Компания мелких жуликов похищает фуру со стиральными машинами. Предназначенными не для стирки грязных вещей, а для перевозки запрещенного порошка. Передать его требуется боссу триад. И тот уже потирает ручки в ожидании товара, как вдруг в разгар сделки в помещение врывается группа мужиков в масках и расстреливает всех присутствующих. Триады жаждут мести. Подозрение падает на отпрыска мэра, одного из тех жуликов. Отпрыск предусмотрительно скрывается в неизвестном направлении. Отыскать его берется потрепанный полицейский по фамилии Уокер (Том Харди), замешанный в темных делишках с участием мэра, но оторванный от собственной семьи.
Еще в 2021 году сценарист и режиссер Гарет Эванс, встряхнувший жанр боевиков дилогией «Рейд», взялся за проект, который Том Харди назвал «смачным ударом по роже». Для «Опустошения» актер ежедневно занимался кроссфитом с джиу-джитсу и явно стремился со всей пролетарской ненавистью отыграться за годы, проведенные на площадках трилогии «Веном». Съемки завершились в октябре 2021-го. Монтаж был готов в феврале 2022-го. А потом что-то пошло не так, и фильм завис в производственном аду, варясь на медленном огне пересъемок и забастовок. Лишь изредка в Сети всплывали снимки с бэкстейджа, напоминая, что клиент скорее жив. Но вот наступил февраль 2025-го, и «Опустошение» обзавелось дебютным тизером. В апреле за ним последовал трейлер, а за трейлером и сам фильм наконец пожаловал. Когда многие, вероятно, уже и ждать его перестали. Ну так и стоило ли оно того?
Эванс – блестящий режиссер экшен-эпизодов. Хореография драк в «Рейде» – с отрывом лучшая в XXI веке: не фильм, а видеоигровой файтинг, где прокачанный полицейский отбивается от толп настырных врагов под бодрую музыку Майка Шиноды. Насилие было главным художественным приемом, ключевым элементом нарратива, а лаконичную, как затрещина, завязку иронично описывала фраза другого героя-полицейского: «Задание простое – заходим и валим этого подонка». В «Рейде 2» существенно выросли бюджет с хронометражем, а бои стали еще виртуознее, однако сюжетная конструкция неловко разветвилась, опутав мафиозные разборки и происки нечестных копов. От всего этого за версту веяло несвежими штампами второсортных боевичков, но полюбившийся герой Ико Увайса и потасовки, от которых отлетали челюсти злодеев и зрителей, позволяли со многим смириться.
А теперь даже краткий синопсис «Опустошения» намекает, что Эванс-сценарист окончательно растерял вдохновение и растворился в дешевой бульварщине. Где политик непременно должен оказаться прогнившим, злодейский слой представляют стереотипные азиаты, чье участие сведено к роли пушечного мяса, а копы обязаны продаться и замарать руки. При этом в стороне от всяких пакостей, безусловно, остается хрупкая девушка-коп, чье целомудрие так и сияет белой пушистостью на фоне общей развращенности. Рядом с порочной сволочью, которую играет Тимоти Олифант, крутой Уокер в исполнении Харди тоже может показаться скорее положительным персонажем. Но на самом деле и у этого товарища рыльце в пушку, так что рано или поздно воздаяние за грехи настигнет его. И он в принципе не возражает понести наказание. Лишь бы дочурке подарок под елочку передать. Да, это вообще-то рождественская картина. Примерно с той же позитивной атмосферой праздника, что и «Мелочи жизни» с Киллианом Мерфи.
Теоретически даже из такой пирамиды банальностей мог бы выйти толк. В конце концов, посредственность в кино нас на каждом шагу подстерегает, и порой надо ее просто принять, а не протестовать почем зря и нервы себе трепать лишний раз. Да, «Опустошение» паршиво написано, но Эванс никогда не был тонким драматургом – вряд ли кто-то ждал, что новая история перелопатит до глубины души и заставит о философских материях задуматься. «Главное – знать, в чем твоя сила», – как выразился один из героев второго «Рейда». А сила Эванса – в хлебе и зрелищах, феерическом махаче, в кровь разбитых костяшках, проломленных черепах и прочих радостях, за которые мы и ценим славный жанр боевиков.
