Главный «сказочник» Голливуда Гильермо дель Торо не только снимает и пишет сценарии, но и продюсирует фильмы менее известных коллег, которые близки ему по духу. В нашей подборке мы собрали другие мрачные истории, спродюсированные мексиканцем, и попытались понять, что их объединяет.
Реж. Винченцо Натали, 2009
Эльза (Сара Полли) и Клайв (Эриан Броуди) вместе живут и вместе работают: они биологи, скрещивают ДНК разных видов, чтобы получить новые клетки и найти лекарство от главных болезней человечества. После пары удачных экспериментов Эльза решается на авантюру, и в результате на свет появляется та самая химера – антропоморфное существо с копытами, жабрами и капризами новорожденного. Научный, как кажется сначала, интерес побеждает осторожность, и пара решает оставить существо для экспериментов.
Винченцо Натали сделал себе имя на изобретательных научно-фантастических фильмах: первым – и сразу в яблочко, – был культовый «Куб» (1997). Незаурядная фантазия и выверенные сценарии со временем привлекли внимание публики за пределами sci-fi-фестивалей. «Химера» стала четвертым фильмом Натали и его первым по-настоящему большим проектом: главные роли в картине сыграли голливудские звезды, а бюджет составил огромные по меркам режиссера 30 миллионов долларов. Блестящая притча о родительстве и творении в эпоху генной инженерии уверенно чувствует себя и в контексте жанра, и в традициях драмы. Натали жонглирует религиозным и психоаналитическим подтекстами, не забывая при этом про визуальные эффекты и саспенс. Несмотря на студийные ресурсы, участие дель Торо и самоотдачу Натали, который мечтал снять фильм еще со времен «Куба», картина не окупилась в прокате и стала последним на данный момент большим проектом режиссера.
Реж. Хуан Антонио Байона, 2007
Лаура (испанская звезда Белен Руэда) с мужем Карлосом покупают огромный старый особняк, чтобы открыть в нем приют для детей-инвалидов. Много лет назад здесь был дом для сирот, среди которых была и Лаура. Теперь они с мужем воспитывают приемного сына, обаятельного непоседу с богатой фантазией. Ребенок заражен вирусом иммунодефицита. Симон постоянно говорит о невидимых друзьях, а в день открытия приюта пропадает. Полиция ничем не может помочь, и Лауре приходится искать ответы в запутанной истории дома.
«Приют» – игровой дебют испанца Хауна Антонио Байоны, который до этого несколько лет снимал рекламу и клипы. Байона познакомился с дель Торо еще в 1993-м, и это знакомство стало судьбоносным: съемки «Приюта» требовали много времени и средств, и мексиканский режиссер помог Байоне избежать компромиссов, став исполнительным продюсером картины. Фильм прекрасно приняли в Каннах, а позже он триумфально прошел в прокате. Нарочито старомодный по стилю, но очень актуальный по содержанию «Приют» – это инклюзивный триллер, который играет на том же поле, что и «Лабиринт Фавна» дель Торо: облекает в сказочный антураж повседневные проблемы и страхи. Драматическую историю об особенных детях Байона умело обрамляет жанровыми элементами, которые уравновешивают социальный пафос: здесь и дом с привидениями, и спиритический сеанс в стиле found footage, и неуютный маскарад. После мощного дебюта карьера испанского режиссера пошла в гору: он работал с голливудским звездами в «Невозможном» и «Голосе монстра», а последней его картиной на данный момент стал исполинский «Мир Юрского периода 2».
Реж. Трой Никси, 2010
Впечатлительную Салли мать отправляет из жаркого Лос-Анджелеса в морок Новой Англии, к ее отцу в Род-Айленд: родители в разводе, и воспитание девочки обоим в тягость. На новом месте Салли вместе с отцом-архитектором (Гай Пирс) и его девушкой-дизайнером (Кэти Холмс) селится в роскошном особняке, который те реставрируют для продажи. Огромное поместье с садом когда-то принадлежало художнику-натуралисту Блэквуду: он трагически исчез вслед за маленьким сыном, и только фамильная обслуга знает, почему. Пока взрослые заняты своими делами, Салли находит вход в подвал и выпускает старые тайны наружу.
Режиссер фильма Трой Никси сделал карьеру как автор комиксов, но с самой юности грезил кино. Его короткометражка «Latchkey’s Lament» (2007) так впечатлила дел Торо, что тот предложил Никси снять ремейк телевизионного ужастика 1973-го года, который когда-то намеревался поставить сам. Вышедший в 2010-м «Не бойся темноты» закономерно получился старательным, приглаженным и не особо интересным подражанием мексиканцу. История талантливой Салли, брошенной взрослыми наедине со своими страхами, выписана жирными студийными мазками без особых нюансов. Столкновение детского и взрослого, магического и повседневного миров на месте, но ничего нового к теме фильм не добавляет. Получив карт-бланш в виде голливудских звезд и большого (для дебюта) бюджета, Никси воодушевился и уже планировал второй фильм, историю об оживших механизмах, но с тех пор так ничего и не снял.
