«Гравитация» (2013)
12 апреля россияне отмечают День космонавтики. Космос, манящая безмолвная бесконечность, интриговал кинематограф с момента его зарождения. Задолго до подвига Юрия Гагарина и высадки на Луну постановщики осваивали далекие-далекие Галактики в своих фантазиях. И не только рассказывали увлекательные истории, но и совершенствовали способы отправить публику к звездам по цене билета в кино.
Первым научно-фантастическим фильмом в истории принято считать 15-минутное «Путешествие на Луну», снятое французом Жоржом Мельесом уже в 1902 году. Ракетой с астронавтами выпаливают из пушки, направив их к спутнику Земли. На нем постепенно проступают контуры лица, а затем ракета прилуняется, и мы оказываемся на лунной поверхности. Зонтик превращается в гриб, на полумесяце восседает прекрасная дама – так прогремела первая революция в области спецэффектов.
Луна – это лицо актера в гриме, закутанного в черный бархат. Он сидел в кресле, кресло располагалось на рельсах и приближалось к камере – отсюда и эффект того, что корабль мчится к Луне. Ее поверхность вылепили из глины. Дымом служила пудра. Парящая в воздухе дама висела на тросе, а напавшие на астронавтов инопланетяне щеголяли в масках из папье-маше.
«Путешествие на Луну» впечатляло похлеще нынешних блокбастеров, и триумф его никто не мог повторить. В основном наработки Мельеса банально эксплуатировались. Редкой удачей стал британский «Сумасшедший автомобилист» (1906): его герой так разогнал автомобиль, что улетел в космос, где прокатился по облакам, кольцам Сатурна и ухмыляющейся Луне, срисованной с мельесовской. Космические объекты здесь картонные, а их рукотворная безмятежность очаровательна.
Но что не было очаровательным – так это многочисленные клоны «Путешествия», с которых Мельес не получал ни гроша. На общем фоне выделялся разве что Томас Эдисон, в работе 1910 года перенесший действие на Марс и придумавший инопланетянину любопытный грим с высоким лбом и длинными ушами. В целом мало-помалу кинематографисты осмелели, решив, что после Луны можно покорять и дальние уголки Вселенной.
В 1918-м «Путешествие на Марс» предпринял датчанин Хольгер-Мадсен, который впервые показал интерьеры шаттла. Его Красная планета кажется по-настоящему чужеродной за счет сочетания суровой природы и архитектуры в древнегреческом стиле. А еще Хольгер-Мадсен максимально упростил демонстрацию космоса: взял и пустил поверх черного кадра белый интертитр «бесконечная космическая ночь».
Спустя шесть лет Яков Протазанов снял вольную экранизацию «Аэлиты» Алексея Толстого о вояже землян все к тому же Марсу. Видами космоса она небогата, зато декорации и костюмы марсиан, созданные Виктором Симоновым, Исааком Рабиновичем и Александрой Экстер, по праву считаются шедевром авангарда. Марсиане еще никогда не выглядели так стильно, а фильм на десятилетия опередил свое время. В 1920-х его не оценили, хотя сейчас визуал «Аэлиты» сражает наповал.
С картиной Протазанова схож «Метрополис» (1927) Фрица Ланга – футуристическая антиутопия, которую обожал Джордж Лукас: образ С-3PO вдохновлен фигурой первого киноробота по имени Мария. Ланг же через два года выпустил «Женщину на Луне», где в космос отправляется научная экспедиция. Консультировал его пионер ракетостроения Герман Оберт, строго соблюдавший законы физики. Он рассчитал траекторию полета и движения шаттла, а макет его создал со скрупулезным вниманием к техническим нюансам.
В рекламных целях Оберт строил и настоящую ракету в миниатюре – высотой в пару метров и с запасом топлива. Запуск не состоялся, зато в кадре Ланг впервые изобразил невесомость (актеры висели на тросах, как у Мельеса). Лунную поверхность с дюнами и горами насыпали из песка на берлинской студии. Декорации выглядели убедительно, а научные разработки – даже слишком: нацисты запретили «Женщину» из-за их сходства с секретным военным проектом «Фау-2».
Следующей вехой стал «Космический рейс» (1935) Василия Журавлева: по сюжету, ракетоплан направляется на Луну, а затем возвращается вместе с котом со второй, пропавшей ракеты. Консультантом ленты был Константин Циолковский – он утверждал эскизы декораций и рисовал чертежи. Во многом именно ему мы обязаны виртуозными кадрами с космонавтами в невесомости.
Космос представлял собой черное полотнище, натянутое на раму, к которому крепилось 2500 лампочек-звезд. Лунный ландшафт конструировался из деревянных каркасов, обтянутых мешковиной и получивших бледный оттенок стараниями маляров. Ну а передвижения по ней ученых изображались с помощью кукольной анимации.
В 1940-е людям было не до космоса. Из этого периода отметим лишь французскую фантастику «Звездные круизы» (1942) – первый звуковой космический фильм. В 1950-е же жанр расцвел. В США вышла «Ракета Х-М» (1950), где герои высадились на Марс, снятый через фирменную сепию, под потусторонние завывания терменвокса. Кончилось все плохо (влюбленные разбились), что дало понять: космос способен убить.
В том же году «Место назначения – Луна», первая цветная космическая картина, завоевала «Оскара» за спецэффекты. Ее персонажи впервые побывали в открытом космосе, который создавался по старой доброй схеме: черный бархат и лампочки. Вместо тросов – рояльные струны для имитации невесомости.
