Кино

Игорь Петренко – от «Звезды» до «Нюрнберга»

Игорь Петренко, которому 23 августа исполнится 45, прославился ровно 20 лет назад ролью лейтенанта Травкина в военной драме Николая Лебедева «Звезда», которая до сих пор остается одной из лучших отечественных лент о Великой Отечественной, снятых в новом веке.

В конце года нас ждет премьера нового тандема Лебедева и Петренко – военной драмы «Нюрнберг», а сейчас в повторный прокат выходит драма «Небо», где Игорь окунулся уже в реалии современных войн. Но за эти два десятилетия у него были и другие роли. Одно оставалось практически неизменным – они за редким исключением (и мимо этих примеров мы не прошли) всегда были положительными. А что делать, если у актера такое лицо?

«Звезда» (2002)

Пронзительная военная драма Николая Лебедева по одноименной повести Эммануила Казакевича. Книга, в основу которой легла реальная история (из-за ряда художественных вольностей, включая кардинально иной финал, имена героев были изменены), вышла в 1947 году, в 1948-м писатель получил за нее Сталинскую премию, а уже в 1949-м была снята первая экранизация, где роль рядового Мамочкина (в фильме Лебедева его сыграл Алексей Панин) досталась легендарному Николаю Крючкову.

«Звезда» рассказывает о том, как в июне 1944 года, когда Советская армия оттеснила немецкие войска к западной границе страны, разведгруппа лейтенанта Травкина (Игорь Петренко), состоящая из 8 бойцов, была заброшена в тыл врага. Перед ними стояла очень важная задача – выяснить численность и место дислокации основных сил противника, а главное, количество бронетехники, которая может серьезно помешать дальнейшему наступлению.

Фильм Лебедева – это и драма о героизме совсем молодых ребят, ценой собственной жизни отстоявших Родину в Великой Отечественной, и трагическая история любви, которую оборвала война. И Петренко идеально подошел на роль парня, который, не задумываясь, отдаст жизнь за страну и в которого можно без памяти влюбиться с первого взгляда.

«Кармен» (2003)

Криминальная драма Александра Хвана как раз сконцентрирована на трагической истории любви милиционера и преступницы. Название фильма недвусмысленно указывает, что сценарий Юрия Короткова вдохновлен одноименной новеллой Проспера Мериме, где в центре сюжета были бурные отношения горячего баска Хосе и своенравной красотки-цыганки Кармен.

В российском фильме 2003 года они превратились в сержанта милиции Сергея Никитина (Игорь Петренко) и заключенную женской колонии, воровку по кличке Кармен (Ольга Филиппова). Сергей теряет голову от чувств к преступнице и помогает ей бежать, за что его переводят в патрульные. Но это становится только началом падения еще вчера примерного парня. Любовь бросает его во все тяжкие и закончится на скамье подсудимых…

Положительная харизма актера помогла усилить эффект от того, как честный мент становится уголовником исключительно из стремления быть рядом с любимой женщиной. Женщиной, которая, по сути, его просто использовала.

«Водитель для Веры» (2004)

Еще одна трагическая история любви – на этот раз в интерпретации Павла Чухрая. При этом в этом фильме Игорь Петренко (а вернее, режиссер) использовал свою внешность прямо противоположным образом: в «Водителе для Веры» за лицом человека самых лучших качеств скрывается расчетливый карьерист. Но это перевертыш с сюрпризом.

Герой актера – сержант по имени Виктор – мечтает стать генералом. И хотя говорят, что плох тот солдат, который об этом не мечтает, Виктор – из тех, кто на своем пути к цели, не задумываясь, готов идти по головам. Так что, когда его берет к себе личным водителем генерал-лейтенант Серов (Богдан Ступка), сержант решает, что взять в жены некстати забеременевшую от другого дочь своего босса Веру (Алена Бабенко) – прекрасный шанс выслужиться. Ведь у зятя генерала куда больше шансов однажды и самому надеть генеральские погоны. Вот только у Серова начинаются неприятности с КГБ, и все идет не по плану…

Конечно, Виктор не любит Веру. Она для него – просто средство. Кажется, даже к своей машине он испытывает больше чувств. Хотя, безусловно, он жалеет девушку (из-за серьезных проблем с позвоночником Вера сильно хромает). И в итоге все это в кульминации приводит к моменту, когда парню приходится делать непростой выбор, где и проявляется, кто он есть.

