Игорь Петренко, которому 23 августа исполнится 45, прославился ровно 20 лет назад ролью лейтенанта Травкина в военной драме Николая Лебедева «Звезда», которая до сих пор остается одной из лучших отечественных лент о Великой Отечественной, снятых в новом веке.
В конце года нас ждет премьера нового тандема Лебедева и Петренко – военной драмы «Нюрнберг», а сейчас в повторный прокат выходит драма «Небо», где Игорь окунулся уже в реалии современных войн. Но за эти два десятилетия у него были и другие роли. Одно оставалось практически неизменным – они за редким исключением (и мимо этих примеров мы не прошли) всегда были положительными. А что делать, если у актера такое лицо?
Пронзительная военная драма Николая Лебедева по одноименной повести Эммануила Казакевича. Книга, в основу которой легла реальная история (из-за ряда художественных вольностей, включая кардинально иной финал, имена героев были изменены), вышла в 1947 году, в 1948-м писатель получил за нее Сталинскую премию, а уже в 1949-м была снята первая экранизация, где роль рядового Мамочкина (в фильме Лебедева его сыграл Алексей Панин) досталась легендарному Николаю Крючкову.
«Звезда» рассказывает о том, как в июне 1944 года, когда Советская армия оттеснила немецкие войска к западной границе страны, разведгруппа лейтенанта Травкина (Игорь Петренко), состоящая из 8 бойцов, была заброшена в тыл врага. Перед ними стояла очень важная задача – выяснить численность и место дислокации основных сил противника, а главное, количество бронетехники, которая может серьезно помешать дальнейшему наступлению.
Фильм Лебедева – это и драма о героизме совсем молодых ребят, ценой собственной жизни отстоявших Родину в Великой Отечественной, и трагическая история любви, которую оборвала война. И Петренко идеально подошел на роль парня, который, не задумываясь, отдаст жизнь за страну и в которого можно без памяти влюбиться с первого взгляда.
Криминальная драма Александра Хвана как раз сконцентрирована на трагической истории любви милиционера и преступницы. Название фильма недвусмысленно указывает, что сценарий Юрия Короткова вдохновлен одноименной новеллой Проспера Мериме, где в центре сюжета были бурные отношения горячего баска Хосе и своенравной красотки-цыганки Кармен.
В российском фильме 2003 года они превратились в сержанта милиции Сергея Никитина (Игорь Петренко) и заключенную женской колонии, воровку по кличке Кармен (Ольга Филиппова). Сергей теряет голову от чувств к преступнице и помогает ей бежать, за что его переводят в патрульные. Но это становится только началом падения еще вчера примерного парня. Любовь бросает его во все тяжкие и закончится на скамье подсудимых…
Положительная харизма актера помогла усилить эффект от того, как честный мент становится уголовником исключительно из стремления быть рядом с любимой женщиной. Женщиной, которая, по сути, его просто использовала.
Еще одна трагическая история любви – на этот раз в интерпретации Павла Чухрая. При этом в этом фильме Игорь Петренко (а вернее, режиссер) использовал свою внешность прямо противоположным образом: в «Водителе для Веры» за лицом человека самых лучших качеств скрывается расчетливый карьерист. Но это перевертыш с сюрпризом.
Герой актера – сержант по имени Виктор – мечтает стать генералом. И хотя говорят, что плох тот солдат, который об этом не мечтает, Виктор – из тех, кто на своем пути к цели, не задумываясь, готов идти по головам. Так что, когда его берет к себе личным водителем генерал-лейтенант Серов (Богдан Ступка), сержант решает, что взять в жены некстати забеременевшую от другого дочь своего босса Веру (Алена Бабенко) – прекрасный шанс выслужиться. Ведь у зятя генерала куда больше шансов однажды и самому надеть генеральские погоны. Вот только у Серова начинаются неприятности с КГБ, и все идет не по плану…
Конечно, Виктор не любит Веру. Она для него – просто средство. Кажется, даже к своей машине он испытывает больше чувств. Хотя, безусловно, он жалеет девушку (из-за серьезных проблем с позвоночником Вера сильно хромает). И в итоге все это в кульминации приводит к моменту, когда парню приходится делать непростой выбор, где и проявляется, кто он есть.
