В подборке лучшие фильмы итальянского режиссера Федерико Феллини с описанием социальных проблем послевоенного мира, нашедших отражение в кино.
Федерико Феллини начинал свой путь в кинематографе во времена «итальянского неореализма», направления, набравшего мощь еще во время Второй мировой войны. Кино в этот момент повернуло в сторону подлинных проблем, житейских трагедий, страданий простого рабочего человека в мире тоталитаризма и капитала. Такие классические ленты как «Похитители велосипедов» Витторио Де Сика или «Германия, год нулевой» Роберто Росселлини вывели на экран совершенно уникальный образ ребенка, ищущего правды в окружающей жестокости, но никогда не находящего.
Первые фильмы Феллини, такие как «Маменькины сынки» (1952) и «Белый шейх» (1953) также обращались к историям из реальной жизни, поднимали социальные вопросы, но уже совсем с иной, более ироничной, «феллиниевской» интонацией. И с каждым новым фильмом режиссер вкладывал в свои работы все больше самого себя, свои личные переживания, сны и воспоминания. «Ночи Кабирии» можно назвать последним фильмом «неореалистического» Феллини, неслучайно он оканчивается на самой высокой ноте, и героиня Джульетты Мазины — любимой актрисы и жены режиссера — как будто сопровождает зрителя в мир грез и фантасмагорий последующих лент классика.
Римская проститутка Кабирия, которая, к слову, уже появлялась эпизодически в «Белом шейхе», у Феллини приобретает черты современной святой. Несмотря на «греховную» профессию, на которую в католической Италии был строгий запрет, девушка открыта сердцем к каждому встречному, и мечтает о Великой Любви. «Ночи Кабирии», собственно, состоят из нескольких ночей, встреч героини со своими гротескными клиентами, каждый из которых в конечном счете надувает девушку и оставляет без гроша в кармане. Мазина, обладающая каким-то чаплиновским комедийным очарованием, хоть и похожа на свою же Джельсомину из «Дороги» (1954) с Энтони Куинном, все же здесь совсем другая. Доверчивость и наивность девушки «легкого поведения» приводит ее к катастрофе, но Феллини нарочно театрализует трагедию Кабирии, показывая красоту души своей героини, слышащей ангельский хор даже посреди нищеты и мрака.
«Сладкая жизнь» — этапный фильм для Феллини и итальянского кино вообще. Первая работа режиссера с Марчелло Мастроянни, артистом, ставшим его альтер-эго на экране. Сюжетно картина описывает бурную богемную жизнь в столице Италии, сопровождаемую беспорядочным весельем, роскошью и декадентской красотой. Репортер-папарацци (именно «Сладкая жизнь» и ввела это слово в обиход) Марчелло становится плотью от плоти этого мира, и с ним же идет на дно пресыщения, бесцельности и постепенной деградации. На протяжении «Сладкой жизни» он гонится за образами подлинной красоты, ищет ее в лике голливудской дивы Сильвии (Анита Экберг), с которой ночью купается в фонтане Треви, в католических мистериях, поэтических вечерах и оргиях. Но Марчелло не находит ничего, кроме усталости и апатии, жажды сбежать подальше от самого себя.
В «Сладкой жизни» Феллини набрался сил и смелости как режиссер, здесь он затрагивает весьма неудобные и провокационные для своего времени темы. Вступительная сцена с привязанной к вертолету статуей Христа, пролетающей над городом, сильно задела Ватикан. Кроме того, в окончательный вариант фильма не вошли все снятые и придуманные Феллини вычурные римские оргии и безрассудства богемы. Однако и оставшихся упаднических образов подлинной итальянской dolce vita вполне хватило, чтобы на картину обрушились борцы за мораль. Впрочем, никакие скандалы не могли остановить «Сладкую жизнь» — фильм стал настоящей сенсацией у себя на родине, а в дальнейшем во всем мире, сделав имя Феллини нарицательным и могущественным.
После «Сладкой жизни» Феллини одолела депрессия, он не верил, что сможет снять что-то более выдающееся, а всенародная слава оказалась слишком внезапной и навязчивой. Идеи для новых фильмов, которых требовали от него продюсеры, перестали посещать автора и, временами, он задумывался о том, чтобы все бросить. Пока однажды ему не пришла в голову идея снять кино про это, про все сомнения и страхи, которые одолевают кинорежиссера в процессе подготовки к новой работе. И у Феллини получился один из главных фильмов прошлого столетия.
