20 июля исполнилось 85 лет со дня рождения великого Алексея Германа. На его счету всего шесть полнометражных картин, первая из которых вышла в 1967 году, а последняя – в 2013-м. И пускай «Трудно быть Богом» вызвал неоднозначную реакцию публики, без лент Германа историю отечественного кинематографа невозможно представить. Ну а мы решили вспомнить еще несколько видных постановщиков из СССР, Франции, Великобритании и США, которые нечасто радовали зрителей свежими фильмами, зато гарантировали их высокое качество.
Продуктивность: 4 фильма за 13 лет.
Время производства одного фильма (средняя цифра): 3,25 лет.
По сравнению с прочими деятелями из нашего списка британец Тони Кэй – довольно продуктивный товарищ. Его карьера стала каноничным примером противостояния художника и системы, где художник, правда, оказался редкостным провокатором и скандалистом. Да, рекламщиком Кэй был весьма востребованным. Но мнить себя вторым Альфредом Хичкоком еще до выпуска первой полнометражки – значит совсем не уважать Альфреда Хичкока.
Дебют Кэя «Американская история X» (1998) считается одной из важнейших лент десятилетия, хотя из-за разборок с New Line Cinema и Эдом Нортоном режиссер попал в голливудский бан. В 2006-м на фестивале в Торонто состоялась премьера дока «Огненное озеро» о проблеме абортов, который Кэй ваял 16 лет и оплачивал из собственного кармана. В 2009-м он привез на каннский кинорынок криминальную драму «Транзит черной воды» с Карлом Урбаном, однако до широких экранов та не добралась. Последняя на данный момент работа Кэя – на диво мощный камбэк «Учитель на замену» (2011), где Эдриан Броуди воспитывает трудных подростков.
Продуктивность: 6 фильмов за 21 год.
Время производства одного фильма: 3,5 лет.
Творчество Элема Климова за 21 год проделало занятную эволюцию. В 1964-м он дебютировал с обаятельной комедией «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», его дипломной работой во ВГИКе. Из-за неприкрытой сатиры на советский строй фильму чуть не запретили проход на отечественные экраны, но после личного одобрения Никиты Хрущева Климову все-таки выписали путевку в большое кино. Едва ли он предполагал тогда, что завершит свой путь постановщика беспощадной военной драмой «Иди и смотри» (1985), которая до сих пор прошибает насквозь похлеще электрического тока.
Эти две картины – наиболее известные в фильмографии Климова. Между ними затесались «Похождения зубного врача» (1965) с замечательным Андреем Мягковым, документально-постановочный шедевр «Спорт, спорт, спорт» (1970), историческая «Агония» (1981) про одиозного Григория Распутина, которой несколько минут аплодировал Акира Куросава, и трогательное «Прощание» (1981), завершенное Климовым после смерти его супруги Ларисы Шепитько. Она трагически погибла в 1979 году в автокатастрофе по пути на выбор натуры. Сам Климов скончался в 2003-м.
Продуктивность: 4 фильма за 15 лет.
Время производства одного фильма: 3,75 лет.
Ведущий ирландский режиссер современности трепетно подходит к выбору сюжетов своих картин. Именно поэтому каждая из них превращается в резонансное событие, врывается в число фаворитов наградного сезона и обретает если не культовый статус, то нечто к нему очень близкое. Всенародную любовь завоевал дебют Мартина МакДоны «Залечь на дно в Брюгге» (2007), хотя у драматургически безупречного хита «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017), получившего 2 «Оскара» и 4 «Золотых глобуса», поклонников явно не меньше.
«Семь психопатов» 2012 года по-прежнему остается славным фильмом на вечер (Том Уэйтс с кроликами!), ну а «Банши Инишерина» (2022), главного неудачника минувшей оскаровской гонки, тянет еще не раз посмотреть и с кем-нибудь обсудить. Неизвестно, над чем конкретно сейчас трудится МакДона. В августе он махнет в Венецию в составе жюри 80-го фестиваля, а затем, как признался Мартин, он планирует наращивать производственные темпы.
«После пандемии я подумал: пять лет – это чересчур, – заявляет МакДона. Именно с таким интервалом выходили все его ленты. – Я – самый ленивый режиссер в мире! Да, мне требуется время для изобретения чего-то стоящего. Но я чувствую, что должен немного ускориться».
Продуктивность: 10 фильмов за 46 лет.
Время производства одного фильма: 4,6 лет.
Обладатель «Золотой пальмовой ветви», живой классик Терренс Малик дебютировал в 1973 году с медитативным роуд-муви «Пустоши». Вдохновившись аморальной деятельностью Бонни и Клайда, герои Мартина Шина и Сисси Спейсек тоже пустились в бега, сея вокруг кровавый хаос. Через 5 лет Малик подарил Ричарду Гиру одну из ярчайших в карьере ролей – еще визионерская драма «Время жатвы» запомнилась изумительными съемками оператора Нестора Альмендроса, который к тому моменту был практически слеп. Двух фильмов хватило, чтобы Малик выбился в лидеры нового Голливуда. Его третьей работы же пришлось ждать долгих 20 лет.
