«Ватерлоо» (1970)
Никто не поспорит с тем, что актеры, особенно звездные, – лицо любого фильма и ключевые участники его продвижения. Но нередко бывает и так, что не менее, если не более важную роль на экране играет толпа. Массовка. Которая может достигать нескольких десятков человек, а может переваливать и за пару сотен. Или пару сотен тысяч. Ряд картин, завербовавших впечатляющую армию статистов до наступления эпохи CGI, вспоминаем в честь 105-летия со дня рождения Сергея Бондарчука, который славился грандиозными эпиками.
Шедевр экспрессионизма за авторством Фрица Ланга вдохновил всю культовую фантастику второй половины XX века: от «Звездных войн» до «Бегущего по лезвию», «Пятого элемента» и «Матрицы». Футуристическую антиутопию о социальном расслоении в мегаполисе будущего создавали с революционными на тот момент спецэффектами и виртуозно сконструированными декорациями. Между стартом и завершением съемок прошло практически полтора года, и фильм в результате настолько опередил свое время, что заслуженное признание обрел значительно позже.
В эпизоде «Легенда о строительстве Вавилонской башни» (резиденции градоначальника) фигурируют толпы статистов, стекающихся для возведения сооружения, чья вершина уперлась бы в звезды. Ланг утверждал, что актеров собралось в лучшем случае 300, да и вообще, дескать, о «Метрополисе» написано много вранья. Тем не менее распространились и до сих пор упорно поддерживаются слухи о том, что статистов было почти в 100 раз больше: 37 тыс. Причем примерно тысяча из них оказались бритоголовыми – наемных рабочих в их исполнении мы видим на первом плане. Некоторые из них пострадали от солнечных ожогов, таская бутафорские камни и стволы деревьев. Какой бы в реальности ни была численность массовки (установить сейчас истину вряд ли возможно), масштаб сцены нокаутирует увереннее любых CG-изысков.
Приключенческая комедия по роману Жюля Верна здорово пошумела, собрав феерический каст с тонной звездных камео (Синатра, Дитрих, Китон и другие) и завоевав 5 «Оскаров». Производство велось с размахом. Съемочная бригада побывала во всех уголках, куда по сюжету заносило Филеаса Фогга с Паспарту, и на костюме и реквизите, а заодно и массовке авторы не экономили. Статистов тоже вербовали по всему свету – точнее, в 13 странах, – а общее их число лишь немного не достигло 69 тыс.
Впрочем, главное тут – не статисты-люди, а статисты-животные, чье внушительное количество (8552) принесло фильму рекорд Гиннесса. Эта разношерстная компания включала 3800 овец, 2448 буйволов, 950 ослов, 800 лошадей, 512 обезьян, 17 быков, 15 слонов, 6 скунсов и 4 страуса.
Воинственный блокбастер Стэнли Кубрика обычно теряется на фоне других его знаменитых работ. Однако в стане пеплумов «Спартак» держится с высоко поднятой головой – как один из эффектнейших представителей вымершего жанра. Эффектность эта подкреплена масштабностью, без которой рассказ о крупнейшем восстании рабов в истории Древнего Рима не имел бы права на существование. Кирк Дуглас, разумеется, излучает мощную энергетику харизматичного вождя, но особую роль в драматичных событиях играет массовка: всего Кубрик задействовал 50 тыс. статистов, обойдя «Бен-Гура» (10–15 тыс.), «Десять заповедей» (25 тыс.) и «Камо грядеши?» (30 тыс.). Их было примерно вдвое меньше, чем у реального Спартака.
Батальные сцены снимались близ Мадрида, и римских легионеров изображали почти 9 тыс. испанских солдат. Крики толпы, скандировавшей «Я Спартак!» и «Аве, Красс!», воссоздавали зрители, собравшиеся на футбольном матче. Доспехи весили, по разным сведениям, от 5 до 7 тонн, а статуи – 27 тонн. Обошлось подобное удовольствие в $12 млн, то есть около $131 млн на данный момент. Затраты «Спартак» окупил в несколько раз и стал самой кассовой картиной 1960 года, вдобавок на его счету 4 «Оскара» и «Золотой глобус» за лучший фильм. Даже президент Кеннеди сходил на него в кино. Хотя Кубрик, критиковавший сценарий и со всеми ругавшийся, ненавидел свое детище из-за отсутствия творческого контроля и позднее всячески от него отрекался.
Наиболее монументальным из эпиков Сергея Бондарчука стала экранизация классического романа «Война и мир». Сценарий насчитывал 250 страниц, съемки четырехсерийной саги продолжались 6 лет и обошлись в неслыханные 18 млн рублей, поскольку режиссер не просто иллюстрировал, а по-настоящему изучал сложный материал. «Мы шли по пути познания эпохи Толстого и с этой целью углублялись в исторический, социальный, гражданский смысл событий», – вспоминал Бондарчук.
