Долгим и извилистым получился путь на экран у Дмитрия Чеботарева. Военно-морской лицей, факультет режиссуры театрализованных представлений и праздников в Хабаровске, «Щука»… И несколько непростых лет, когда пик его амбиций совпал с отсутствием киноролей. Но своего актер все равно добился: теперь он звезда зрительских хитов — от «Вампиров средней полосы» и «Плейлиста волонтера» до франшизы «Майор Гром».
Профессия моряка помогает вам как актеру?
— Дисциплина! Меня приучили к ней в лицее, а дисциплина должна присутствовать везде. Это вопрос уважения, коллективной ответственности. И мне бы хотелось, чтобы в актерской профессии ощущалось то самое чувство товарищества, которое есть у военных. Чтобы не каждый сам за себя был, а все радовались победам другого. И при неудачах поддерживали. Ну и, конечно, без дисциплины никуда, потому что всегда есть соблазн расслабиться, подумать, что ты уже на коне. А с коня сбрасывают очень быстро – сегодня тебя любили, завтра забыли.
А отношения на площадке с режиссером, наверное, тоже похожи на субординацию «матрос – капитан»?
— У меня очень странное понимание этого процесса. Я считаю, что режиссер не должен заниматься работой с актерами. (Смеется.) Артист должен подготовиться, полностью разобрать свою роль, а не приходить на площадку с вопросом: «А что мы сегодня делаем?» Грубо говоря, кино нужно сыграть дома и прийти со своим фильмом на площадку. А режиссер уже скажет, тот это фильм или нет.
Хорошо, но в театре-то все иначе…
— В театре более длительные процессы, поэтому там есть возможность пробовать, предлагать. Например, с Ромео Кастелуччи (известный итальянский режиссер, в 2005-м заведовал театральной секцией Венецианской биеннале, – КР) спектакль «Человеческое использование человеческих существ» мы выпустили за пять дней. Выучили текст, были готовы, размяты, он нас просто расставил и сказал: «А сейчас давайте наполним пространство вашими переживаниями». Но это скорее перформативное творчество.
Сейчас остается время на новые вводы?
— Недавно в Театре наций состоялась премьера спектакля Данила Чащина «Последнее лето». У нас было достаточно времени для того, чтобы спокойно его выпустить, но из-за плотного съемочного графика лично я репетировал всего две недели. Владимира, офицера, вернувшегося с войны (главная мужская роль в спектакле, – КР), мы играем попеременно с Михаилом Тройником и во многом не стыкуемся хотя бы из-за того, что у нас разные школы. Поэтому получились разные спектакли даже по настроению, смело можно смотреть два раза с разными составами. Но в основном сейчас играю то, что уже есть в репертуаре. Некоторые постановки делались специально под меня, в них сложно ввести второй состав. Вообще, я надеюсь, что мне никогда не придется от чего-то отказываться. Меня долго не снимали в кино, оставался только театр, и я ему благодарен за то, что у меня есть постоянные встречи со зрителем.
Многие актеры, не дождавшись признания, уходят из профессии…
— Я тоже об этом думал! Были и депрессии, и истерики со слезами и желанием все бросить и уехать обратно в Хабаровск. Хорошо помню переломный момент: я сидел в гримерке после спектакля «Черная курица», где играл злого короля. В древнем костюме, который уже перешивали много раз, с нарисованными усами. И думал: «Может, ну его?» И вдруг администратор завел маленькую девочку, которая держала огромный цветок – больше нее самой. Эта девочка – ей сейчас лет 15, наверное, – даже не представляет, с какого дна меня тогда вытащила своим поступком. Тем, что выбрала меня, пришла, показала, что я что-то делаю правильное и нужное.
Теперь все хорошо, все есть, а нелюбимая часть работы тоже имеется?
(Вздыхает.) Самое нелюбимое – то, что работа забирает очень много времени, и я меньше вижусь со своей семьей. Сейчас, например, у меня 4 месяца не было ни одного выходного – жил в перерывах между сменами. А все остальное… Мой путь в актерской профессии осознан, и люблю я ее за многое. Она позволяет изучать новое, посещать места, в которых я бы не оказался просто так, слушать и рассказывать истории.
С Данилом Чащиным, кроме «Последнего лета», вы работали еще и в сериалах «Райцентр» и «Улица Шекспира».
