«КиноРепортер» обсудил со звездой «Короче» и «Друга на час» театр, комическое амплуа и полнометражный режиссерский дебют.
Смешной, немного нелепый, но такой обаятельный – этим амплуа Борис Дергачев сразу завоевал нишу народных любимцев. В «Друге на час» он предлагал свою компанию одиноким людям, а в «Свободных отношениях» шел на эксперименты ради спасения брака. И везде вызывал позитив и симпатию зрителей. Но на самом деле Борис совсем не тот самый «простой парень», да еще и серьезно теперь занялся режиссурой. Его сериал «Макрон» уже успел получить фестивальные призы, а на очереди – выход в прокат 7 сентября комедии «Праздники». Встретившись с «КиноРепортером», Дергачев рассказал все о своей настоящей жизни.
С чего все началось в вашей актерской карьере?
— Думаю, с фильма «Гуляй, Вася!» (комедия 2016 года, – КР). Режиссер Рома Каримов дал возможность нам, актерам, самим придумывать персонажей и доделывать их вместе с ним. Это было поле для творчества, о котором мечтает каждый начинающий артист. Да и сама роль определила мое дальнейшее амплуа. После «Гуляй, Вася!» продюсеры, режиссеры и все наши киноделы узнали, что есть такой Борис Дергачев, и он умеет вот так.
Вы учились в Саратовском театральном институте, а потом еще и в ГИТИСе. Зачем поступали во второй раз?
— На самом деле, в Саратове я недоучился, так что надо мной висело бремя неоконченного высшего образования. Судьба сложилась так, что я попал в «Электротеатр Станиславский», проработал там два года, а уже после поступил на заочку актерского отделения режиссерского факультета ГИТИСа. Там я и получил диплом, который, правда, так и не забрал. К тому моменту я уже осмелел и лучше понимал, что такое театр. Вообще, я считаю, что не так уж важно, где ты учился, – главное, чтобы у тебя были адекватные мастера, которые направляют тебя. Как говорится, научить нельзя, можно только научиться.
Комическое амплуа – самое сложное в вашей профессии. Сами его для себя выбрали?
— Как-то все само собой сложилось. Я, что называется, рос нескучным ребенком. Сначала пел, потом играл в КВН, и это все воспитало мой юмористический стиль. Но соглашусь с тем, что смешить людей очень сложно. Особенно в стендапе, опыт в котором у меня тоже есть. Там ты сам себе и актер, и сценарист, и режиссер. Если где-то дашь слабину, некого обвинить в ошибках. Но и если все получилось, лавры достаются только тебе.
А что побудило вас встать по ту сторону камеры?
— Случай! Продюсеры, в чьих проектах я не раз снимался как актер, предложили попробовать снять пилот сериала «Макрон». Мы его сняли всего за шесть дней, и он уже успел получил приз за лучший актерский ансамбль на фестивале «Пилот». А ведь это был большой риск – могло ничего и не выйти.
И как следствие, вы сняли фильм «Праздники»?
— Да, его делала та же команда. Говорят, я хорошо работаю с актерами. (Улыбается.) Мне и самому так кажется, потому что я хорошо понимаю, как играть те или иные сцены, как существовать в определенном амплуа, и пробую этим делиться. И как же это клево, когда ты говоришь, а люди тебя понимают! Актеры, к сожалению, очень часто сталкиваются с непониманием на площадке. Из этого рождается недоверие, а в нем уже сложно отыскать правду. К каждому нужен свой подход.
А как дебютанту «подойти» к такой актрисе, как Мария Аронова?
— В первую очередь нужно болеть тем, чем ты занимаешься. Какого-то специального «ключика» именно к Ароновой или, например, к Виталию Хаеву ты никогда не найдешь, если не будешь разговаривать с ними честно и на одном языке. Я никогда не подходил к ним со словами: «Вот я как актер понимаю, что здесь нужно это, а тут – то». Я просто ставил задачи. А дальше уже все зависит от того, насколько убедительны они были. Если сработало, значит, у меня получилось убедить их в той или иной оценке или в замене какого-то текста, а если не удалось, мы это обязательно увидим, и это будет моя недоработка.
Кстати, в сериале «Друг на час» вашим напарником стал Сергей Шакуров. Каково было работать со звездой такого масштаба?
