Совершенно неожиданно главным хитом этой осени стал сериал «Игра в кальмара», который уже больше недели бьет рекорды по просмотрам во всем мире. Его конвертируют в мемы и ролики на TikTok, отчего популярность растет пуще прежнего, и не видно этому конца. Примерно так же было в конце 2020-го с «Ходом королевы», но вокруг «Игры в кальмара» сейчас ажиотаж даже, кажется, похлеще.
Если в двух словах, речь там вот о чем. Погрязших в долгах неудачников собирают на секретном острове и устраивают меж ними состязание. Оно проводится в шесть этапов, участие сугубо добровольное. На каждом этапе какое-то количество участников отсеивается, победитель забирает внушительный денежный приз. Как реалити «Последний герой», только проигравшие не домой едут, а на тот свет отправляются. Посредством пули в лоб или каким-нибудь другим образом.
Концепция избитая, вдоль и поперек изъезженная. Не далее как в том году по меньшей мере два подобных сериала мы видели: нашу «Игру на выживание» и японскую «Алису в Пограничье». Последний, кстати, как и «Игра в кальмара», выходил на Netflix. И оба эксплуатировали эту концепцию гораздо изобретательнее. В «Алисе», например, целая постапокалиптическая антиутопия разворачивалась, а «Игра на выживание» радовала увлекательной жанровой чехардой. Но где сейчас они и где «Игра в кальмара».
Корейцы (сценарист и режиссер Хван Дон Хек, в частности) ничего такого экстраординарного не выдумывали. Взяли знакомую любому с детства игру «Тише едешь – дальше будешь», где надо бежать в сторону ведущего, пока тот стоит спиной, и замирать, когда он оборачивается. Взяли – и слегка модифицировали, добавив в нее снайперов и гигантскую куклу со встроенным датчиком движения.
Потом еще другая есть забава: взрослые дяди и тети сидят на увеличенной в размерах детской площадке – с гигантской горкой, гигантскими качелями и всяким таким – и выковыривают иголками из сахарных кругляшков фигурки. У кого фигурка сломается, того моментально расстреливают.
Сочетание жути и абсурда в этих двух сценах, чего уж там, действительно цепляет. А дальше и сам принцип приедается, и следуют ему не так строго (прыжки по стеклам над пропастью как-то не очень похожи на детское развлечение), да и фантазия заметно истощается. Но треть сериала к тому моменту уже позади.
Чем еще сериал берет, это работой художника-постановщика и художника по костюмам. Все, что касается декораций и реквизита, без вопросов круто: как будто кто-то раскрасил цветными фломастерами и оживил оптические иллюзии Маурица Эшера. С костюмами же ситуация несколько неоднозначнее. Судя по всему, людям почему-то просто нравятся яркие комбинезоны с капюшонами и маски.
В «Бумажном доме», который ранее тоже внезапно на Netflix громко выстрелил, герои ходили в красных комбинезонах и масках с лицом Сальвадора Дали (и про желтые комбинезоны с противогазами из Breaking Bad в контексте резонно вспомнить). Тут же злодеи ходят в розовых комбинезонах и масках с изображениями геометрических объектов. И различные интернет-ресурсы, естественно, в ответ на соответствующий запрос публики тут же массово кинулись советовать, где такие можно купить.
Хорошо, к слову, раскупают и зеленого цвета с белыми полосками комплекты спортивных брюк и курток, которые носят все основные персонажи. Мало нам, грешным, было кошмарной моды на трикотаж в клеточку, спровоцированной «Джентльменами».
И вот уже складывается понимание того, чем обусловлена бешеная культовость «Игры в кальмара». Всякими броскими, запоминающимися штуками, тут и там разбросанными. В ту же категорию записываем особо выделяющихся второстепенных действующих лиц: отмороженного бандита с татуировкой на шее и трогательно беззащитного дедулю. Первый отвечает за деконструкцию маскулинности (это нынче в тренде), второй – за сентиментальность и слезовыжимание.
Вообще за сентиментальность и слезовыжимание каждая вторая более-менее заметная фигура так или иначе отвечает, хлебом всех не корми – дай на жалость подавить. Для чего душераздирающих историй и сложных моральных дилемм в изобилии насыпано. Но у дедули все самое душераздирающее и самое сложное. И вид у него нарочно самый жалкий.
При этом характерно, что рыдать предлагается в конечном счете по конкретному поводу. А именно – по поводу несправедливого устройства капиталистического общества, в котором плохие богатые издеваются над несчастными бедными. «Что же с этим делать? Есть ли хоть какая-то надежда? Доколе нам, товарищи, это терпеть?» – сокрушаются создатели, раз за разом пережевывая единственную на весь сериал мысль и тщательно размазывая слезы с соплями по эпизодам. «Ух, ну точно как «Паразиты», ты погляди», – восхищается в ответ благодарная публика.
Тем временем одна побочная сюжетная линия, про торговлю органами, ведет в никуда; вторая, с корейским клоном Мадса Миккельсена (Ли Бен Хон), завершается высосанным из пальца и ничего не меняющим твистом; а все остальное тонет в нытье, мыльной воде и навязчивом пошлом морализаторстве. Все, кроме броских, запоминающихся штук.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…