Один из главных смотров независимого кино вновь подготовил интересную программу, участники которой поговорили о комплексах, насилии, дискриминации и трагической гибели любви.
В Роттердаме закончился 49-й кинофестиваль — последний под руководством директора Беро Бейра, занимавшего этот пост пять лет. Со следующего года смотр возьмет новое направление — а пока рассказываем о семи важных фестивальных новинках — об этих фильмах вы еще точно услышите.
«Drama Girl» / «Истеричная девочка»
Роттердамский кинофестиваль известен своей любовью к радикальным формам кинематографа — и, пожалуй, полное размывание границ между документальным и игровым кино можно поместить в их число. Drama Girl — нидерландская картина режиссера Винсента Бой Карса, сделавший студентку танцевальной академии Лейлу героиней фильма о самой себе. Лейла с энтузиазмом соглашается на эксперимент, потому что очень хочет понять, в какой момент в ее отношениях с родителями и бойфрендом что-то пошло не так. Начинаются съемки, актеры подобраны режиссером и одобрены Лейлой, круг проблем, с которыми героиня хочет разобраться, обозначен — и фильм неминуемо утекает куда-то на территорию сеанса психотерапии с неизвестным ни участникам, ни зрителям, ни самому режиссеру концом. Наблюдать за этим исследованием крайне увлекательно — в первую очередь потому, что обаятельная Лейла никогда не пытается казаться лучше, чем она есть на самом деле.
«Some Kind of Heaven» / «Своего рода рай»
Американский документалист Ланс Оппенхайм привез в Роттердам фильм «Some Kind of Heaven» — эдакий нетфликcовский «A Wild Wild Country» про идеальную коммуну под руководством духовного наставника — с той лишь разницей, что его The Villages во Флориде состоит из пенсионеров и предводительствуют они там исключительно сами. Их жизнь напоминает рай — это развлечения 24/7. Бассейны, дискотеки, казино, вкусная еда, вокруг всем довольные люди — казалось бы, наконец, заживем. Обитатели этого комфортабельного города, построенного в конце 80-х, по задумке создателей должны жить в волшебном сне до конца своих дней. Но этот людской муравейник, пусть и обладающий идеальными условиями, наполнен все такими же неидеальными личностями. А это значит, что скандалы и интриги не будут прекращаться ни на минуту. Кто-то приезжает сюда в поисках, скажем, какой-нибудь легкодоступной вдовы с большим капиталом, кто-то очень устал от одиночества и хочет положить ему конец. Фильм Оппенхейма получился едким: режиссер преподносит реальность такой, какой она есть — увы, все еще не достигшей совершенства. Хотя создатели The Villages очень старались.
«Filles de Joie» / «Работающие девушки»
Фильм Фредерика Фонтейна и Анне Паулицевич про неутомимых искательниц счастья: француженок Аксель, Доминик и Конзо, живущих на рядом с Бельгией и каждый день пересекающих границу ради легкого заработка. Но не спешите вестись: этот фильм совсем не о проституции, а о жизни вообще. Уже первая сцена — своего рода твист: женщины волокут по грязи чье-то тело, а мы узнаем, что, кроме регулярных вылазок (для домашних это называется «по работе»), у девчонок есть еще какой-то секрет. Это фильм о том, как чувство юмора помогает лучше любой таблетки, как сближает горе, как сильна женская дружба, а еще о том, что любое насилие имеет последствия. Режиссеры признавались, что хотели исследовать женский вариант героизма, который все еще не считается нормой. Очень дарденновский по стилю, в финальной сцене фильм дает надежду на будущее, в котором эти женщины наконец добиваются всего, о чем они мечтают.
«Fellwechselzeit» / «Линяющее время»
Игровой дебют Сабины Мертенс о малышке Штефани, растущей где-то в немецкой глубинке с психически неуравновешенной матерью и безразличным ко всему отцом. На дворе 70-е, но в буквальном смысле двор все время пустует — семья живет практически в полной изоляции. Ни друзей, ни подруг: Штефани предоставлена сама себе, и мир ее извращенных фантазий причудливо переплетается со скудной реальностью. После очередной монтажной склейки мы видим Штефани через десять лет уже взрослой девушкой, которая не находит себе места в мире из-за постоянно донимающей ее ненависти к матери и невозможности выхода своей странной сексуальной энергии. У Мертенс получился настолько психологически точный и от этого жуткий фильм, что о нем невозможно перестать размышлять.
«Antigone» / «Антигона»
Как несложно догадаться по названию, фильм канадки Софи Дерасп — это современное переложение трагедии Софокла. Антигона — ее играет обезоруживающе харизматичная Наэма Риччи — должна спасти своего брата Полиника из тюрьмы, куда он попал по ложному обвинению полиции. Их старший брат, Этеокл, убит все в той же стычке с полицейскими, и убит, конечно, совершенно случайно и бессмысленно. Антигона решает вызволить Полиника, поменявшись с ним местами во время тюремного визита. Семья Антигоны и она сама— мигранты, но большей информации мы об их происхождении так и не узнаем. Это и не нужно — режиссерка показывает, что мир погряз в одних и тех же видах дискриминации, с которыми сталкиваются все без исключения. Этот фильм, впервые показанный на киносмотре в Торонто и влюбивший в себя критиков и зрителей, местами очень напоминает видеоклип — так много в его визуальном стиле неряшливых надписей и плакатной эстетики.
«Piedra Sola» / «Одинокая скала»
Завораживающий латиноамериканский фильм, снятый в духе медленного кино Карлоса Рейгадаса. Режиссер Алехандро Телемако Тарраф помещает в центр внимания бедную семью, живущую в пустынных горах на севере Аргентины. Эта местность ошеломляюще красива, но делать там совершенно нечего. Семья занимается тем, что пасет стадо лам, а мясо, правда, не особенно пользующееся спросом, продает на рынке, до которого не один километр пути. Тарраф держит почтительную дистанцию со своими персонажами, реальными людьми — никогда не нарушает их личные границы и с почти что благоговением относится к их таинственным ритуалам, призванным сохранить благополучие стада. В фильме Таррафа время как будто застыло, а на место вековым традициям еще не заступили телефоны и интернет.
«Desterro» / «Изгнание»
Игровой дебют бразильской поэтессы Марии Кларо Эскобар рассказывает историю пары на грани развода. Лаура уезжает в путешествие по соседней Аргентине, где трагически погибает, а Исмаэлю предстоит доставить тело жены на родину. В своей очень зрелой для дебюта работе Эскобар точно показывает отсутствие любви через диалоги, где в том, что осталось невысказанным, и таится подлинный смысл. Форма фильма Эскобар барочна: она не избегает режущих глаз монтажных склеек и испытывает терпение зрителя долгими статичными сценами и очень близкими, некомфортными планами. Каждый кропотливо выбранный ею визуальный прием как бы напоминает — вы смотрите кино, а не заглядываете в окно к соседу. Кино, очень напоминающее реальность, в которой также нужно научиться справляться с болью, стиснув зубы.
Комментарии