Кино

Я всегда с собой беру видеокамеру: История формата «найденной пленки»

«Ведьма из Блэр», явившаяся миру 25 лет назад (как раз в мае 1999-го состоялся показ на Каннском фестивале), навсегда изменила мировой кинематограф, продвинув в массы относительно инновационный на тот момент формат «найденной пленки». Изменила, пожалуй, не в лучшую сторону, но что уж тут поделать. Фарш невозможно провернуть назад. Однако проследить историю развития этого формата весьма интересно.

Для начала стоит определиться с терминологией. «Найденная пленка» или, если по-простому, found footage – это имитация любительской или документальной съемки. Не стоит путать с мокьюментари: разница состоит прежде всего в том, что «найденная пленка» подразумевает исключительно субъективную подачу. То есть мы наблюдаем за всем, что на экране творится, как бы глазами оператора. Соответственно, перед нами якобы сырое, не отредактированное видео. В то время как мокьюментари притворяется уже готовым, обработанным продуктом – фильмом или телепередачей. При этом мокьюментари зачастую содержит в себе элементы «найденной пленки», что абсолютно нормально и естественно. А вот наоборот – это уже что-то из области редких девиаций.

Хотя истоки формата «найденной пленки» следует, очевидно, искать в экспериментах Дзиги Вертова, итальянском неореализме и cinéma vérité (а если копать еще глубже – в эпистолярном жанре литературы), настоящими пионерами в этой области стали внезапно американские битники, причем еще в конце 1950-х – начале 1960-х. Драматург Джек Гелбер сочинил пьесу «Связь», а постановщица Ширли Кларк сняла по ней одноименную картину, снискавшую культовую славу в узких кругах. В 1961 году «Связь» вне конкурса презентовали в Каннах в присутствии целой толпы видных деятелей бит-поколения.

Фильм представляет собой социальную драму про маргиналов, преимущественно наркозависимых, проживающих в квартире-притоне. К ним приходят режиссер-документалист с оператором и необходимой аппаратурой, чтобы запечатлеть их любопытное бытование. И вот они там тусуются, беседы ведут о тонких материях и всяком насущном, какие-то люди приходят и уходят, все слушают и играют джаз, в конце режиссер тоже употребляет и сам становится частью сообщества изгоев, отрекаясь от мирской жизни. Отснятый материал он предоставляет в распоряжение оператора, который в целом напоминает «На дне» Горького в версии Уильяма Берроуза. Весьма экстраординарный артефакт.

Разумеется, никто тогда еще не догадывался, к чему в конечном счете этот опыт Ширли Кларк приведет. Непосредственно после выхода «Связи» заигрывания с псевдодокументалистикой прочно входят в моду: в последующие годы на экранах появляются битловский «Вечер трудного дня» (1963), «Военная игра» Питера Уоткинса (1966), «Хватай деньги и беги» Вуди Аллена (1969), «Клоуны» Федерико Феллини (1970) и так далее. Однако к «найденной пленке» это все отношения не имеет. Первый по-настоящему заметный фильм, в котором присутствовали элементы found footage, вышел в 1980 году и назывался «Ад каннибалов».

Заметный – это мягко сказано. «Ад каннибалов» – без преувеличения один из самых скандальных фильмов в истории. Достаточно сказать, что его запретили в нескольких десятках стран (где-то, по слухам, запрет до сих пор не снят), а режиссер Руджеро Деодато подвергся уголовному преследованию. Ему даже пришлось в суде доказывать, что он никого в действительности не убивал, на пальцах растолковывая уважаемым присяжным, как устроена магия кино. И все из-за шокирующе правдоподобных сцен насилия над людьми и животными.

В центре внимания – группа молодых документалистов (тех еще отморозков, как далее выяснится), устремившаяся в дикие джунгли на поиски особо скрытного племени каннибалов и сгинувшая без следа. В первой части фильма отснятые ими пленки находит экспедиция, которую специально снарядили с целью выяснить, что с отважными искателями людоедов приключилось. Во второй части фильма нам демонстрируют то, что на тех пленках записано, и многие зрители тогда действительно приняли это за чистую монету, резонно возмутившись увиденным. Сейчас-то всем очевидно, что ничего такого в «Аде каннибалов» нет, только спецэффекты и искусная работа синьора Деодато. Но смотреть его все равно чертовски некомфортно – именно благодаря той самой субъективной подаче и искусной стилизации под реальное видео.