«Герой нашего времени» (2006)

Максимально бережная – без модного постмодернизма – экранизация одноименного романа Михаила Лермонтова, благо хронометраж позволяет: фильм Александра Котта переносит события книги в формате 8 серий. В них умещаются все главы романа – «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». И роль главного героя Лермонтова – прапорщика Григория Печорина – досталась именно Игорю Петренко.

Действие картины происходит в 1837 году (то есть, к слову, сразу после смерти Пушкина, и именно этим годом датируется самый известный портрет Лермонтова кисти Петра Заболотского). За дуэль Печорин сослан на Кавказ, где уже 20 лет идет кровопролитная война. И ссылка эта – в действующую армию, хотя прапорщик и не сидит в окопах, так что у него находится время на новые романы и новые дуэли. Печорин не слишком ценит собственную жизнь, так что неудивительно, что так же он относится и к чужим…

Как и в случае с Виктором из «Водителя для Веры», персонажу Петренко сложно дать однозначную оценку. Недаром это является одной из самых известных тем школьных сочинений. Актер играет человека страстей – и страстей самого разного толка и направленности. Он способен на чувства и поступки, и никто не знает, куда они его заведут. В том числе и он сам.

«Тарас Бульба» (2009)

Еще одна экранизация классики. Но перед Владимиром Бортко стояла куда более сложная задача, чем перед Александром Коттом: ему нужно было уместить события одноименной повести Николая Гоголя всего в 127 минут. Зато для Игоря Петренко все было проще: его Андрий, младший сын заглавного героя, – персонаж, поступки которого намного легче оценивать. Да, его можно понять, но это однозначно единственный персонаж в подборке, которого никак положительным не назовешь.

Тарас Бульба (Богдан Ступка) – казачий полковник, воюющий с поляками. Между тем Андрий во время учебы в Киеве встречает дочь знатного польского воеводы Мазовецкого Эльжбету (Магдалена Мельцаж) и без памяти в нее влюбляется. И эта любовь толкает его на предательство. Андрий переходит на сторону поляков и в их воинстве рубит, не щадя, своих братьев по крови. Что в итоге – рассказывать смысла нет: крылатая фраза безутешного отца «Я тебя породил, я тебя и убью!» всем известна со школы…

Эпическая постановка Бортко поражает масштабом (бюджет фильма – более полумиллиарда рублей!) и радует вполне аутентичной передачей смыслов, заложенных в книгу. Это касается и линии Андрия. Потому что предатель – он во все времена предатель, какой бы пламенной любовью его поступки не объяснялись.

«Шерлок Холмс» (2013)

Ну и еще один знаменитый литературный и киноперсонаж. Игорю Петренко выпала непростая задача – потягаться с Василием Ливановым, Робертом Дауни-младшим и Бенедиктом Камбербэтчем, чьи интерпретации Шерлока Холмса вышли до его версии и снискали огромную популярность. И к чести актера, хотя проекту Андрея Кавуна добиться той же всенародной любви не удалось, работа это вполне достойная.

Всего в сериале 16 эпизодов, и в них вошли сюжеты повестей «Этюд в багровых тонах», «Знак четырех» и «Собака Баскервилей», а также рассказов «Скандал в Богемии», «Союз рыжих», «Обряд дома Месгрейвов», «Последнее дело Холмса» и других. И в отличие, например, от сериала «Шерлок в России» (2020), где гениального сыщика сыграл Максим Матвеев, действие книг Артура Конан Дойля не меняло ни место, ни время.

Впрочем, если сравнивать с известными версиями Холмса, Шерлок Игоря Петренко ближе всего к герою фильмов Гая Ричи, далеких от попытки сделать все, как было в книгах. Петренко в образе Холмса, как и герой Роберта Дауни-младшего, совсем не такой импозантный, как, например, у Ливанова, и не настолько мизантроп, как герой Камбербэтча. Он человечнее, а потому и легче вызывает симпатию.

«Черная кошка» (2016)

А вот тоже сериал про сыщика, но уже реального и российского. Сериал Антона Сиверса рассказывает историю о поимке банды «Черная кошка», наводившей в начале 1950-х ужас на Подмосковье. Только доказанных ограблений на ее счету – 28! Это та самая «Черная кошка», на которую охотятся Жеглов и Шарапов в сериале «Место встречи изменить нельзя». Неслучайно фамилия героя Игоря Петренко – капитана милиции Виктора Каратова – созвучна с Шараповым: прототипом обоих был легендарный сыщик Владимир Арапов, который и поймал банду.

