Как справедливо отметил Юрий Кузнецов в фильме Алексея Балабанова «Брат», город – это злая сила. Он так говорил конкретно про бандитский Петербург 1990-х, но то же суждение в той или иной степени справедливо по отношению к любому городу. Однако бывают города такие, которые существенно злее других. Чаще всего они маленькие, с виду тихие и неприметные, расположены где-нибудь на далекой периферии и попасть туда нелегко, но выбраться – еще сложнее. Потому как явно что-то с ними не так.
С тем городом, в который заносит по долгу службы героя Леонида Филатова, простого труженика по фамилии Варакин, в «Городе Зеро» Карена Шахназарова все, в принципе, понятно. Несмотря на то, какой там кромешный абсурд творится: секретарши по офисам расхаживают в чем мать родила, повара стреляются (или кто-то их стреляет), Владимир Меньшов речи задвигает про государственность, а потом тоже застрелиться пытается, и все танцуют рок-н-ролл.
Но это только для Варакина абсурд. Зритель же, более или менее знакомый с контекстом, который сам фильм на момент его выхода окружал, должен без труда считывать, о чем это на самом деле. О позднесоветской действительности, которая была ничуть не менее, если так со стороны поглядеть, абсурдной. И о том, почему вообще все у нас так, всегда ли так было, а если не всегда, то в какой момент все пошло-поехало не туда, и нельзя ли как-нибудь сделать, чтобы было нормально (но голых секретарш оставить). Правда, ответа на вышеприведенные вопросы в фильме, увы, нет. Ну а где они, скажите, есть?
Во многом «Затерянные» Романа Каримова «Городу Зеро» наследуют, причем определенно сознательно, вплоть до прямого цитирования. Завязка почти та же самая, только вместо одного героя – сразу четыре. Зато развязка совершенно иная. Прямолинейная, не допускающая никакой свободы интерпретации, тошнотворно пошлая и разочаровывающе предсказуемая. Хотя кто-то наверняка скажет, что это очень глубоко и заставляет задуматься.
В общем, выясняется, что город, в который занесло представителей офисного планктона в исполнении Егора Корешкова, Никиты Кологривого и двух не столь известных артистов, представляет собой натурально что-то вроде лимба. И оттого-то он такой странный, и карты там к оплате не принимают, а исключительно наличные. Странный, а все ж так и хочется почему-то остаться. Видимо, потому что лучше уж чистилище, чем в офисе целыми днями торчать и не пойми чем заниматься. Тут, конечно, не поспоришь.
Несмотря на название, недвусмысленно отсылающее к почти одноименной застойной драме, фильм Романа Михайлова отсылает не только и не столько к ней, сколько к разному другому. В том числе да, опять к «Городу Зеро». В данном случае, однако, таинственный город – не лимб и не метафора. А что-то третье. Трудно сказать, что именно. Но «больше на сон похоже». Там постоянно ночь и туман, там куда-то бесследно пропадают люди, там рыскают какие-то подозрительные личности, приставая к случайным прохожим, а тоже подозрительный, но, кажется, безобидный мужик их шугает.
Но это все так, чисто фактура. Внешние проявления чего-то скрытого, вероятно – древнего и непостижимого, того, что и порождает все эти фантомы (в виде тех же застойных драм), которые мы обречены поколение за поколением так или иначе воспроизводить как на экране, так и в жизни. И обнаруживать себя в конце концов в каком-то чужом городе, где все не такое, как должно быть, все неправильное, но тем не менее по неким своим законам исправно функционирует. Но самое в этой ситуации страшное – осознание того, что такого, как должно быть, правильного вообще не существует и существовать не может. Так что лучше уж смотреть кино и продолжать воспроизводить фантомы как ни в чем не бывало.