— Сергей Каюмович Шакуров – удивительный человек! Несмотря на возраст, на площадке вел себя так, будто ему, как и нам, лет тридцать. Он понимал весь юмор, а также чувствовал, когда не нужно мешать. Например, если я выясняю с кем-то отношения или режиссер ставит мне задачу. Он не лез, когда не нужно, и, наоборот, вмешивался, когда это требовалось. Работать с таким партнером – счастье! Мало того, Сергей Каюмович ведь когда-то служил в Театре Станиславского – у нас даже есть общие знакомые.
А вот в сериале «Короче» вы по большей части в кадре один. Это легче или сложнее?
— Это, наверное, самый сложный актерский проект для меня! Там почти нет слов, все озвучивалось после. Есть только маленькие этюды и фразы, подкрепленные голосом за кадром. «Короче» – это такой проект, где твои актерские оценки заканчиваются уже на третий день работы, а дальше нужно что-то придумывать, чтобы не получилось уныло. Мы и придумывали. Приходилось эти начитанные моменты проживать и моментально к ним подключаться, из-за чего работа становилась сложнее. Нельзя было просто взять и вскочить в сцену, по крайней мере, мне тогда было сложно. Тем более что в одной локации мы нередко отбивали сразу несколько совершенно разных сцен из всего сезона.
Вы часто играете мужей и сами не год в отношениях, а недавно стали отцом (сын Мирон родился 12 апреля, мама – актриса Анна Могуева, – КР). Для себя что-то со съемок выносите?
— Конечно! Зачастую мне попадаются персонажи намного безалабернее, глупее и наивнее, чем я сам, Боря Дергачев. Это помогает быть немного «над» героем, понимать, в чем его ошибки. Я разбираю текст, работаю над ролью, и мои персонажи помогают мне не наступать на те же грабли. (Улыбается.) Но не нужно забывать, что фильмы и сериалы всегда строятся на крайностях, и именно из-за этого нам во многом смешно или знакомо. А иногда мы смотрим и думаем: «Да такого не бывает в жизни!» На самом деле в жизни бывает еще хуже, но только если это показать на экране, люди не поверят.
Кстати, в центре сюжета «Праздников» вполне типичная семья. Есть ли в Пыжовых что-то от Дергачевых?
— Нет, я в принципе не люблю такие сравнения. Моя задача – раскрыть характеры персонажей. Я это делаю через образы более узнаваемых людей. Если я буду говорить про своего родственника, вряд ли актер ответит: «Да, да! Он так и делал!» Я должен найти общего знакомого, возможно, человека из группы или даже героя кино, у которого было бы что-то общее с нашим персонажем.
Мне кажется, драма «Огонь» стоит в вашей фильмографии особняком. Было что-то, с чем до этого сталкиваться не приходилось?
— Меня потряс масштаб съемок. Однажды мы снимали сцену в кабине пилота. Я пил чай, ел бутерброд, что-то не успел по тексту и после первого дубля попросил: «Давайте заново?» И тут же услышал: «Стоп, массовка!» Я даже сначала не понял, о ком речь. Оказалось, в этот момент в кадре по взлетно-посадочной полосе шли двести эмчеэсовцев. Я сразу собрался, потому что понял: ответственность за каждое слово лежит не только на мне, но еще на двух сотнях парней, которые стараются, чтобы у нас был красивый, сочный кадр.
Вы востребованы как киноактер, а теперь у вас появились режиссерские проекты. С театром не попрощаетесь?
— Театр для меня – это дом, куда я всегда могу вернуться и где меня ждут. Это очень радостно, когда у тебя в профессии появляется основная работа, которую при этом можно ставить на паузу. То есть я играю спектакли, но пока не выпускаю новые. При этом наш художественный руководитель позволяет мне развиваться и в актерском, и в режиссерском плане, что требует больше времени и энергии. Он только приветствует это и идет на встречу. Поэтому большое спасибо Борису Юрьевичу Юхананову и «Электротеатру».
Какие у вас теперь приоритеты?
— Сейчас такой момент, когда я могу чередовать то, что мне нравится. Могу найти сценарий, над которым захочу поработать как актер, и точно так же текст, который захочу снять как режиссер. Так что в ближайший год ждите от меня несколько премьер и в том и в другом качестве!
Комментарии