при Чосинском водохранилище» – это крайне утомительное зрелище. Долгое, шумное, откровенно безвкусное. И в усталую дрему затягивает гораздо раньше, чем это монументальное, но страшно тяжеловесное полотно подползает к финалу.

Откуда такие сборы?

Все предельно просто и очевидно – спасибо китайскому рынку. Из $902,5 млн общих сборов $899,4 пришлись на домашнюю территорию. Еще $2,5 млн «Битва при Чосинском водохранилище» заработала в Гонконге, который вообще-то тоже является особым административным районом Китайской Народной Республики. Оставшиеся копейки поделили Австралия, Великобритания, Сингапур, США и Канада. Правительственный проект во всей своей красе. Ура-патриотический, дорогущий, но драматургически и технически беспомощный эпик, блестяще доказывающий простую истину: бюджет в кино решает далеко не все.

Но большие деньги, вложенные в производство картины и успешно возвращенные на выходе, могут привлечь к ней всеобщее внимание. Причем как минимум на территории Китая, с категорическим запретом любого инакомыслия. Точно так же, как из социальных сетей и комментариев к новостям вырезаются упоминания бойкота грядущей Олимпиады в Пекине, карательные меры применялись и к тем, кто посмел косо взглянуть на «Битву».

Например, 40-летний журналист Луо Чанпин был арестован после того, как подверг сомнению легитимность вторжения китайских войск в Корею. Этот случай широко освещался в средствах массовой информации, словно правительство пыталось превратить его в важный прецедент. Смотрите, граждане, и мотайте на ус: так будет с каждым, кто не сочтет нужным держать рот на замке. 

Вердикт

История не терпит сослагательного наклонения и одностороннего взгляда на любые события. Что в умелых руках обретает прекрасное отражение на экране. Взять хотя бы военную дилогию Клинта Иствуда 2006 года «Флаги наших отцов» и «Письма с Иводзимы», представившую одну из ключевых битв Второй мировой со стороны и японцев, и американцев. «Битва при Чосинском водохранилище» бросилась в лобовую атаку на прошлое с завязанными глазами и священной верой в свою непогрешимость, которая вступила в непримиримое противоречие с элементарным здравым смыслом.

В финале картины герои проливают немало слез, а красной нитью проходит одна из немногих адекватных мыслей: вообще-то война – довольно гадкая штука. Собственно, лишь в эти мгновения на последних минутах «Битва» возвышается над уровнем политической агитки и показывает на крупных планах простых людей, нередко молодых, которые бьются в истерике при виде крови и растерзанных тел.

Но дальше все возвращается на круги своя. Нам доходчиво объясняют, что дядя Сэм в ужасе покинул пределы страны (величайшее отступление в истории американской морской пехоты!), перед этим торжественно отдав честь павшим врагам. «Сражаясь против людей с такой сильной волей, мы не сможем победить». Этой фразой заканчивается «Битва при Чосинском водохранилище». Приказ, как говорится, выполнен. Деньги потрачены не зря. Широкие массы предупреждены, что с китайской армией шутки плохи. Вот только к кинематографу как искусству эта топорная пропаганда не имеет ни малейшего отношения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

13 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

15 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

17 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

19 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

21 час назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

24 часа назад