Впрочем, по-своему не менее страшно оказаться в заснеженном городе из российского сериала про расследование загадочных преступлений в отдаленном захолустье. Особенно если этот сериал – «Сны Алисы». Потому что он из всех подобного рода сериалов наиболее во всех смыслах забористый. Не в последнюю очередь как раз благодаря месту действия – городу, который выделяется своей атипичностью даже по меркам других атипичных вымышленных городов.
В нем, например, то дети пропадают, то другие дети внезапно находятся, а потом опять пропадают. Плюс рядом в подземелье кем-то прорыт тоннель в параллельную жуткую реальность наподобие Черного вигвама. Плюс матриархальный ведьминский культ в округе всем заправляет. Плюс гигантская черная каляка-маляка щупальца зловеще распускает. И свалить оттуда не вариант (Дарья Екамасова не даст соврать). И все перечисленное как-то между собой связано. Возможно, тем, что снится девочке Алисе, которая явно дальней родственницей кэрролловской тезке приходится.
Хотя, знаете, все ведь относительно. И не так уж плохо все-таки, может быть, оказаться в заснеженном городе, который снится девочке Алисе. Тем более с учетом того, что все мы, вероятно, кому-то снимся. Порой даже сами себе (и это по-настоящему пугает). Гораздо хуже – очутиться в городе из фильма Анны Меликян под названием Марс. В городе, на вокзале которого однажды просыпается герой Гоши Куценко – хмурый боксер, страдающий от физических и психических травм.
Казалось бы, ничего такого уж запредельно ужасного не происходит. Разве что некоторый переизбыток мягких игрушек в атмосфере наблюдается и люди все какие-то экзальтированные и назойливые. Зато в целом все очень миленько. Пожалуй, чересчур. Да к тому же с претензией на многозначительность. Но в том, собственно, и проблема. Чем глубже вы погружаетесь в эту жизнерадостную атмосферу легкого умопомешательства, тем отчетливее понимаете, что именно так выглядит ад – как ванильно-плюшевая утопия, где нет места никаким эмоциям, кроме беспредельного умиления.
Так вот, возвращаясь к разговору о фантомах, которые мы обречены бесконечно воспроизводить. Начали-то мы этот разговор неслучайно с «Города Зеро», поскольку его сюжетный каркас служит как раз ярким примером одного из таких фантомов. Но с какой же целью он воспроизводится раз за разом в различных произведениях поп-культуры (и в последние годы, как вы могли заметить, все чаще)? Ответ на этот вопрос нам подскажет мультсериал «Нигдегород и его окрестности» о приключениях четырех детишек в городе, густонаселенном всякой нечистью.
На первый взгляд, перед нами вполне заурядный пример карго-культа – имитация сразу всех подряд американских популярных юмористических мультсериалов для детей и взрослых: «Гравити Фолз», «Южного парка», «Рика и Морти» и так далее. Со всеми полагающимися пост- и метамодернистскими атрибутами. Однако именно в этом бездушном симулякре яснее всего просматривается, будучи очищена от всего наносного, главная мысль, в той или иной форме повторяемая во всех историях о нехороших городах. Мысль эта проста и уже была выше озвучена: город – сам по себе место нехорошее, злое. Потому нечего там делать.
О том же вот уж который год нам талдычит выдающийся философ современности Александр Гельевич Дугин: города – зло. «Идею урбанизации упорно продвигали либералы», и единственное «спасение русского народа – в возврате к земле». Так что не от города к городу надо перемещаться, а бежать из проклятых городов подальше. Вот и с экрана к нам этот идущий от предков призыв через наслоения либеральной пропаганды, как видим, прорывается. Так что, как верно сказал тот же Дугин, «пора объявлять русский исход».
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…
Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…
Папа римский отдает душу Всевышнему. Для избрания нового понтифика собирается конклав – закрытое собрание кардиналов, которые устраивают тайное голосование. Побеждает…
Макар сразу обратил на себя внимание, сыграв в сериале «Пингвины моей мамы». Но роль зумера Никиты в драме «Снегирь» его…