Джуди Гарленд – символ американского мюзикла. В то же время ее судьба стареющей звезды с неудачными замужествами, барбитуратной зависимостью и подступающим забвением стала своего рода матрицей для подобных трагических творческих биографий, от Мэрилин Монро до Майкла Джексона. Несомненно одно – американское кино XX века невозможно представить без Джуди Гарленд, ее энергии, искренности, глубокого голоса и лучших образов.
Джуди в 15 лет уже была известна как певица (изначально – в составе вокальной группы «Сестры Гамм»). К этому времени она уже заключила контракт со студией MGM, сыграв несколько ролей. В «Чистокровках» Альфреда Грина ее партнером впервые стал Микки Руни, будущий напарник по 10 фильмам – так называемым малобюджетным «мюзиклам на заднем дворе». Это был дуэт ярких тинейджеров, талантливых и неудержимых нарушителей спокойствия.
Позже Руни скажет, что здесь впервые проявилась личность актрисы Джуди Гарленд, урожденной Фрэнсис Гамм. Наивная, но умная и энергичная девчонка со взрослым, гипнотическим певческим голосом. В сцене, где появляется ее героиня, она с порога признается новому знакомому, что станет великой певицей и актрисой. И хотя роль у Джуди Гарленд здесь еще вспомогательная, песен немного, в облике сохраняется подростковая нескладность, в это предсказание уже можно поверить.
Возможно, главный фильм в американской мифологии, цветная сказка, осветившая черно-белый мир Великой депрессии. Отправившись в путешествие по дороге из желтого кирпича, Джуди Гарленд уже не покинула волшебной страны. Она стала символом и образцом. Не конвенциональная, по меркам тогдашнего Голливуда, внешность и непосредственность реакций влюбили зрителей в Дороти.
Очень долго после этого актриса должна была играть юных девушек, чистых, искренних и безоговорочно оптимистичных. Но в «Волшебнике страны Оз» не было фальши во многом благодаря игре Джуди Гарленд. Ей удалось изобразить Дороти сказочную, но достоверную, деятельную, открытую миру и отзывчивую к боли других. Одной сцены с классическим исполнением песни Over The Rainbow достаточно, чтобы это стало очевидно.
И снова Гарленд должна воплощать американскую мечту, живущую наперекор катастрофам. В разгаре Вторая мировая война, зритель хочет отдохнуть от печальных новостей. Цветной мюзикл Винсента Минелли о жителях предместья Сент-Луиса в мирном 1904 году становится суперхитом. Сентиментальная идиллия, яркий мир без теней. Самые страшные проблемы в нем – любовные треволнения молодых людей, обреченных на счастливую жизнь. Разве что маленькая озорница в исполнении Маргарет О’Брайен достойно дополняет выходы Джуди Гарленд и не дает заскучать.
Оглядываясь назад, мюзикл может показаться приторным, слишком прилизанным, даже цвета неестественны. Но некоторые песни оттуда стали золотым стандартом, а сила убеждения фильма, очевидно, была как раз достаточной для американцев той эпохи. Внимание, конечно, фокусируется на Гарленд в облике девчонки-соседки, только увиденной сквозь идиллическую дымку прекрасной эпохи. Вероятно, так на нее и смотрел режиссер Минелли, который вскоре женился на актрисе.
Уже в следующем году Минелли снимает супругу совсем в другой роли. Прежде всего это первый большой проект Джуди Гарленд, где она не поет. Что, разумеется, нисколько не мешает ей выразить сложные эмоции. За кадром снова война: туда скоро отправится отпущенный на побывку солдат, который случайно встретил героиню Гарленд в Нью-Йорке. У них совсем немного времени, чтобы влюбиться, развлечься, насладиться обществом друг друга и, наконец, пожениться.
В черно-белой картине нет крупных мазков мюзиклов, но есть более тонкие решения. Когда после череды смешных и милых приключений влюбленные наспех проходят свадебную церемонию, без друзей, платья, колец, — их клятвы верности заглушает поезд. Это напоминание о беде и разлуке, которое героиня Джуди Гарленд не готова принять. В ее образе здесь не только внешнее обаяние, но готовность к жертве и серьезность настоящего чувства.
Еще один фильм из «золотого фонда» с песнями Ирвинга Берлина. Действие снова перенесено в начало прошлого века. Здесь Джуди Гарленд в первый и последний раз работает с великим танцором Фредом Астером. Тот играет шоумена, который ищет напарницу. И находит – танцовщицу в заштатном баре. Далее Астер помогает Гарленд освоиться на сцене и в жизни, затем неизбежно приходит влюбленность.
Сюжет незамысловат, зато саундтрек получил «Оскара». Вокальные и танцевальные номера можно на одном дыхании смотреть и сегодня. К выходу «Пасхального парада» Вторая мировая давно закончилась, поэтому пиршество цвета и звука смотрится как утверждение нового счастливого мира, где всем воздается по справедливости.
В подростковом возрасте Джуди Гарленд называли на студии «гадким утенком» и держали на строгой диете. Со временем у актрисы развились нервные расстройства и зависимость от лекарств. По одной из версий, MGM даже подсадила Гарленд на амфетамины – для лучшей работоспособности. В 1950 году актриса расторгнет контракт со студией Майера и на 3 года исчезнет с радаров. Ремейк мюзикла 1937 года – это и триумфальное возвращение Джуди Гарленд на большой экран, и опус магнум режиссера Джона Кьюкора.
Трехчасовой фильм рассказывает о восхождении молодой актрисы и падении знаменитого актера, ее мужа, некогда открывшего артистку. Фильм про певицу, продолжающую выступать и улыбаться на сцене, несмотря на все удары судьбы, был, разумеется, отчасти автобиографическим для актрисы. Ходили слухи о том, что звезда срывала съемки, но итоговый результат оказался выше всяких похвал. Джуди Гарленд поет и играет на пике формы, а фильм, бывший в свое время самым дорогим в истории, по-прежнему представляет яркое зрелище с мириадами театральных декораций.
В фильме Стэнли Крамера Джуди Гарленд снова не поет. Слова ее персонажу вообще даются с трудом: она – свидетельница на Нюрнбергском процессе против нацистов. Историческая судебная драма Крамера снималась с лучшими артистами своего времени, включая Берта Ланкастера и Марлен Дитрих.
У Гарленд здесь каких-то 15 минут экранного времени, в которые она смогла передать глубокую печаль, боль от травмы прошлого, слабость одинокой женщины и чувство долга, которое не удается заглушить. Ее психологический поединок с адвокатом нацистских преступников, которого играет Максимиллиан Шелл, фактически составляет кульминацию фильма и одно из главных его впечатлений.
Трудно оценить, насколько фильм Рональда Нима хорош сам по себе. Он остается в истории, потому что стал последним для Джуди Гарленд. Вновь пророческое название и явные переклички с биографией звезды, которая не научилась одновременно работать и на самореализацию, и на личное счастье. По сюжету, сын певицы растет с отцом и считает, что он приемный. Разумеется, мама, стареющая дива, вновь появляется в их жизни, но ради семьи она никогда не сойдет со сцены.
Старомодно поданная история с мелодичными песнями прошлого, прощание с эпохой. Гарленд в наступивших 1960-х больше не появлялась на экране, хотя и продолжала гастролировать. Ее прощание с кино завершилось песней – так же как некогда, в невинную эпоху.
Рецензию на байопик «Джуди» о последних месяцах жизни актрисы читайте здесь.
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…
Десять лет не означают вечность, но для киноиндустрии это почти всегда пропасть. За это время герои уже успели устать, зрители…