Старомодный британский сериал со звездой «Острых козырьков» по культовому роману.
Британия, 1960-е. Ученого, занимающегося разработкой оружия массового поражения, похищают неизвестные. К делу привлекается капрал Гарри Палмер, ветеран корейской войны, который потом служил в Берлине, занимался там контрабандой, был пойман и посажен в тюрьму. Но у него остались связи в подпольных кругах, и мудрый начальник специального разведывательного департамента рассудил, что это было бы небесполезно. Далее в ходе расследования всплывают некоторые прелюбопытные детали. В частности, выясняется, что непосредственно перед своим похищением ученый посещал некоего психиатра, автора крайне нестандартной методы. А психиатр тот, естественно, уже мертв.
Весь шпионский жанр (западный его сегмент), как принято небезосновательно считать, стоит на двух столпах: Яне Флеминге и Джоне Ле Карре. Но есть еще один британский писатель, гораздо менее известный в широких кругах, но все же довольно значимый – Лен Дейтон. Его романы пользовались большим успехом в 1960-х, и их даже планировалось конвертировать в линейку фильмов, которая конкурировала бы с бондианой. Что в определенной мере удалось: фильм «Досье Ипкресс» с Майклом Кейном в главной роли публике зашел, воспоследовали два сиквела, но на том все и заглохло. Позже, в 1990-х, Майкл Кейн еще дважды вернулся к роли Гарри Палмера, однако те две заведомо не самого высокого качества телевизионные картины уже никто не помнит.
А сейчас британцы решили франшизу возродить в формате сериала, начав с истоков – с «Досье Ипкресс». На главную роль взяли звезду «Острых козырьков», красавчика Джо Коула. В поддержку ему отрядили заслуженного Тома Холландера и очаровательную Люси Бойнтон. Плюс еще несколько узнаваемых лиц каст дополнили, включая знакомого всем любителям скандинуаров Давида Денсика. Сценарий писал Джон Ходж, соратник Дэнни Бойла («На игле», «Пляж»). Режиссером поставили Джеймса Уоткинса, до того отлично себя зарекомендовавшего работой над криминальным сериалом «МакМафия» с Алексеем Серебряковым, Данилой Козловским и Марией Шукшиной. Внушительная, короче, подобралась команда, боеспособная.
Новое «Досье Ипкресс» – вещь, что называется, сильно по мотивам. От оригинала в ней разве что каркас. То есть в целом очертания знакомые (острый на язык очкарик распутывает международный заговор), но, если приглядеться, отличия местами разительные. Хотя и позиционирование примерно то же – что-то среднее между «Джеймсом Бондом» и произведениями Ле Карре. В том смысле, что не так все акцентированно реалистично, как у Ле Карре, и не так развлекательно-фантазийно, как у Флеминга. Звучит, положим, в теории ладно и здорово, но вот создатели сериала в поисках правильного баланса как будто потерялись.
Никакого экшена здесь в помине нет. Максимум –немножко постреляют пару раз. Ну еще разок мощно кое-что бабахнет. Но это нормально, потому что «Досье Ипкресс» про другое. Про то, как хитрые строго одетые граждане плетут интриги глобального масштаба, ведя меж собой витиеватые многословные и многозначительные диалоги, а вы такие это все слушаете внимательно и пытаетесь не потерять нить. При этом в шпионские интриги вплетены еще и не особенно уместные в контексте интриги любовные. До кучи сюжет вдруг к концу принимается довольно неуклюже вилять – то в сторону рассуждений о политике одного конкретного американского президента завернет, то ринется напролом в густые околоконспирологические кущи.
Темп при этом существенно не ускоряется, а тональность сохраняется нарочито серьезная, насупленная. Чуть ли не до комичности. Что несколько сбивает с толку. Эффект дополнительно усиливается где-то чересчур, возможно, старательной визуальной стилизацией под 1960-е и крайне неординарной операторской манерой: буквально каждый второй план снят так называемым «голландским углом» – это когда камера намеренно вбок заваливается. Причем трудно сказать, зачем именно так сделано. То ли чтобы динамики добавить, то ли чтобы над зрителем поиздеваться. Ну, знаете, английский юмор. Или в этих постоянно чередующихся кренах влево-вправо какой-то тайный шпионский шифр содержится.
В любом случае «Досье Ипкресс» зрителю помоложе наверняка покажется излишне старомодным и скучноватым. И никаким углом ситуацию тут не исправить. А кому неспешные разговорные триллеры по нраву, тем гимнастика для шеи как раз кстати.
Комментарии