5 октября 2023 года звезда театра «Ленком Марка Захарова», народная артистка СССР Инна Чурикова должна была отметить свое 80-летие. Но 14 января отечественный кинематограф и театр постигла тяжелая утрата – великой русской актрисы не стало.
За свою карьеру Инна Михайловна исполнила на экране не так уж много ролей – менее 70, однако добрая половина из них – настоящий актерский мастер-класс. Даже такие эпизодические, как, например, роль матери главного героя в культовом фильме Карена Шахназарова «Курьер» (1986). Мы выбрали 7 самых знаковых работ актрисы, в которых сложилось все – и ее игра, и художественная ценность картины в целом. Все их можно посмотреть прямо тут.
реж. Александр Роу
Единственная второстепенная роль в подборке, но настолько яркая, что не вспомнить ее показалось неправильным. В классическом фильме главного советского киносказочника Александра Роу – полтора десятка потрясающих персонажей, от совершенно кукольной Настеньки и, собственно, Морозко до Старичка-Боровичка и сказительницы. Что уж говорить о Георгии Милляре, вновь сыгравшем тут Бабу-ягу?
И все же сводная сестра Настеньки, грубая и ленивая Марфушка, в блестящем исполнении 21-летней Инны Чуриковой буквально «крадет» все сцены, в которых появляется. «Нет, не прынцесса! – оценивает прихорошившуюся перед приходом жениха Марфушку любящая мать. – Королевна!» И ведь не поспоришь!
«В огне брода нет» (1967)
реж. Глеб Панфилов
Режиссеру драмы «В огне брода нет» Глебу Панфилову Чурикову отрекомендовал Ролан Быков, назвав «гениальной». Панфилов поверил товарищу и отдал безвестной молодой актрисе сначала главную роль – чудаковатой санитарки Тани Теткиной, а затем и сердце. Два года спустя они поженились и прожили вместе душа в душу до самой смерти актрисы. Глеб Анатольевич боготворил жену и пережил всего на 7 месяцев.
Кажется, его любовь видно уже тут. Таня – невзрачная девица, даже ее половая принадлежность у мужиков вызывает сомнения. Однако внутренний свет, который от нее исходит, невозможно не заметить. Необразованная и мало что понимающая в творящемся вокруг (а дело происходит в Гражданскую войну), Теткина изливает душу в примитивных, но по-своему очаровательных рисунках и без сомнения отдает жизнь за свои идеалы.
реж. Глеб Панфилов
Одна из главных киноработ Чуриковой – фильм, который, по сути, стал началом и для нее, и для Глеба Панфилова, поскольку «В огне брода нет» хоть и получил высокую оценку профессионалов, широкого проката не получил. Кстати, эти две картины во многом перекликаются. Делала их одна и та же команда, да и сюжет в обоих случаях строится вокруг провинциальной дурнушки, в которой просыпается талант (на этот раз не к живописи, а к актерской игре) и которая страдает от неразделенной любви.
«Начало» – картина сложносочиненная. Помимо линии ткачихи Паши Строгановой, внезапно получившей предложение сыграть в кино Жанну д’Арк, на экране под видом фильма в фильме разворачивается история Орлеанской девы, в образе и судьбе которой несложно углядеть переклички с Пашей. Панфилов снова говорит о том, что внутренняя красота важнее внешней. Журнал «Советский экран» назвал Чурикову лучшей актрисой года, а тогда большего признания в СССР не существовало.
реж. Глеб Панфилов
В фильме по мотивам пьесы Максима Горького «Васса Железнова» Чурикова совершенно другая. Сильная, жесткая, волевая женщина, глава большой купеческой семьи поневоле. А что делать, если все вокруг слабые? Кто возьмет на себя дело, дом, хозяйство? Что будет со всем этим, если ее не станет? И финал картины дает на это четкий и вполне однозначный ответ.
Преображение Чуриковой восхищает и подтверждает то, что было понятно еще полтора десятилетия назад: это одна из лучших, если не лучшая актриса страны. За эту работу она в составе создателей картины получила Государственную премию, а сам фильм был удостоен главного приза XIII ММКФ.
реж. Петр Тодоровский
И снова совершенно иной образ. В мелодраме Петра Тодоровского Чурикова – учительница Вера, чей муж-фронтовик Александр безнадежно влюблен в бывшую санитарку Любу. Жизнь обошлась с некогда походной женой комбата, а ныне уличной торговкой пирожками, не слишком милостиво, но сравнение со статной эффектной Любой все равно далеко не в пользу Веры. И она это понимает и держится за своего неказистого мужа как может. Какой-никакой, а свой!
Любовный треугольник, разыгранный Николаем Бурляевым, Ириной Андрейченко и Инной Чуриковой, бесконечно трогателен. Трепетное чувство, которое согревало Александра на фронте и помогло воспрять Любе уже после войны, не сделало никого из них счастливым. Но сцена, в которой Вера заботливо перечисляет милиционеру, что можно есть ее искалеченному войной мужу, четко обозначает, что не все так безнадежно. Пленила эта тихая, но волевая женщина не только советского зрителя. За эту роль Чурикова получила «Серебряного медведя» как лучшая актриса Берлинского кинофестиваля. Сама же картина удостоилась номинации на «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке.
реж. Глеб Панфилов
Еще один фильм Панфилова по мотивам творчества Максима Горького – на этот раз в основу легли одноименный роман, повесть «Жизнь ненужного человека» и рассказ «Карамора». В советско-итальянской картине, за которую режиссер был удостоен в Каннах спецприза жюри за вклад в киноискусство, Чурикова сыграла тут заглавную роль – мать рабочего, ведущего активную революционную деятельность. Женщину, в общем, не такую уж старую по современным меркам, но выглядящую старухой из-за тягот жизни. С которыми, собственно, и борется ее сын. Ниловна отчаянно боится за сына, гордится им и волей-неволей оказывается втянутой в круговорот набирающего ход бунта.
Актриса, никогда не боявшаяся быть некрасивой, здесь действительно выглядит еще и старше своих лет. Но главное, конечно, не внешнее, а внутреннее содержание. Чурикова замечательно сыграла женщину, которая в силу отсутствия образования не понимает и не может понимать, что происходит, но материнским сердцем чувствует, что надо делать.
«Ребро Адама» (1990)
реж. Вячеслав Криштофович
Возвращение в современную на момент съемок действительность. Инна Чурикова играет музейного экскурсовода Нину Элизаровну, одинокую мать двух взрослых дочерей от разных мужчин. Женское царство (в основе фильма – повесть Анатолия Курчаткина «Бабий дом») венчает парализованная бабушка, о смерти которой, по сути, открыто мечтают и дочь, и обе внучки. Денег нет, перспектив тоже, все попытки Нины и ее дочек наладить личную жизнь разбиваются о быт. Но чернухой это не назвать, хотя Вячеслав Криштофович перенес на экран судьбы миллионов женщин с беспощадной точностью.
Самый мощный эпизод фильма – монолог Нины, обращенный к матери, которая сознательно сорвала ее свидание с ухажером. Душераздирающая сцена, в которой героиня Чуриковой выплескивает на мать всю копившуюся годами обиду за поломанную судьбу.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…