Реж. Сьюзен Монтфорд, 2007
В канун Рождества замученная семейными хлопотами и мужем-абьюзером Делла (Ким Бейсингер) выбирается из благополучного охраняемого пригорода в торговый центр, развеяться и купить кое-что к празднику. Рождественская лихорадка больше нервирует, чем расслабляет, парковочных мест не хватает, и вот к Делле уже пристает орава гопников. Охранник, выстрел, Делла-свидетель бежит с места убийства, парни решительно следуют за ней. Где-то в глуши американского nowhere этой ночью жизнь причудливо расставит все по местам.
Сьюзен Монтфорд начинала как продюсер отвязного «Пристрели их» (2007), и в ее дебютном фильме это чувствуется. «Пока ее не было» – дешевый, злой, сардонический триллер о нелегкой женской доле, который притворяется шаблонной историей о final girl. О дель Торо, исполнительном продюсере картины, здесь напоминает только незаметный сказочный подтекст («Красная Шапочка»), да и тот переворачивается с ног на голову в мощной концовке. Стиль первоисточника, одноименного рассказа фантаста Эварда Брайанта, оказался сильнее чар мексиканца. Фильм снят просто, в скромных декорациях и тусклых телевизионных тонах, но это пренебрежение формальностями только усиливает его бунтарский посыл. Всем фанатам revenge movie и Ким Бейсингер обязательно к просмотру.
Реж. Гильем Моралес, 2010
Джулии (снова Белен Руэда!) сообщают о гибели сестры-близняшки: якобы та не вынесла обрушившейся на нее слепоты и покончила с собой. Муж Джулии Исаак переживает за супругу: у нее такая же болезнь, и серьезный стресс может в любой момент лишить ее зрения. Джулия не верит в самоубийство сестры и, несмотря на предостережения, решает сама докопаться до истины.
Синопсис мало говорит о фильме, потому что дальше начинаются настоящие южные страсти, хоть и снятые в холодных тонах. Первая половина фильма вообще изрядно напоминает продукцию ТВ-каналов что по теме, что по стилю: тайны, измены, загадочные соседи и комично появляющийся незнакомец. Однако на втором часу Гильем Моралес разгоняется и неожиданно дает испанского Хичкока. Мелодраматичный запутанный триллер с обманками и фокусами выруливает в сторону фобий и патологий, и тут утомительное начало обретает свой смысл. Отдельное наслаждение – операторская работа, ловко передающая субъективное видение персонажей. Для Гильема Моралеса «Прозрение» стало вторым полнометражным фильмом, а для дель Торо – вторым продюсерским проектом на территории Испании после успешного «Приюта» (2007). Несмотря на положительные отзывы критиков, фильм не стал кассовым хитом, а Моралес после пятилетнего перерыва взялся за сериалы.
Реж. Андрес Мускетти, 2013
Виктория и Лили – сестры, пропавшие без вести пять лет назад в лесной глуши после несчастного случая. Каким-то чудом их находят и возвращают ближайшему родственнику, дяде Лукасу (Николай Костер-Вальдау), который живет с подругой-рокершей Аннабель (Джессика Честейн) и занимается живописью. Пара вообще не очень похожа на благополучную семью, а у девочек проблемы с развитием и повадки животных, поэтому суд отдает детей на воспитание только при условии постоянного наблюдения психиатра. Со временем в доме начинает происходить что-то странное, а девочки все чаще говорят о какой-то Маме.
Взлету Андреаса Мускетти можно только позавидовать. «Мама» – полнометражный дебют аргентинца, выросший из его короткометражки, и сразу с голливудскими звездами и приличным бюджетом. Здесь нужно отдать должное сценарию: его Мускетти написал вместе с сестрой Барбарой, а дель Торо стал исполнительным продюсером картины. Жуткая история о родительстве и прошлом, которое не отпускает, замешана на фольклоре и сдобрена небанальными жанровыми находками. «Мама» отлично заработала в прокате, и студия Universal быстро объявил о разработке сиквела, правда, без Мускетти и Честейн. Аргентинец в это время уже осваивал высшую лигу: рвал прокат экранизацией «Оно», готовил его исполинское продолжение и присматривался к «Флэшу». То ли еще будет.
2014 – 2017, четыре сезона
В аэропорту Нью-Йорка экстренно садится самолет, на борту которого находят несколько сотен трупов, четверых выживших, огромный резной гроб и странных червей. Разбираться в этом зовут беспутного эпидемиолога доктора Эфраима (Кори Столл). Скоро город захлестнет эпидемия вампиризма, а в кадре появятся профессор-еврей, переживший Холокост, крысолов из Украины с фамилией Фет, вампир-нацист и миллиардер, ради бессмертия затеявший весь этот праздник.
«Штамм» – восхитительно бесстыдная история, подписанная рукой серьезного человека. Причем подписанная в прямом смысле: сериал снят по одноименной фантастической трилогии дель Торо и писателя Чака Хогана. Мексиканский режиссер сразу хотел делать сериал, но желающих показать такое в середине 2000-х не нашлось, поэтому пришлось писать книги. Зато спустя годы дель Торо получил то, что хотел: четыре сезона забористой жанровой мешанины прямиком из эпохи VHS. Это нарочито вульгарное, буйное, не жалеющее ни себя, ни других зрелище; то, что потом проходит по ведомству cult classics. Дель Торо все четыре года внимательно следил за развитием проекта: сам адаптировал сценарий для «пилота», снял два эпизода и выступил исполнительным продюсером сериала.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…