Советские мастера не отставали от заокеанских коллег. В 1957-м, на заре космической гонки, Павел Клушанцев проложил «Дорогу к звездам», рассказав о достижениях Циолковского и в последний момент добавив кадры с запуском первого спутника. Комбинированные съемки с совмещением объектов в натуральную величину и уменьшенных макетов были безупречны и во многом революционны. Цитируя режиссера, фильм «делали люди, следившие за развитием науки и предвидевшие скорое наступление космической эры». Без него не видать бы нам никаких «Звездных войн».
В 1961-м Клушанцев превзошел себя, забросив космонавтов на Венеру в «Планете бурь». Ее экосистема напоминала Землю времен динозавров – палеонтолог Константин Флеров создал феерическую флору и фауну, а пустынные локации отыскали в Крыму. Среди ярчайших эпизодов – подводные кадры (актеров запечатлели через плоский аквариум с рыбками и водорослями) и извержение вулкана, ради которого изготовили макет горы с красными лампочками и тестом вместо лавы. Впервые в кино далекая планета оказалась настолько осязаемой.
Творчеством Клушанцева вдохновлялся Стэнли Кубрик, в 1968-м совершивший «Космическую одиссею». Ее снимали в десяти павильонах и только на декорацию корабля потратили $750 тыс. Консультантами были ведущие спецы NASA, астрономы и математики. Кубрик задал миру глубокие философские вопросы, предвосхитил массу технических изобретений и позволил полюбоваться видами космоса, словно поставив время на паузу (позднее этого же добьется Альфонсо Куарон с «Гравитацией»). Перфекционизм по части эффектов обошелся ему в $6,5 млн из $10,5 млн бюджета и принес единственный «Оскар».
Другой этапной фантастикой стал «Солярис» Андрея Тарковского – выдающаяся притча по одноименному роману Станислава Лема. Космических красот в ней не так много – в основном мы пребываем в пределах орбитальной станции, выстроенной в павильонах «Мосфильма». Зачем глазеть в иллюминатор, если можно вглядеться в себя и тоже обнаружить ледяную синеву? Зато здесь есть невероятные кадры разумного океана, который сделали… в тазике, разместив на дне светодиодную ленту и смешав состав из соляной кислоты и алюминиевых опилок.
После «Одиссеи» и «Соляриса» ни у них, ни у нас не выходило столь всепоглощающих произведений о космосе. А вот развлекательных картин было хоть отбавляй. В 1977-м Джордж Лукас переписал наши представления о фантастике, выпустив «Новую надежду». Потрясающие модели кораблей, комбинировавшиеся с оптическими приемами и световыми эффектами, поражали воображение. А локации, игравшие роль разных планет, где только не находили: калифорнийские леса стали Эндором, норвежский ледник – Хотом, тунисские пустоши – Татуином, гватемальские пирамиды майя – храмом Явина IV.
До СССР Люк Скайуокер добрался лишь в 1990-м. Но наше космическое кино без него не скучало. В 1970–1980-х процветала подростковая фантастика – «Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звездам»… Первые два фильма обожал Стивен Спилберг: режиссер Ричард Викторов добился удивительного эффекта без всяких компьютеров, но с инопланетными пейзажами, снятыми под Керчью, и вращающимся коридором для имитации невесомости. «Через тернии к звездам» же врезается в память сценой с противной рычащей биомассой из пожарной пены и теста, которую приводили в движение аквалангисты.
Но все же космос в этих лентах – а также в «Кин-дза-дза!» (1986) Георгия Данелии, отметившейся характерной потрепанной эстетикой и пустыней Каракумы в роли планеты Плюк, – казался скорее уютным. Чего не скажешь о «Чужом» (1979) Ридли Скотта, который вывел космический хоррор из категории Б и предложил взглянуть на странную жуть сквозь шлем скафандра.
Триллер-тенденцию продолжили «Вспомнить все» (1990), «Сквозь горизонт» (1997), «Миссия на Марс» (2000) и другие картины, причем страсти зачастую разворачивались на Красной планете. Менее угрожающий оттенок она приобрела лишь в «Марсианине» того же Скотта, подхватившего заданную «Аполлоном 13» и «Космическими ковбоями» линию человечных драм о землянах вдали от Земли. В «Аполлоне», кстати, невесомость реальна, поскольку продюсеры арендовали специальный самолет для тренировок астронавтов. Могли себе позволить, выделив на производство свыше $50 млн!
Вообще, по мере роста бюджетов и развития CGI космические съемки перестали впечатлять так, как прежде. Куда большее внимание уделялось сюжетам – то размашисто-фантастическим («Интерстеллар», 2014), то отталкивающимся от реальных событий («Время первых», 2017, «Человек на Луне», 2018), то камерно-метафоричным («К звездам», 2019).
Редкие проекты вроде «Гравитации» (2013) Альфонсо Куарона цепляли и тем, как космос снят, и тем, какая история крылась под звездной пылью головокружительных спецэффектов. В основном своеобразие рукотворных моделек и технических трюков вытеснило холодное компьютерное совершенство.
А в минувшем году давние мечты фантастов наконец стали явью: Клим Шипенко с Юлией Пересильд отправились на орбиту и бросили «Вызов» всему, что мы знали о космических лентах. 12 смен на МКС вылились в кадры такой естественности и красоты, что волосы дыбом встают (прямо как у героини отважной Юлии).
По словам Шипенко, они и в открытый космос намеревались выйти, да только космонавты не разрешили. Ну зато есть к чему стремиться в будущем! Главное – не забывать, что, как гласит эпиграф «Планеты бурь», «лишь фантазия способна заглянуть в неоткрытый мир».
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…
Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» провел опрос среди зрителей, определив любимых героев в исполнении Олега Табакова. Самым любимым персонажем, сыгранным Олегом…