Бодрая комедия про смерть и срывание масок.
Британский юмор славится отсутствием табу и изрядной долей иронии и сарказма. Свежий фильм Мэтта Уинна («Завтракающие», «Барахолка») «Идеальные друзья» исключением не стал. В картине есть и над чем посмеяться, и в то же время призадуматься, ведь не просто так в «каждой шутке есть доля правды». Просто спрятанная за юмором неприглядная истина не так сильно бьет по больному. Подшутить создатели картины решили над смертью и многолетней дружбой, которая кажется идеальной.
Семейная пара Сара и Том (Ширли Хендерсон и Алан Тьюдик) вынуждены продать дом, где прожили много счастливых лет. Они уже и богатого покупателя (Сильвестр Грот) нашли. Перед подписанием договора купли-продажи они решают устроить прощальный ужин с друзьями, Бет и Ричардом (Оливия Уильямс и Руфус Сьюэлл). Те заявляются в гости вместе с общей подругой Джессикой (Индира Варма), которая ведет себя откровенно вызывающе, флиртует с мужем хозяйки дома и, наговорив всем гадостей, вешается у Сары и Тома на заднем дворе.
Перед друзьями встает трудный выбор, что делать с телом: сообщить о нем в полицию или перевезти в другое место. Оба варианта влекут за собой неприятности. Остается лишь определить, какой из них нанесет меньший урон. Вот тут-то и начинаются комичные ситуации, которые, если подумать, совсем не смешные.
Смерть Джессики заставляет героев сбросить маски идеальных семей, идеальных партнеров, идеальных друзей, идеальных работников, которые они носили много лет. Один за другим из шкафов начинают вылезают скелеты – у каждого из четверки есть то, чего можно стыдиться. Но когда об этом никто не знает, то вроде бы все хорошо и о грехах можно не вспоминать.
Накал обнажает истинные характеры персонажей не только перед зрителями, но и перед ними самими, принося понимание, что никто из них никогда не был честен перед другими. Они – идеальные друзья, готовые прийти на помощь, но в то же время незнакомцы, которые отвернутся в случае опасности.
Именно в эту ночь, когда, можно сказать, решается вопрос жизни и смерти (в прямом смысле слова), дом Сары и Тома превращается в проходной двор. В их дверь то и дело звонят: то соседка, решительно настроенная встретиться с любимой писательницей, то глуповатые полицейские, то потенциальные покупатели. И героям приходится врать, усложняя и так непростую ситуацию, и запутываться в проблеме все сильнее.
То у одного, то у другого просыпается совесть. Как это обычно бывает, в самые неподходящие моменты. Герои спорят, ругаются, дерутся, бегают, прячут, боятся, устраивают истерики. Все это сопровождается абсолютно дурацкой музычкой (композиторы Мэтт Купер и Мэтт Уинн), которая тем не менее идеально вписывается в фильм и происходящие события, подчеркивая комичность некомичного.
Лейтмотивом «Идеальных друзей» служит французский десерт клафути, который для ужина приготовил Том. Он все время стоит на столе, все хотят его съесть, но как только над ним заносится ложка, что-то случается, и сладкое откладывается на потом. Клафути – закрытый пирог с ягодами. Он становится символом самих героев, наполненных неизвестно какой начинкой, которую не увидишь, пока не разрежешь. Ножом для торта и стала Джессика, своим самоубийством выпотрошившая начинку каждого из друзей.
Практически все действие фильма происходит в доме Сары и Тома. Даже больше – в гостиной, из которой герои практически не выходят. Из-за этого картинке иногда не хватает воздуха и динамики: кадры часто статичные, необычных ракурсов нет, внезапных визуальных решений тоже. В этом плане фильм довольно однообразный, но берет свое за счет диалогов, поэтому рекомендуется смотреть «Идеальных друзей» в оригинале с субтитрами. Важно слышать реальные голоса и интонации актеров. Дубляж убивает всю магию игры и фарса, а это главные составляющие фильма, больше похожего на театральную постановку.
Уинн также сосредоточивает внимание на лицах актеров, частенько давая крупные и средние планы. А уж зритель легко считывает настроение, эмоции и характеры. От Алана Тьюдика так вообще глаз не отвести: его необычная внешность, полуоткрытый рот и выдающаяся челюсть делают едва ли не половину фильма. Он словно создан для подобных комичных ролей, вызывая хихиканье одним своим появлением.
Мэтт Уинн очень вырос со времен своего хоррора «Барахолка» (2015), который стал его дебютом в полнометражном кино. И хорошо, что режиссер решил попробовать себя в противоположном жанре: смешить у него получается явно лучше, чем пугать. Но делает он это в чисто британском стиле, так что некоторые шутки могут остаться непонятыми. Все-таки юмор здесь специфический, да и менталитет у создателей и российского зрителя разный.
Комментарии