— Я понимаю, что хороший человек – не профессия, но это немаловажный фактор! С Даней мы очень хорошо монтируемся жизненными принципами, чувством юмора. Конечно, спорим часто, но это именно из-за того, что нам хочется друг с другом взаимодействовать. Мы давно хотели с ним поработать в театре, и никак не получалось, поэтому, когда пришло предложение сняться в «Райцентре», я сразу согласился. А во время читок «Последнего лета» Даня сказал, что снимает новый проект про цыган под названием «Улица Шекспира». Я говорю: «Слушай, почему я там еще не снимаюсь? У меня же по отцовской линии цыгане». Он заинтересовался, меня пригласили на пробы. Надо сказать, они были достаточно долгие – я буквально выгрызал эту роль.
Про что этот сериал?
— Можно сказать, что про поиск дома. И про то, бежишь ты от себя настоящего, или наоборот. Но вообще, для меня почти все мировое искусство о любви. К Богу, Родине, женщине, семье, детям. Все равно мы стремимся создать интересную историю про живых людей, с которыми зритель должен себя ассоциировать. А кем бы ни были герои – цыганами, вампирами, инопланетянами, – это просто добавляет юмора, драмы или возможности обострения конфликта.
То есть экзотики ждать не стоит?
— Нет, почему? Нельзя уйти от того, что это история про цыган. Мы много говорили на национальном языке, погружались в среду, и все актеры массовых сцен были настоящими цыганами. Они впервые оказались на съемочной площадке, но благодаря своей самобытности, вовлеченности в процесс стали полноценными создателями проекта. Очень надеюсь, что сериал получится таким, каким его задумывали: честным, нежным, порой жестоким. И с цыганским огоньком. (Смеется.)
За пару лет вы съездили в Казахстан, Териберку, на Эльбрус… Какая экспедиция оказалась самой сложной?
— Это очень странно прозвучит, но самая выматывающая в плане скуки экспедиция у меня была на остров Мальта. Казалось бы, море, солнце, лето… Но когда ты проводишь в месте, где ничего не происходит, больше месяца, очень хочется вернуться домой. А сейчас три недели провел на Эльбрусе – на съемках «Небесной тропы». По сюжету, герои попадают под лавину, съемки проходят на большой высоте, и это очень тяжело – физически в первую очередь. Каждый день встаешь в 5 утра, дорога наверх занимает час, обратно – порой два. Замерз. Обгорел. Но все равно это вспоминается с таким «Вау!» И в Казахстане «Вау!», и в Териберке.
Не расстраивает, что не можешь разделить это «Вау!» с родными?
— Бывают такие мысли, но они дают импульс, понимание, что нужно это увидеть и вместе. Когда я уезжал на съемки фильма «Челюскин. Первые» в Мурманскую область, дочка попросила снять северное сияние или китов, если получится. Я увидел и то и другое, прислал ей видео, она порадовалась. Но северное сияние будет всегда, а вот, например, когда мы с женой впервые поехали во Францию, меня до глубины души поразил собор Парижской Богоматери. Через несколько лет у нас появилась дочь, но собор сгорел. И в меня почему-то это очень сильно попало: очень свежо было воспоминание моих эмоций при виде того Нотр-Дама, который моя дочь уже не увидит.
Как расставляете приоритеты вне съемок?
— Проблема в том, что в Москве накапливается такое количество дел, что тебя просто разрывает. И все выходные уделить близким не получается при всем желании — это главный конфликт. Я расстраиваюсь, и семья обижается. И я их прекрасно понимаю: даже себе объяснить сложно, что это такой период. Было время, когда работы не было, сейчас ее много, но при этом появились другие переживания. А что касается времени на себя… А что мне делать? В спа сходить? У меня дома ванна есть. (Смеется.) Нет потребности побыть наедине с самим собой, наоборот, из-за постоянных разъездов хочется быть ближе к дому и со своими. В этом и есть успокоение.
Не могу не спросить про нового «Майора Грома». Не обидно, что ваш герой опять полфильма в тени? Его даже на постере нет!
— Нет, обиды никакой нет. (Смеется.) На самом деле все очень долго ломали голову, как меня не потерять в плане промо, но заявить, кого я играю, невозможно, потому что это одна из основных интриг. Когда ребята начали писать сиквел, я говорю: «Ну что, я опять буду полфильма в маске?» Они ржут.