Максимально бережная – без модного постмодернизма – экранизация одноименного романа Михаила Лермонтова, благо хронометраж позволяет: фильм Александра Котта переносит события книги в формате 8 серий. В них умещаются все главы романа – «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». И роль главного героя Лермонтова – прапорщика Григория Печорина – досталась именно Игорю Петренко.
Действие картины происходит в 1837 году (то есть, к слову, сразу после смерти Пушкина, и именно этим годом датируется самый известный портрет Лермонтова кисти Петра Заболотского). За дуэль Печорин сослан на Кавказ, где уже 20 лет идет кровопролитная война. И ссылка эта – в действующую армию, хотя прапорщик и не сидит в окопах, так что у него находится время на новые романы и новые дуэли. Печорин не слишком ценит собственную жизнь, так что неудивительно, что так же он относится и к чужим…
Как и в случае с Виктором из «Водителя для Веры», персонажу Петренко сложно дать однозначную оценку. Недаром это является одной из самых известных тем школьных сочинений. Актер играет человека страстей – и страстей самого разного толка и направленности. Он способен на чувства и поступки, и никто не знает, куда они его заведут. В том числе и он сам.
Еще одна экранизация классики. Но перед Владимиром Бортко стояла куда более сложная задача, чем перед Александром Коттом: ему нужно было уместить события одноименной повести Николая Гоголя всего в 127 минут. Зато для Игоря Петренко все было проще: его Андрий, младший сын заглавного героя, – персонаж, поступки которого намного легче оценивать. Да, его можно понять, но это однозначно единственный персонаж в подборке, которого никак положительным не назовешь.
Тарас Бульба (Богдан Ступка) – казачий полковник, воюющий с поляками. Между тем Андрий во время учебы в Киеве встречает дочь знатного польского воеводы Мазовецкого Эльжбету (Магдалена Мельцаж) и без памяти в нее влюбляется. И эта любовь толкает его на предательство. Андрий переходит на сторону поляков и в их воинстве рубит, не щадя, своих братьев по крови. Что в итоге – рассказывать смысла нет: крылатая фраза безутешного отца «Я тебя породил, я тебя и убью!» всем известна со школы…
Эпическая постановка Бортко поражает масштабом (бюджет фильма – более полумиллиарда рублей!) и радует вполне аутентичной передачей смыслов, заложенных в книгу. Это касается и линии Андрия. Потому что предатель – он во все времена предатель, какой бы пламенной любовью его поступки не объяснялись.
Ну и еще один знаменитый литературный и киноперсонаж. Игорю Петренко выпала непростая задача – потягаться с Василием Ливановым, Робертом Дауни-младшим и Бенедиктом Камбербэтчем, чьи интерпретации Шерлока Холмса вышли до его версии и снискали огромную популярность. И к чести актера, хотя проекту Андрея Кавуна добиться той же всенародной любви не удалось, работа это вполне достойная.
Всего в сериале 16 эпизодов, и в них вошли сюжеты повестей «Этюд в багровых тонах», «Знак четырех» и «Собака Баскервилей», а также рассказов «Скандал в Богемии», «Союз рыжих», «Обряд дома Месгрейвов», «Последнее дело Холмса» и других. И в отличие, например, от сериала «Шерлок в России» (2020), где гениального сыщика сыграл Максим Матвеев, действие книг Артура Конан Дойля не меняло ни место, ни время.
Впрочем, если сравнивать с известными версиями Холмса, Шерлок Игоря Петренко ближе всего к герою фильмов Гая Ричи, далеких от попытки сделать все, как было в книгах. Петренко в образе Холмса, как и герой Роберта Дауни-младшего, совсем не такой импозантный, как, например, у Ливанова, и не настолько мизантроп, как герой Камбербэтча. Он человечнее, а потому и легче вызывает симпатию.
А вот тоже сериал про сыщика, но уже реального и российского. Сериал Антона Сиверса рассказывает историю о поимке банды «Черная кошка», наводившей в начале 1950-х ужас на Подмосковье. Только доказанных ограблений на ее счету – 28! Это та самая «Черная кошка», на которую охотятся Жеглов и Шарапов в сериале «Место встречи изменить нельзя». Неслучайно фамилия героя Игоря Петренко – капитана милиции Виктора Каратова – созвучна с Шараповым: прототипом обоих был легендарный сыщик Владимир Арапов, который и поймал банду.
