Героями не рождаются, героями умирают: Рецензия на фильм «Блуждающая земля» | КиноРепортер
КиноРепортер > Рецензии > Кино > Героями не рождаются, героями умирают: Рецензия на фильм «Блуждающая земля»

Героями не рождаются, героями умирают: Рецензия на фильм «Блуждающая земля»

8 мая 2019 / Сергей Сергиенко
Героями не рождаются, героями умирают: Рецензия на фильм «Блуждающая земля»

Первый высокобюджетный китайский сайфай, который нередко кажется чрезмерным.

В будущем состарившееся Солнце стало угрозой для всей Солнечной системы: звезда вот-вот должна превратиться в красного гиганта и поглотить в числе прочего и Землю. Трудные времена требуют трудных решений, и все страны объединяются перед лицом общей угрозы. Объединенное правительство Земли решает запустить уникальный проект по спасению планеты от смерти, название которого — «Блуждающая Земля». Суть его сводится к тому, что саму планету сдвинут с орбиты и отправят в путешествие через космос к Альфе Центавра с помощью сети мощных двигателей, расположенных на поверхности планеты. Под каждым из них находятся бункеры для людей, но вместить они смогли только половину населения планеты — 3,5 миллиарда человек погибли, чтобы другие смогли выжить. Проект идет по плану до тех пор, пока гравитационное поле притяжения Юпитера не выводит большую часть двигателей из строя. Теперь землянам предстоит приложить немало усилий, чтобы вывести планету обратно на проложенный маршрут и спастись.

В основу первого высокобюджетного научно-фантастического китайского фильма лег одноименный роман Лю Цысиня. От оригинального текста, правда, осталось довольно мало: да, идея с полетом планеты через космос никуда не делась, но конфликт книги строился не вокруг возможной гибели Земли от поля притяжения Юпитера, а вокруг потенциального вранья Объединенного правительства Земли, что перерастало в полноценный конфликт. Цысиня интересовали люди; Франта Гво, режиссера фильма, куда больше интересовала именно фантастика. Это сработало: в прокате картина собрала более $700 миллионов, а за основу режиссер явно брал ходы зарубежных коллег, адаптируя их под родного зрителя. Длительные консультации с Китайской научной академией, создание уникального реквизита и подготовка к съемкам заняли несколько лет.

Нужно понимать, что это в первую очередь китайский фильм со всеми особенностями и недостатками: ряд законов требует от кинопроизводителей соблюдать нормы этики и морали, причем довольно жесткие, поэтому говорить о каких-то откровениях или сложных посылах не стоит. «Блуждающая земля» — это огромный аттракцион с кучей спецэффектов, взрывов и героических смертей на фоне необходимого сценарного минимума. О проработке и глубине характеров, к сожалению, речь не идет: почти все персонажи являются пустоватыми болванчиками, выполняющими набор функций — половина из них еще и погибнет, причем смерть непременно должна быть героической. Доходит до смешного: герои готовы жертвовать собой ради высшего блага, друг друга или просто так — смертей будет очень и очень много, и прочувствовать их времени не останется. Правда, с учетом слабой проработки характеров это и минусом-то назвать трудно.

Еще одним интересным моментом является графика: в статике картинка выглядит действительно здорово, а проработка деталей потрясает воображение. Тут же кроется и проблема: в динамике все эти детали начинают вызывать стойкое отторжение своей неестественностью.

«Блуждающую землю» не так просто понять. Нет, речь не о законах физики или каких-то подтекстах, а об особой ментальности китайского народа: к примеру, здесь за кадром остается смерть половины населения Земли (!), что подается совершенно буднично. На западе уже этого бы хватило, чтобы снять большую и сложную драму о том, как герои пытаются понять, кто достоин жизни, а кто — нет. Здесь это подчинено строгой логике: жизнь одного — ничто перед выживанием общества, и это нужно принимать как должное.

Впрочем, это своеобразный способ заглянуть в непривычный и практически неизвестный мир — к тому же это первый высокобюджетный китайский фантастический фильм, а следить за первопроходцами всегда интересно. Сам же по себе он не то чтобы чего-то стоит — разве что идея путешествия всей Земли целиком действительно будоражит воображение.

Двое главных героев, отец и сын, разделены космосом и ведут диалог с помощью радиосвязи. Они не виделись около 17 лет, и у юноши накопились претензии к отсутствующему отцу за это время: тот не сдержал ни одного обещания. Но вот отец напоминает, как в далеком прошлом он говорил, что взглянув на небо можно увидеть звезду, которой он и является. И уж это-то обещание он намерен сдержать — пусть и ценой своей жизни.

  • «Трансформеры» — китайский блокбастер местами даже превосходит детище Майкла Бэя по количеству взрывов на минуту экранного времени;
  • «Сквозь снег» — фильмы роднит азиатское происхождение и морозная атмосфера поверхности Земли;
  • «Армагеддон» — космический фильм-катастрофа, в котором человечеству тоже приходится противостоять угрозе уничтожения Земли

Читайте также

Тушите свет: Рецензия на «Солнцестояние» Кино
19 июля 2019

Тушите свет: Рецензия на «Солнцестояние»

Инцест, жертвоприношения, ритуальные суициды — одним словом, идеальный фолк-хоррор о расставании.

Ремейк без половых признаков: Рецензия на нового «Короля Льва» Кино
18 июля 2019

Ремейк без половых признаков: Рецензия на нового «Короля Льва»

Тимон и Пумба не смогли спасти бездушное техническое достижение Disney.

Добро пожаловать в обычный мир: Рецензия на фильм «Мертвые не умирают» Кино
10 июля 2019

Добро пожаловать в обычный мир: Рецензия на фильм «Мертвые не умирают»

Вслед за вампирами Джим Джармуш взялся за зомби — еще одну извечную тему в массовой культуре.

Дерзость и молодость: Рецензия на фильм «Человек-паук: Вдали от дома» Кино
4 июля 2019

Дерзость и молодость: Рецензия на фильм «Человек-паук: Вдали от дома»

Обманутые ожидания как главный двигатель сюжета.