«КиноРепортер» рассказывает, почему стоит смотреть телепродолжение культового графического произведения, снятое создателем «Остаться в живых».
Осторожно, в тексте содержатся спойлеры!
«Ничто никогда не кончается», загадочно пророчил доктор Манхэттен на последних страницах «Хранителей». Комикс Алана Мура и Дэйва Гиббонса — один из главных супергеройских шедевров — закончился в 1987 году. С тех пор ряд других авторов пытался продолжить или развить идеи оригинала с разной степенью успеха (например, комиксы-приквелы или стильная экранизация Зака Снайдера). Но никто из них не обладал цельным видением того, что делать с миром, выдуманным авторами. И самое главное — ни у кого не хватило наглости сделать с первоисточником что-то радикальное.
Возможно, именно поэтому новый сериал HBO добился столь многого. Дэймон Линделоф, один из создателей «Остаться в живых» и «Оставленных», решил не церемониться с наследием Мура/Гиббонса — да и зачем? (Первый все равно не одобряет ни одну из экранизаций.) Действие «Хранителей» разворачивается в альтернативном 2019-м году — события 1985-го (время действия комикса) влияют на современную политическую обстановку в США, но не менее важное значение имеет, например, и резня в Талсе 1921 года (массовый погром афроамериканских кварталов, в котором погибло свыше 50 людей). История наказывает тех, кто прогуливал уроки.
Прошлое неизменно влияет на настоящее — и Линделоф неоднократно подтверждает эту мысль. Вроде бы идеальная Америка 2019-го года, где потомки пострадавших чернокожих получают государственные выплаты, а у власти находится либеральный президент Роберт Редфорд (пусть и по-диктаторски долго). Но исторические травмы всплывают одна за другой — расистская группировка «Седьмая кавалерия», идейная наследница Ку-клукс-клана, поднимает голову и замышляет государственный переворот. Аннексированный «51-й штат» Вьетнам мстит за американский террор, совершенный при участии сверхчеловека, доктора Манхэттена. Правительство только множит недоверие среди сограждан, покрывая истинную сущность теракта 2 ноября 1985 года, когда сверхумник Озимандия предотвратил ядерную войну, сбросив «инопланетное» чудовище на безмятежный Нью-Йорк. Падение гигантского кальмара до сих пор не забыто — существуют группы поддержки для переживших эту катастрофу, а с неба периодически валятся градом мелкие моллюски.
Мир в 2019 году снова стоит на пороге катастрофы. За суперсилами доктора Манхэттена охотится «Седьмая кавалерия» и госпожа Чьеу (как выясняется в финале, незаконнорожденная дочь Озимандии) — первые хотят добиться справедливости для «белого гетеросексуального мужчины», вторая рвется к господству, решая таким способом daddy issues. Сам синекожий сверхчеловек предпочел забыть о собственных привилегиях бога, скрывшись под маской образцового мужа и примерного семьянина. Рецепт эффектный, но не столь долговечный.
И все же центральное место в сериале Линделофа занимает Анджела Абар — детектив и супергероиня по имени Сестра Ночь. Именно она оказывается в центре глобального механизма (тик-так, тик-так!), который задействует актуальные политические проблемы и вытаскивает из шкафа забытые тайны. Она, по странному совпадению, жена доктора Манхэттена, но это решающей роли не играет — тем более что срыв покровов происходит только ближе к финалу. Куда важнее корни — Анджела оказывается внучкой Уилла Ривза. Умудренный сединами дед, материализовавшийся в ее жизни из ниоткуда, — первый американский супергерой из 1930-х, Вершитель Правосудия. Таким образом, Сестра Ночь — не просто идейная, но и кровная наследница мстителей, скрывающихся за масками и плащами.
Линделофа интересуют родовые травмы Америки — и повторяемость истории в виде фарса. Госпожа Чьеу пытается идти по стопам Озимандии, Анджела продолжает судьбу Вершителя Правосудия, «Седьмая Кавалерия» сделала своей иконой Роршаха. Интересно, что новые «Хранители» откровенно задвигают на второй план героев, выведенных Аланом Муром как первостепенных — Дэниэл Драйберг aka Ночной Филин томится за решеткой (его нам не покажут ни разу), Лори Юспешик стала специалистом ФБР по отлову людей в масках, доктор Манхэттен выступает в роли макгаффина, а Озимандия до самого финала участвует в абсурдно-аристократическом маскараде вдалеке от Талсы (и планеты Земля). Оперативник-задрот из ФБР на общем совещании включает на проекторе отрывки из дневника Роршаха, но его грубо перебивают — сейчас не 1985-й, кому вообще нужен этот мертвый детектив-социопат?
Линделоф прекрасно понимает, что его сериал вторичен по отношению к глыбе Мура — по сути все девять эпизодов занимаются не только разворачиванием нового нарратива, но и переживанием старой истории, которая, как водится, должна сгинуть. Иначе она рискует повторятся вновь и вновь. Богоборчество — важный мотив «Хранителей» Линделофа, который можно проинтерпретировать и как желание авторов сбросить с парохода современности неприкосновенных классиков. Мур проклинает всех экранизации и продолжение своего комикса? Ну и черт с ним.
Главное достоинство и одновременно недостаток новых «Хранителей» — глобальный размах. Пусть действие разворачивается в провинциальной Талсе, но тут решается судьба человечества. Как мировое сообщество отреагирует на разоблачение плана Озимандии, запустит ли это остановленный механизм Третьей Мировой? Есть ли будущее у Америки, на шее которой удавкой затянулись вопросы расизма, полицейского произвола и идейного раскола среди граждан? Претензии к финалу все-таки есть — слишком местечковой выглядит заварушка, которая определяет дальнейшую историю мира. Хотя не исключено, что это было сделано в издевательской попытке побороться с мейнстримной супергероикой.
Разрушать клубок этических и политических противоречий Линделоф не собирался — «Хранители» задают множество неудобных вопросов, которые актуальны не только для вымышленного мира по мотивам комикса, но и того, где существуют зрители сериала. Впрочем, сама форма вопроса получилась крайне эффектной — пульсирующий саундтрек Трента Резнора и Аттикуса Росса, занятный, пусть и навязчивый символизм (можете сами посчитать появление в кадре циферблатов, которые отсылают к Часам Судного Дня) и попытка распределить рычаги власти между людьми, которые столетиями были лишены привилегий. Линделоф не обладает талантом Алана Мура, но его «Хранители» подкупают именно поэтому — этот богоборческий проект не стремится занять место на троне. Пусть лучше он останется пустым.
Первый сезон «Хранителей» доступен на «Амедиатеке».
Читать также: Актеры из супергеройского сериала «Хранители», о которых вы должны знать
Комментарии