Наконец, в 1999 году окончательно установила строгие правила формата, которыми далее будут руководствоваться бесчисленные идейные последователи, «Ведьма из Блэр». Но про «Ведьму из Блэр», в общем-то, и так все знают, чего про нее лишний раз рассказывать. А вот что про «Ведьму из Блэр» знают не все – так это что сама она является в некоторой степени эпигонством по отношению к другому произведению, ныне крепко-накрепко и несправедливо позабытому. Называется оно «Последняя трансляция», и премьера этой замечательной картины датируется 1997 годом.

Сюжет следующий. Двое ведущих стремительно теряющего популярность телешоу в попытке вернуть былую славу и рейтинги организуют поход, цель которого разыскать Дьявола из Джерси (такое мифическое существо наподобие чупакабры или снежного человека), транслируя весь процесс онлайн. С собой они берут специалиста по звукозаписи и чудаковатого парня-экстрасенса. Но что-то идет не так, и все участники похода погибают. Все, кроме чудаковатого парня. Его обвиняют в убийстве и сажают в тюрьму, где он умирает при невыясненных обстоятельствах. А потом всю эту загадочную историю берется расследовать профессиональный документалист.

Таким образом, формально «Последняя трансляция» принадлежит к категории мокьюментари. Но внутри заключена «найденная пленка». Можно даже без кавычек: в фильме буквально фигурируют как вещественные доказательства найденные пленки (плюс одна кем-то подброшенная). Почти как в «Аду каннибалов». Не будет, пожалуй, сильным преувеличением заявить, что «Последняя трансляция» служит своего рода связующим звеном между «Адом каннибалов» и «Ведьмой из Блэр». Где от первого взята, грубо говоря, структура, а от второй – все остальное.

Вернее, наоборот: это «Ведьма из Блэр» от «Последней трансляции» все взяла. Начиная с истории про людей, ушедших в лес охотиться за потусторонней сущностью, да так и не вернувшихся, и заканчивая методами продвижения – через интернет, посредством создания мистификации. Авторы «Ведьмы из Блэр», само собой, уверяют, что все совпадения случайны, и вообще они свое драгоценное детище задумали еще раньше, в 1993-м. Что звучит, признаться, не слишком убедительно, учитывая прямо-таки бросающуюся в глаза схожесть.

Почему же тогда «Последняя трансляция» при всех своих достоинствах не выстрелила? Наверное, не повезло. Ну и еще по ряду причин. Не последняя из них – абсолютно нелепая, не пришей кобыле хвост, развязка, перечеркивающая все, что было до этого, и оставляющая с чувством глубокого разочарования. С другой стороны, «Ведьма из Блэр» тоже разочаровывает нехило. Если судить объективно, в ней же почти всю дорогу не происходит ровным счетом ничего сколько-нибудь интересного. Одна сплошная ходьба по унылым пейзажам и пустая болтовня. Потом что-то все-таки происходит непонятное, и начинается суматошное неразборчивое мельтешение впотьмах. Камера неистово трясется, в конце концов падает на землю, и мы понимаем, что всем настала бесповоротная хана.

Как ни парадоксально, но вышеописанная нехитрая схема превратилась в стандарт для фильмов формата «найденной пленки», по которому их исправно штампуют вот уже на протяжении четверти века. Какие-то вариации и отклонения допустимы, но в основном все found-footage-хорроры выглядят как ремейки друг друга. Меняются лишь антураж, состав действующих лиц, субжанр (кино про зомби, призраков, маньяков etc.), а также уровень профессиональных качеств создателей. Что резко снижает вероятность возникновения среди этой гомогенной массы чего-то хорошего. Но не до нуля. Прекрасные жемчужины, пускай и крайне редко, но все же время от времени возникают.