Сценарист сериала Олег Маловичко («Метод», «Хрустальный») в большей степени, чем Юлиан Семенов, по роману которого «Эра милосердия» снималось «Место встречи», уделял внимание реальной истории, однако и он многое изменил. Именно поэтому Арапов стал Каратовым, Лев Шейнин – Шеиным (Константин Лавроненко), а главарь банды Иван Митин – Иваном Мишиным (Гела Месхи).

Игорь Петренко сделал капитана Каратова умным и глубоким человеком, способным на сильные чувства. Собственно, главное, что додумал Маловичко – лирическая линия, по сути, любовный треугольник между Каратовым, Таисией Цыгановой (Мария Андреева) и Мишиным. Однако в порядочности Виктора в работе над делом банды сомневаться не приходится.

«Спящие» (2017)

А вот сериал «Спящие», первый сезон которого снимал Юрий Быков, а второй – Сергей Арланов, рассказывает о работе уже не милиции, а ФСБ. Причем действие происходит уже практически в наши дни, так что в центре сюжета – вполне реальные проблемы: вскрытие сети иностранной агентуры, предотвращение терактов и недопущение организации «оранжевой революции».

Главный герой сериала – полковник ФСБ Андрей Родионов (Игорь Петренко) – человек с незапятнанной репутацией и огромным опытом работы на Ближнем Востоке. Вот только за 15 лет, что он там пробыл, на родине многое изменилось, так что по возвращении ему приходится столкнуться в том числе с коррупцией в спецслужбах и органах власти, из-за чего доверять можно, по сути, только себе самому…

Родионов – герой без страха и упрека, снятый в лучших традициях советского кино. Неудивительно, что после выхода сериала на Юрия Быкова обрушилась либеральная критика, обвинившая его в романтизации работы «кровавой гэбни». Не справившийся с давлением режиссер публично отрекся от своей работы и снимать продолжение уже не стал. Между тем причиной шумихи стал именно образ, прекрасно сыгранный Петренко.

«Небо» (2021)

И снова Ближний Восток, только теперь уже в центре сюжета. Военный экшен Игоря Копылова рассказывает реальную историю подполковника российских ВВС Олега Пешкова, погибшего в Сирии в 2015 году. Летчику было присвоено звание Героя России посмертно. Именно Пешков стал прототипом Олега Сошникова, сыгранного в фильме Игорем Петренко.

Впрочем, это не байопик, потому и имя главного героя изменено. По словам создателей проекта, они хотели, чтобы Сошников и его штурман, капитан Константин Муравьев (прототип – Константин Мурахтин), были скорее собирательными образами героических военных летчиков, история которых могла бы отдать дань памяти всем, кто погиб в Сирии.

Картина была снята по заказу и при поддержке Министерства обороны РФ и уже включена в перечень фильмов, обязательных к просмотру в Вооруженных Силах страны. Так что едва ли кого-то удивит в «Небе» определенный патриотический пафос и героизация военных. Однако, к чести Копылова и Петренко, Пешков получился живым человеком, а не картонным героем. 

«Нюрнберг» (2022)

Ну и военная драма Николая Лебедева, которую мы упоминали в начале. Фильм поставлен по мотивам романа Александра Звягинцева «На веки вечные». Писатель и юрист, Звягинцев посвятил не одно десятилетие изучению материалов Нюрнбергского процесса, результатом чего стало несколько книг и документальных лент. Так что при всей художественности романа и картины история, которая в нем рассказана, наполнена более чем реальными фактами.

Ноябрь 1945 года. В немецком городе Нюрнберг идет суд на нацистскими военными преступниками, к ходу которого приковано внимание всего мира. Перед Международным военным трибуналом из восьми судей СССР, Великобритании, Франции и США предстали руководители Третьего рейха. Им были предъявлены обвинения в преступлениях против мира и человечности. Однако вокруг процесса уже разгораются настоящие шпионские страсти, потому что разногласия между вчерашними союзниками уже начались…

Игорь Петренко играет в фильме роль майора Бабленкова, который отвечает за сбор материалов, с которыми работает обвинитель со стороны СССР – генерал-лейтенант Роман Руденко (Сергей Безруков). Это единственная в подборке не главная роль актера, но и тут стоит отметить, насколько типажно он попадает в образ блестящего кадрового офицера.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

12 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

13 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

17 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

2 дня назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

2 дня назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

2 дня назад