«Восемь с половиной» было бы правильно переводить как «Восьмой с половиной», поскольку название является лишь порядковым номером картины в фильмографии классика. И здесь Феллини впервые в полной мере открывает зрителю потаенные комнаты своей души, исповедуется в грехах и творит из них свое впечатляющее произведение. Марчелло Мастроянни играет здесь режиссера Гвидо, переживающего кризис среднего возраста и творческий коллапс. Во время съемок очередной картины он решает взять отпуск и отправиться в санаторий, чтобы отдохнуть и обдумать еще немного свою работу, а, вернее, жизнь.
Феллини не пытается рассказать традиционную историю, а пользуясь сюрреалистическими приемами погружается в собственный поток сознания, наделяя им своего героя. Перед глазами Гвидо проносятся его кошмары, мечты, воспоминания о детстве и католическом воспитании, первая любовь, родители — чувства, исполненные вины и слабости. Герой погружается в себя, жаждет убежать от проблем, от надоедливых и смешных продюсеров, кинокритиков, друзей и актрис, которые так хотят попасть в фильм знаменитого постановщика. Путешествие по грезам и меланхолии кинематографиста оканчивается абсурдистским парадом, цирковым представлением, в которое превращается жизнь Гвидо под бессмертную музыку Нино Роты. «Восемь с половиной» не только породило жанр «кино о кино», но сделало самого Феллини синонимом «главного из искусств» ХХ века.
Воспоминания и тоска по прошлому — одна из ключевых тем в творчестве Феллини. В «Амаркорде» он попытался восстановить на экране мир своего детства — жизнь провинциального городка Римини в годы правления Муссолини. Слово «Амаркорд» на одном из итальянских диалектов обозначает «я помню». В этот раз, впрочем, Феллини «вспоминал» не в одиночку, а в соавторстве с близким другом и знаменитым писателем Тонино Гуэрра (с ним же Андрей Тарковский напишет свою «Ностальгию»). Авторы наполнили фантасмагорический город своей юности самыми причудливыми персонажами в из фильмов классика и сочинили пронзительную историю о взрослении в эпоху тоталитаризма.
Сюжет «Амаркорда» складывается из разнообразных и, как будто, несвязанных между собой событий — комичных и гротескных. Герои движутся по карте мира автора в стремлении удовлетворить свои страсти, похоть и потаенные желания, но тоталитарное государство, вместе с церковью, постоянно все запрещает, заставляя несчастных сидеть дома и соблюдать комендантский час. Из этого складываются комичные и невероятные происшествия, которые трудно описать словами. Самые трогательные сцены «Амаркорда» разворачиваются дома у главного героя — юного ученика иезуитской школы. Его шумные итальянские родственники теснятся в узких комнатушках, ссорятся по пустякам и рвут на себе волосы от невыносимости подобного существования. Как и всегда, Феллини показывает ужас и несправедливость бытия через юмор, фантазию и любовь, доказывая, что даже в самые печальные времена можно оставаться человеком.
В последний период творчества Федерико Феллини, который можно условно отсчитывать с «Казановы» (1976) и «Репетиции оркестра» (1978), мастер обращается к темам «заката Европы» и «конца истории». Почти в каждом его фильме на этом этапе происходит как минимум Апокалипсис, а в сюжетных мотивах с легкостью угадываются исторические события и революции, превращающиеся у Феллини в глобальные метафоры смерти традиционных ценностей и классического искусства. Пожалуй, самым ярким и пронзительным образом эти идеи развиваются в «Джинджер и Фред» — последнем шедевре классика. Здесь вновь (и впервые вместе!) появляются Марчелло Мастроянни и Джульетта Мазина. Играют они стареньких танцоров, которые в юности были прекрасными «двойниками» легендарных звезд мюзиклов Фреда Астера и Джинджер Роджерс, однако успеха в шоу-бизнесе ни один из них так и не добился. Время утекло, они уже не те, и мир не тот, но пара решает в последний раз станцевать коронный танец на рождественской телепередаче, в перерыве между выступлениями комедиантов и поп-певцов.
Федерико Феллини неоднократно критиковал и высмеивал телевидение и газеты. В его понимании массовая культура, которая с их помощью распространяется и насаждается повсеместно, утратила все человеческое, нравственное и попросту настоящее. Джинджер и Фред с ужасом озираются по сторонам, глядя на то, во что превратился нынешний шоу-бизнес: все опошлено, осмеяно, а у публики в чести все самое безобразное и нелепое. Посреди хаоса и карикатурных участников рождественской передачи, этакого «Голубого огонька», главным героям потребуется вспомнить свои движения, разобраться в себе, простить друг друга за грехи прошлого, и просто в последний раз показать класс, даже если всем вокруг на это будет наплевать. Феллини в «Джинджер и Фред» поет печальную оду уходящему миру, в котором еще ценились чувственность, красота и мастерство, и с улыбкой сожаления взирает на собственную старость и анахроничность.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…