Сергей Бондарчук, Стэнли Кубрик и Питер Джексон ведут в бой армию статистов.
Никто не поспорит с тем, что актеры, особенно звездные, – лицо любого фильма и ключевые участники его продвижения. Но нередко бывает и так, что не менее, если не более важную роль на экране играет толпа. Массовка. Которая может достигать нескольких десятков человек, а может переваливать и за пару сотен. Или пару сотен тысяч. Ряд картин, завербовавших впечатляющую армию статистов до наступления эпохи CGI, вспоминаем в честь 105-летия со дня рождения Сергея Бондарчука, который славился грандиозными эпиками.
«Метрополис» (1927)
Шедевр экспрессионизма за авторством Фрица Ланга вдохновил всю культовую фантастику второй половины XX века: от «Звездных войн» до «Бегущего по лезвию», «Пятого элемента» и «Матрицы». Футуристическую антиутопию о социальном расслоении в мегаполисе будущего создавали с революционными на тот момент спецэффектами и виртуозно сконструированными декорациями. Между стартом и завершением съемок прошло практически полтора года, и фильм в результате настолько опередил свое время, что заслуженное признание обрел значительно позже.
В эпизоде «Легенда о строительстве Вавилонской башни» (резиденции градоначальника) фигурируют толпы статистов, стекающихся для возведения сооружения, чья вершина уперлась бы в звезды. Ланг утверждал, что актеров собралось в лучшем случае 300, да и вообще, дескать, о «Метрополисе» написано много вранья. Тем не менее распространились и до сих пор упорно поддерживаются слухи о том, что статистов было почти в 100 раз больше: 37 тыс. Причем примерно тысяча из них оказались бритоголовыми – наемных рабочих в их исполнении мы видим на первом плане. Некоторые из них пострадали от солнечных ожогов, таская бутафорские камни и стволы деревьев. Какой бы в реальности ни была численность массовки (установить сейчас истину вряд ли возможно), масштаб сцены нокаутирует увереннее любых CG-изысков.
«Вокруг света за 80 дней» (1956)
Приключенческая комедия по роману Жюля Верна здорово пошумела, собрав феерический каст с тонной звездных камео (Синатра, Дитрих, Китон и другие) и завоевав 5 «Оскаров». Производство велось с размахом. Съемочная бригада побывала во всех уголках, куда по сюжету заносило Филеаса Фогга с Паспарту, и на костюме и реквизите, а заодно и массовке авторы не экономили. Статистов тоже вербовали по всему свету – точнее, в 13 странах, – а общее их число лишь немного не достигло 69 тыс.
Впрочем, главное тут – не статисты-люди, а статисты-животные, чье внушительное количество (8552) принесло фильму рекорд Гиннесса. Эта разношерстная компания включала 3800 овец, 2448 буйволов, 950 ослов, 800 лошадей, 512 обезьян, 17 быков, 15 слонов, 6 скунсов и 4 страуса.
«Спартак» (1960)
Воинственный блокбастер Стэнли Кубрика обычно теряется на фоне других его знаменитых работ. Однако в стане пеплумов «Спартак» держится с высоко поднятой головой – как один из эффектнейших представителей вымершего жанра. Эффектность эта подкреплена масштабностью, без которой рассказ о крупнейшем восстании рабов в истории Древнего Рима не имел бы права на существование. Кирк Дуглас, разумеется, излучает мощную энергетику харизматичного вождя, но особую роль в драматичных событиях играет массовка: всего Кубрик задействовал 50 тыс. статистов, обойдя «Бен-Гура» (10–15 тыс.), «Десять заповедей» (25 тыс.) и «Камо грядеши?» (30 тыс.). Их было примерно вдвое меньше, чем у реального Спартака.
Батальные сцены снимались близ Мадрида, и римских легионеров изображали почти 9 тыс. испанских солдат. Крики толпы, скандировавшей «Я Спартак!» и «Аве, Красс!», воссоздавали зрители, собравшиеся на футбольном матче. Доспехи весили, по разным сведениям, от 5 до 7 тонн, а статуи – 27 тонн. Обошлось подобное удовольствие в $12 млн, то есть около $131 млн на данный момент. Затраты «Спартак» окупил в несколько раз и стал самой кассовой картиной 1960 года, вдобавок на его счету 4 «Оскара» и «Золотой глобус» за лучший фильм. Даже президент Кеннеди сходил на него в кино. Хотя Кубрик, критиковавший сценарий и со всеми ругавшийся, ненавидел свое детище из-за отсутствия творческого контроля и позднее всячески от него отрекался.