Так, может, хоть здесь «Опустошение» авансы оправдывает? Зря что ли Харди денно и нощно джиу-джитсу осваивал. Отвечаем: не зря. Но развернутых экшен-сцен всего две, и первую их них Эванс только в середине фильма вываливает. До этого, собственно, нужно как-то вытерпеть бандитскую белиберду, треп про грязные деньги и Фореста Уитакера в роли мэра-коррупционера с положенными репликами а-ля «это мой город!». Город, кстати, безымянный, но как две капли воды похожий то ли на комиксный Готэм, то ли на новоголливудский Нью-Йорк (а снимали его вообще в Уэльсе).
Зато потом – как в бородатом, но забойном анекдоте с рейтингом R. Зашли однажды в клуб жулики, бандиты и продажные стражи порядка. И давай друг друга лупцевать да свинцом поливать в сиянии разноцветных светильников. Причем не только Харди ожидаемо срывается с цепи, но и, например, девушка того самого отпрыска мэра лихо кромсает супостатов мясницким ножом, пока типичная клубная музычка на фоне пульсирует. А Том тут абсолютно в своей стихии. Одно дело – в телефонную трубку ворчать, пытаясь с недовольной бывшей женой договориться. Совсем другое – редисок со второго этажа скидывать и буйные головушки с железной дубинкой знакомить. В поединках из «Рейдов» и более раннего «Мерантау», при всей яростной бескомпромиссности, сквозила кровавая поэтичность, почти красота. В «Опустошении» нет ни поэзии, ни изящества: Уокер воплощает грубую силу грузовика, на полном ходу врезавшегося в шеренгу легковушек. Эффективно? О да. Эффектно? Еще бы.
Еще более эффектным оказалось финальное мочилово – сведение счетов всех со всеми в хижине, где Уокер попытался спрятать молодежь, но не шибко в этом преуспел. Триады их выследили и принялись со знанием дела расстреливать. Одними кулаками с пистолетом уже не отбиться – пришлось Уокеру за дробовик взяться. И началась лютая пальба с разносом окон и стен, оммажами Джону Ву и бесконечными патронами в автоматных обоймах: с перестрелкой Эванс делает то же, что и с рукопашками, максимально взвинчивая темп и не позволяя отдышаться ни героям, ни нам с вами. Зевнешь, моргнешь, отвернешься – и пропустишь изобретательный конец какого-нибудь негодяя.
Одного из них Харди насаживает на гвоздь, другому распарывает кривым ножом физиономию и втаптывает в пол, наиболее подкованную в боевых искусствах мерзавку пронзает стрелой из гарпуна. Ради подобного карнавала ультранасилия поклонники Эванса и зачеркивали на календарике дни в ожидании релиза «Опустошения». И кто-то, несомненно, будет за терпение вознагражден. Но даже ярый хардиман десять раз подумает, стоит ли пересматривать этот фильм в дальнейшем, да и статус недооцененной классики ему не грозит. Слишком уж неказистой вышла сверхзатянутая экспозиция, где персонажи с грехом пополам складывают буквы в слова и нанизывают на шампур суровой драмы куски протухших клише.
Документальный проект о съемках фильмов о событиях Великой Отечественной войны покажут на канале «Мосфильм. Золотая коллекция». Специальное эфирное событие приурочено…
Тоненькая, кажется, сделанная из хрусталя… Наблюдая за тем, как Стася Милославская работает на съемках для нашего журнала, трудно было отделаться…
Первый совет зрителям «Пигмалиона» в Театре на Бронной, не читавшим аннотацию, – не судите о спектакле по названию. Впрочем, для…
«Шашлык женских рук не терпит», – безапелляционно заявлял Гога, он же Гоша, он же Георгий Иванович, герой Алексея Баталова в…
Издание Deadline подвело финансовые киноитоги 2024 года, представив списки самых убыточных и прибыльных фильмов. Первую строчку антирейтинга заняла вторая часть…
Впереди – длинные майские праздники. Наверняка в перерывах между поеданиями шашлыков захочется посетить кинотеатр или посмотреть что-нибудь свежее дома, в тишине…