Сценарист сериала Олег Маловичко («Метод», «Хрустальный») в большей степени, чем Юлиан Семенов, по роману которого «Эра милосердия» снималось «Место встречи», уделял внимание реальной истории, однако и он многое изменил. Именно поэтому Арапов стал Каратовым, Лев Шейнин – Шеиным (Константин Лавроненко), а главарь банды Иван Митин – Иваном Мишиным (Гела Месхи).
Игорь Петренко сделал капитана Каратова умным и глубоким человеком, способным на сильные чувства. Собственно, главное, что додумал Маловичко – лирическая линия, по сути, любовный треугольник между Каратовым, Таисией Цыгановой (Мария Андреева) и Мишиным. Однако в порядочности Виктора в работе над делом банды сомневаться не приходится.
А вот сериал «Спящие», первый сезон которого снимал Юрий Быков, а второй – Сергей Арланов, рассказывает о работе уже не милиции, а ФСБ. Причем действие происходит уже практически в наши дни, так что в центре сюжета – вполне реальные проблемы: вскрытие сети иностранной агентуры, предотвращение терактов и недопущение организации «оранжевой революции».
Главный герой сериала – полковник ФСБ Андрей Родионов (Игорь Петренко) – человек с незапятнанной репутацией и огромным опытом работы на Ближнем Востоке. Вот только за 15 лет, что он там пробыл, на родине многое изменилось, так что по возвращении ему приходится столкнуться в том числе с коррупцией в спецслужбах и органах власти, из-за чего доверять можно, по сути, только себе самому…
Родионов – герой без страха и упрека, снятый в лучших традициях советского кино. Неудивительно, что после выхода сериала на Юрия Быкова обрушилась либеральная критика, обвинившая его в романтизации работы «кровавой гэбни». Не справившийся с давлением режиссер публично отрекся от своей работы и снимать продолжение уже не стал. Между тем причиной шумихи стал именно образ, прекрасно сыгранный Петренко.
И снова Ближний Восток, только теперь уже в центре сюжета. Военный экшен Игоря Копылова рассказывает реальную историю подполковника российских ВВС Олега Пешкова, погибшего в Сирии в 2015 году. Летчику было присвоено звание Героя России посмертно. Именно Пешков стал прототипом Олега Сошникова, сыгранного в фильме Игорем Петренко.
Впрочем, это не байопик, потому и имя главного героя изменено. По словам создателей проекта, они хотели, чтобы Сошников и его штурман, капитан Константин Муравьев (прототип – Константин Мурахтин), были скорее собирательными образами героических военных летчиков, история которых могла бы отдать дань памяти всем, кто погиб в Сирии.
Картина была снята по заказу и при поддержке Министерства обороны РФ и уже включена в перечень фильмов, обязательных к просмотру в Вооруженных Силах страны. Так что едва ли кого-то удивит в «Небе» определенный патриотический пафос и героизация военных. Однако, к чести Копылова и Петренко, Пешков получился живым человеком, а не картонным героем.
Ну и военная драма Николая Лебедева, которую мы упоминали в начале. Фильм поставлен по мотивам романа Александра Звягинцева «На веки вечные». Писатель и юрист, Звягинцев посвятил не одно десятилетие изучению материалов Нюрнбергского процесса, результатом чего стало несколько книг и документальных лент. Так что при всей художественности романа и картины история, которая в нем рассказана, наполнена более чем реальными фактами.
Ноябрь 1945 года. В немецком городе Нюрнберг идет суд на нацистскими военными преступниками, к ходу которого приковано внимание всего мира. Перед Международным военным трибуналом из восьми судей СССР, Великобритании, Франции и США предстали руководители Третьего рейха. Им были предъявлены обвинения в преступлениях против мира и человечности. Однако вокруг процесса уже разгораются настоящие шпионские страсти, потому что разногласия между вчерашними союзниками уже начались…
Игорь Петренко играет в фильме роль майора Бабленкова, который отвечает за сбор материалов, с которыми работает обвинитель со стороны СССР – генерал-лейтенант Роман Руденко (Сергей Безруков). Это единственная в подборке не главная роль актера, но и тут стоит отметить, насколько типажно он попадает в образ блестящего кадрового офицера.
С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…
Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…
Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…