«Война и мир» (1965)
Наиболее монументальным из эпиков Сергея Бондарчука стала экранизация классического романа «Война и мир». Сценарий насчитывал 250 страниц, съемки четырехсерийной саги продолжались 6 лет и обошлись в неслыханные 18 млн рублей, поскольку режиссер не просто иллюстрировал, а по-настоящему изучал сложный материал. «Мы шли по пути познания эпохи Толстого и с этой целью углублялись в исторический, социальный, гражданский смысл событий», – вспоминал Бондарчук.
К съемке подготовили 50 декорационных объектов, чья историческая достоверность обеспечивалась в мельчайших деталях на основе фондов десятков музеев. Тщательно воссоздавался и эпизод Бородинской битвы: «Ни до ни после нее нигде в фильме не было занято такое количество массовки, войск, актеров, не использовалось столько пиротехнических средств», – свидетельствовал оператор Анатолий Петрицкий. В массовке участвовали 15 тыс. человек: Министерство обороны предоставило целый кавалерийский полк (полторы тысячи всадников), а военные консультанты подсчитывали, какое количество войск требовалось для конкретных этапов съемки. Также задействовались инженерный и строительный батальоны.
Зарубежная пресса писала, что подлинные звезды подобной картины – камера и пейзажи, и массовые эпизоды имеют большее значение, чем кадры с отдельными актерами. А на вопросы из серии «как вы вообще это сняли» Петрицкий отвечал лаконично: «Русская смекалка да военная техника».
«Ватерлоо» (1970)
Покончив с эпопеей по Толстому, Бондарчук тем не менее не спешил прощаться с наполеоновскими войнами. И осуществил крупнобюджетную постановку с интернациональным кастом во главе с Родом Стайгером и Орсоном Уэллсом, посвященную финальной битве французского императора, который бежал с острова Эльбы и повел войска на Париж. В батальных сценах режиссер задействовал массовку из 15 тыс. реальных советских солдат, плюс 2 тыс. кавалеристов, не считая 50 каскадеров из цирка, нанятых специально для рискованных трюков (вроде падения с лошадей).
Во время съемок солдаты жили в палатках неподалеку от поля битвы и месяцами проходили подготовку, чтобы вжиться в нужные роли. Особо старались те, кому предстояло стрелять и заряжать мушкеты непосредственно перед камерами. Попутно инженеры трудились над реалистичным обликом местности – строили дороги, высаживали деревья, возводили макеты домов. Обеспечивались эти ухищрения баснословным бюджетом в размере $40 млн ($334 млн по нынешним меркам), и под чутким руководством мастера баталии вышли роскошными. Жаль, не все эпизоды за пределами поля брани могли этим похвастаться.
«Ганди» (1982)
Еще один рекорд Гиннесса, связанный с массовкой, на сей раз – за самый густонаселенный эпизод всех времен, принадлежит эпику Ричарда Аттенборо «Ганди» (8 «Оскаров»). 30 января 1948 года Махатма Ганди, которого в фильме сыграл Бен Кингсли, был убит. Проститься с ним собралась грандиозная толпа – по разным оценкам, от одного до двух миллионов. А на экране ее изобразила армия из 300 тыс. статистов.
Объявления, приглашавшие 200 тыс. добровольцев присоединиться к съемкам, распространялись в газетах, по радио и телевидению, звучали из громкоговорителей. Компанию им составили 94,5 тыс. контрактных артистов, получивших крошечный гонорар. Впечатляющую сцену снимали 31 января 1981-го, в 33-ю годовщину похорон Ганди. Над ней колдовали 11 съемочных групп, отснявших свыше 6 тыс. метров пленки, – весь фильм продолжительностью 188 минут в пленочном эквиваленте был короче! А в финальной версии эпизод занял всего 125 секунд.
Трилогия «Властелин колец» (2001–2003)
Фэнтези-блокбастеры Питера Джексона изменили кинематограф, нашу жизнь и представления о том, как может быть устроено производство масштабных картин. «Братство кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля» снимали одновременно: принцип back-to-back и раньше использовался, но впервые ставка была столь велика. Суммарный бюджет составил $281 млн, съемки продолжались 438 дней, а участвовала в них команда из 2400 человек и 26 тыс. статистов. Ходили слухи, что к созданию фильмов подключился каждый 160-й новозеландец, а в день премьеры улицы Веллингтона заполонила 100-тысячная толпа.
При этом для шлифовки эпизодов сражений (в частности, битвы при Хельмовой Пади) применялась в том числе программа Massive – она была разработана для студии Weta и генерировала 3D-модельки, обученные реагировать на ход боевых действий во имя общей реалистичности. В основном это касалось поведения орков. Впоследствии аналогичные технологии взяли на вооружение в «Игре престолов», «Аватаре», «Мстителях» и «Хоббите». Но естественность статистов все равно, конечно, вне конкуренции, поэтому досадно, что из-за расцвета графики и AI страдают человеческие ресурсы.
Комментарии