Самый большой приток поклонников – фанаты «Майора Грома»?
— Конечно! И сейчас, наверное, будет вторая волна. Глупо отрицать, что это был огромный рывок. Еще до съемок я читал комиксы, но не знал масштабов фан-базы. Понял в 2019 году на презентации каста – ведущий объявил: «Олег Волков», и в зале произошел какой-то энергетический взрыв. У меня ноги подкосились, я понял, что, если бы со сцены прыгнул в толпу, меня бы поймали и понесли. А я же еще ничего не сделал! Такой кредит доверия был выдан, что я осознал: нужно в десять раз больше вложиться в работу.
За своего героя в «Волшебнике Изумрудного города» тоже переживаете?
— Я же вылитый Урфин Джюс! (Смеется.) Из иллюстраций к волковскому «Волшебнику»: хмурый, с густыми черными бровями, острым подбородком, большим носом, волосами щеткой. Когда мне пришло предложение попробоваться, я себе зализал брови, на пробор залачил волосы и вставил под нижнюю губу валик из бумаги. Придумал какую-то речь, пластику, в общем, покуражился. И всем зашло. Я хотел эту роль и очень рад, что попал в новую вселенную. Надеюсь, что и зрителям фильм понравится, потому что там нет осовременивания, с огромной любовью воссоздан именно книжный мир.
И это, наверное, один из тех редких фильмов, которые ваши дети (у актера 5-летняя дочь Иванна и годовалый сын Кай, – КР) смогут посмотреть.
— Да, дочка очень ждет! Все время спрашивает: «Папа, когда Урфин Джюс?» Мы с ней прочитали все книги Волкова, и она очень переживала, что Урфин плохой. И даже когда он перевоспитался, волновалась. Читаем «Желтый туман», а она все время переспрашивает: «А он не стал опять плохим?»
У нее уже есть понимание, чем отец занимается?
— Она знает, что ее папа актер и мама (Елизавета Климова, – КР) актриса, но она ничего не видела из того, что делали я или моя жена. Потому что все это не для детских глаз. (Смеется.)
В одном интервью вы сказали, что, как только любовь побеждает какой-то страх, появляется новый. Чего-то боитесь сейчас?
— Я боюсь умереть. И из-за того, что у меня появилась семья, я боюсь этого все больше и больше. Это в жизни. А в профессии я продолжаю бояться, что кто-нибудь когда-нибудь увидит мой потолок и скажет: «А, ну все, он выше уже не может».
Но имеют ли другие право решать, где твой максимум?
— Иногда ты его чувствуешь — момент, когда ты на излете и нужна перезагрузка. Реальная проблема, когда это видят и другие.
Ваши герои совершенно разные, а есть ли у них какая-то общая черта? За исключением лица, конечно.
— Надеюсь, только это их и объединяет. (Смеется.) Конечно, невозможно играть то, чего в тебе нет. Это идиотизм. Но можно найти в себе импульс, боль или внутреннюю проблему и вокруг них отстраивать персонаж.
Но во всех ваших героях есть уязвимость. Вспомнить того же Хрупкого из «Плейлиста волонтера», прозвище которого говорит само за себя.
— Хрупкий вообще получился уникальным. Внешние изменения все равно были – я накладные кривые зубы сделал, и шрам под глазом, и челку. И вообще всю пластику, манеру речи продумывал. Но именно с ним получилось уйти максимально далеко от себя. Настолько, что люди, которые у нас были бригадирами массовки на «Улице Шекспира», не поняли, что уже видели меня на площадке «Плейлиста волонтера». (Смеется.) Так что Хрупкий для меня – одна из самых сложносочиненных работ. И я благодарен, что мне его просто отдали, потому что изначально меня вызвали на другого персонажа.
Вы озвучили несколько аудиокниг, написали пьесу, поставили несколько спектаклей. Планируете и дальше выходить за актерские рамки?
— Я благодарен, что мне дают шанс заниматься этим. Особенно нравится работать над аудиокнигами. Сейчас вышли «Цветы для Элджернона», и это, наверное, самое трудное актерское испытание, которое мне выпало (главный герой романа Дэниела Киза – умственно отсталый, – КР), потому что найти голосовой эквивалент происходящему очень непросто. А вот снимать кино я пока не хочу. Мне с этой стороны камеры интереснее.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…