И ожидание того стоило. Напичканная звездами «Тонкая красная линия» (1998), виртуозный эпик о битве за Гуадалканал в рамках Второй мировой, стала очередным свидетельством маликовского гения и вдохновила Кристофера Нолана на создание «Дюнкерка». Следующие произведения Малика, правда, вызывали в основном противоречивую реакцию: что «Древо жизни» (2010), что «Рыцарь кубков» (2014), что «Между нами музыка» (2015). Но в 2019-м Малик привез в Канны «Тайную жизнь» о сопротивлении австрийского фермера нацистам и доказал, что ничуть не растерял форму. Новый камбэк принес ему две премии в «Каннах» и вернул уважение скептиков, списавших было 79-летнего мэтра со счетов.
Продуктивность: 5 фильмов за 24 года.
Время производства одного фильма: 4,8 лет.
Владимир Меньшов чаще снимался у других, чем снимал сам: он исполнил больше сотни ролей в кино, театре и на телевидении. Однако деятельность в качестве постановщика для него тоже была важна. Отучившись в Школе-студии МХАТ на актера, он перешел во ВГИК и окончил аспирантуру при режиссерской кафедре, в мастерской Михаила Ромма. Произошло это в 1970 году. А в 1976-м 37-летний Меньшов дебютировал со школьной драмой «Розыгрыш», которая стала громким хитом: запустила карьеру Дмитрия Харатьяна, принесла создателям Государственную премию РСФСР и собрала у экранов более 30 млн человек.
Следующие два фильма Меньшова, «Москва слезам не верит» (1979) и «Любовь и голуби» (1984), так прочно впитались в ДНК отечественного зрителя, что даже сейчас избранные цитаты у нас буквально от зубов отлетают. Эти картины стали поистине народными, хотя фарсовая комедия «Ширли-мырли» (1995) и мелодрама «Зависть богов» (2000) подобными лаврами похвастаться не могли. Это понимал и с горечью признавал сам Меньшов. А из режиссуры он ушел из-за потери стимула: считал, что кино больше никому не нужно. Поскольку оно «приблизилось к шоу-бизнесу, к цирку, к эстраде» и лишилось былой мощи.
Продуктивность: 6 фильмов за 36 лет.
Время производства одного фильма: 6 лет.
В 1980-х тревожный гений Леос Каракс, прячущий глаза за темными стеклами очков, возглавил так называемую новейшую волну (или cinéma du look) в компании Люка Бессона и Жан-Жака Бенекса. Сокращенно это трио именовали просто BBC. Первым делом Каракс выпустил трилогию об Алексе со своим экранным альтер эго Дени Лаваном в роли экстравагантного перекати-поля. Она растянулась на 7 лет, и эти картины – «Парень встречает девушку» (1984), «Дурная кровь» (1986), «Любовники с Нового моста» (1991) – покорили сердца киноманов изысканным визуалом и безумной страстью.
Затем Каракс замолчал на 8 лет. «Пола X» (1999) стала бенефисом позднее погибших Екатерины Голубевой, музы Леоса, и сына Жерара Депардье Гийома. Однако в прокате фильм провалился и широкой публике не приглянулся. Каракс переключился на съемки клипов и короткометражек, а к полному метру вернулся только в 2012-м: затейливая фантазия «Корпорация «Святые моторы» отхватила приз в Каннах и вызвала бурные обсуждения.
Следующее (и последнее пока) творение Каракса вышло аж в 2020-м – зато как вышло! Мрачный мюзикл «Аннетт» с Адамом Драйвером и Марион Котийяр (а также Говардом из «Теории большого взрыва») принес Леосу еще две каннские премии, а многие фаны окрестили его безоговорочным шедевром и вершиной творчества загадочного постановщика.
Продуктивность: 6 фильмов за 46 лет.
Время производства одного фильма: 7,6 лет.
Как бы редко ни снимал Леос Каракс, Алексей Герман здесь все же вне конкуренции. Самый маленький промежуток между съемками его картин составлял 4 года, когда за дебютным «Седьмым спутником» (1967) последовала «Проверка на дорогах» (1971). Самый большой – 15 лет: сложная, иррациональная драма «Хрусталев, машину!» запутала зрителей в 1998-м, а не менее сложная и не менее иррациональная экранизация романа Стругацких «Трудно быть Богом» продолжила это дело в 2013-м.
Работу над ней режиссер начал в 1999-м, да так и не завершил: постпродакшен «Трудно быть Богом» зафиналил Алексей Герман-мл. По плодовитости он тоже, мягко говоря, не Вуди Аллен – за 20 лет снял 7 картин, включая еще не вышедший «Воздух» (в среднем затрачивал на фильм 2,8 года). Но это не сравнится с работой его отца, чьи ленты регулярно попадали на полку, а сам он подумывал завязать с кино на закате 1980-х. Тяжелая судьба, впрочем, не помешала шедеврам Германа стать меткими и мудрыми наблюдениями за кровоточащими эпизодами нашей истории, к которым мы возвращаемся вновь и вновь.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…