К съемке подготовили 50 декорационных объектов, чья историческая достоверность обеспечивалась в мельчайших деталях на основе фондов десятков музеев. Тщательно воссоздавался и эпизод Бородинской битвы: «Ни до ни после нее нигде в фильме не было занято такое количество массовки, войск, актеров, не использовалось столько пиротехнических средств», – свидетельствовал оператор Анатолий Петрицкий. В массовке участвовали 15 тыс. человек: Министерство обороны предоставило целый кавалерийский полк (полторы тысячи всадников), а военные консультанты подсчитывали, какое количество войск требовалось для конкретных этапов съемки. Также задействовались инженерный и строительный батальоны.
Зарубежная пресса писала, что подлинные звезды подобной картины – камера и пейзажи, и массовые эпизоды имеют большее значение, чем кадры с отдельными актерами. А на вопросы из серии «как вы вообще это сняли» Петрицкий отвечал лаконично: «Русская смекалка да военная техника».
Покончив с эпопеей по Толстому, Бондарчук тем не менее не спешил прощаться с наполеоновскими войнами. И осуществил крупнобюджетную постановку с интернациональным кастом во главе с Родом Стайгером и Орсоном Уэллсом, посвященную финальной битве французского императора, который бежал с острова Эльбы и повел войска на Париж. В батальных сценах режиссер задействовал массовку из 15 тыс. реальных советских солдат, плюс 2 тыс. кавалеристов, не считая 50 каскадеров из цирка, нанятых специально для рискованных трюков (вроде падения с лошадей).
Во время съемок солдаты жили в палатках неподалеку от поля битвы и месяцами проходили подготовку, чтобы вжиться в нужные роли. Особо старались те, кому предстояло стрелять и заряжать мушкеты непосредственно перед камерами. Попутно инженеры трудились над реалистичным обликом местности – строили дороги, высаживали деревья, возводили макеты домов. Обеспечивались эти ухищрения баснословным бюджетом в размере $40 млн ($334 млн по нынешним меркам), и под чутким руководством мастера баталии вышли роскошными. Жаль, не все эпизоды за пределами поля брани могли этим похвастаться.
Еще один рекорд Гиннесса, связанный с массовкой, на сей раз – за самый густонаселенный эпизод всех времен, принадлежит эпику Ричарда Аттенборо «Ганди» (8 «Оскаров»). 30 января 1948 года Махатма Ганди, которого в фильме сыграл Бен Кингсли, был убит. Проститься с ним собралась грандиозная толпа – по разным оценкам, от одного до двух миллионов. А на экране ее изобразила армия из 300 тыс. статистов.
Объявления, приглашавшие 200 тыс. добровольцев присоединиться к съемкам, распространялись в газетах, по радио и телевидению, звучали из громкоговорителей. Компанию им составили 94,5 тыс. контрактных артистов, получивших крошечный гонорар. Впечатляющую сцену снимали 31 января 1981-го, в 33-ю годовщину похорон Ганди. Над ней колдовали 11 съемочных групп, отснявших свыше 6 тыс. метров пленки, – весь фильм продолжительностью 188 минут в пленочном эквиваленте был короче! А в финальной версии эпизод занял всего 125 секунд.
Фэнтези-блокбастеры Питера Джексона изменили кинематограф, нашу жизнь и представления о том, как может быть устроено производство масштабных картин. «Братство кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля» снимали одновременно: принцип back-to-back и раньше использовался, но впервые ставка была столь велика. Суммарный бюджет составил $281 млн, съемки продолжались 438 дней, а участвовала в них команда из 2400 человек и 26 тыс. статистов. Ходили слухи, что к созданию фильмов подключился каждый 160-й новозеландец, а в день премьеры улицы Веллингтона заполонила 100-тысячная толпа.
При этом для шлифовки эпизодов сражений (в частности, битвы при Хельмовой Пади) применялась в том числе программа Massive – она была разработана для студии Weta и генерировала 3D-модельки, обученные реагировать на ход боевых действий во имя общей реалистичности. В основном это касалось поведения орков. Впоследствии аналогичные технологии взяли на вооружение в «Игре престолов», «Аватаре», «Мстителях» и «Хоббите». Но естественность статистов все равно, конечно, вне конкуренции, поэтому досадно, что из-за расцвета графики и AI страдают человеческие ресурсы.
В Сочи с 10 по 17 ноября проходит кинофестиваль «Победили вместе». В конкурсные программы в этот раз вошли 22 документальных…
17–18 февраля 2026 года в рамках медиафорума в Москве пройдет финал конкурса XVII Национальной премии «Большая цифра». Чтобы принять участие в престижном…
Открытая Евразийская кинопремия «Бриллиантовая бабочка» представляет собой мощный импульс к возрождению подлинного кинематографического диалога. Так считает главный редактор журнала «КиноРепортер»…
Ангел низшего звена по имени Гавриил, специализирующийся на предотвращении ДТП, однажды превышает свои полномочия, чтобы спасти заблудшую душу. То есть,…
Главный редактор портала ProfiCinema Нина Ромодановская, кандидат экономических наук, доцент кафедры дистрибьюции и маркетинга продюсерского факультета ВГИК им. Герасимова планирует…
Одной из самых ожидаемых премьер сезона стала «Игра интересов» – новая работа Алексея Бородина, объединившего на сцене РАМТа два произведения,…