Расцвет «найденной пленки» пришелся на конец нулевых. «Паранормальное явление» (2007), «Репортаж» (2007), «Монстро» (2008) собирали в прокате внушительные суммы и порождали целые франшизы. Особенно «Паранормальное явление» бурно разрослось, даром что оно из всех названных самое скучное, – аж до восьми фильмов, включая неофициальный японский спин-офф «Ночь в Токио» (2010).

Обидно, что при этом по-настоящему будоражащий фильм «Пленки из Поукипзи» (2007) прошел практически незамеченным: его без объяснений изъяли из графика релизов и убрали на полку. Лишь когда его спустя несколько лет все же выпустили, он обрел заслуженный культовый статус. Вещь, сразу предупреждаем, не для слабонервных. В отличие от всех прочих хорроров в формате «найденной пленки», здесь камерой управляет не свидетель или будущая жертва того или иного проявления зла, а само зло в лице наглухо отбитого, но чертовски умного серийного убийцы.

К началу 2010-х мода на «найденные пленки» добралась и до наших широт. Одно из первых российских зомби-муви, «Зима мертвецов: Метелица» (2012), частично в этом формате было решено. Телевизионный оператор там бегал по безымянному провинциальному городу, на который обрушились разом снегопад и зомби-апокалипсис, вместе с местным суровым олигархом. Пока не настиг его – оператора – фатальный кусь. А затем и топор.

Далее был «Шопинг-тур» (2012) Михаила Брашинского – остроумный привет все тому же «Аду каннибалов». Мать с сыном (а сын – с телефоном, оборудованным видеокамерой) едут из Питера в Финляндию за покупками и на месте неожиданно выясняют, что у граждан этой дикой страны, оказывается, существует традиция: раз в год – в день летнего солнцестояния – устраивать всеобщую охоту на иностранцев и есть их. «Солнцестоянию», до которого еще семь лет, тоже, кстати, привет.

И в том же 2012-м в Якутии на экраны вышел «Паранормальный Якутск» – любовный оммаж (назовем это так), сами догадайтесь какой серии, с густым национальным колоритом. Исполнен оммаж был притом вполне компетентно, смотрелся ничуть не хуже оригинала. Оно, в общем, и немудрено. «Найденная пленка» ведь привлекает кинематографистов – преимущественно начинающих – прежде всего тем, что не требует ни крупных денежных затрат, ни большого ума. Нужна только камера, пара друзей и ближайший лес или иная произвольная локация.

Оттого и расплодились «найденные пленки» обильно, словно борщевик по средней полосе. И по сей день плодятся неустанно. Нет, разумеется, как уже было замечено, достойные, небанальные экземпляры иногда все же попадаются. «Охотники на троллей» (2010) Андре Эвредала – та же «Ведьма из Блэр», но с симпатичным уклоном в скандинавскую мифологию. «Ублюдок» (2014) – практически монофильм, где актер Марк Дюпласс в одно лицо учиняет феерию, изображая чрезвычайно обаятельного непредсказуемого психа (правда, сиквел вышел уже заметно слабее). Злобно-ироничный «Визит» (2015) М. Найта Шьямалана о конфликте поколений зумеров и бумеров. Прошлогодний «Фрогмен» – снова та же «Ведьма из Блэр», но вместо ведьмы крутая мутантская лягуха. Это так, навскидку, список далеко не исчерпывающий.

Тем не менее откровенно проходных и просто никудышных фильмов в формате «найденной пленки» в разы больше. Взять вон хотя бы «Адскую пасть Мохаве», угодившую в рейтинги лучших хорроров 2023 года от профильных изданий, даром что смотреть эту претенциозную чепуху совершенно невозможно. Но есть и хорошие новости: прогресс не стоит на месте. В частности, благодаря последним достижениям в области компьютерной графики более-менее любой энтузиаст теперь может создавать фотореалистичные интерактивные миры. Что фактически окончательно размыло грань между кинематографом и видеоиграми. И как-то сразу выяснилось, что для взаимной интеграции идеально подходит именно формат «найденной пленки».

Строго говоря, еще в Outlast 2013 года игрокам предлагалось исследовать заброшенную психиатрическую больницу, кишащую буйными пациентами, с камерой в руке. Не говоря уже о Michigan: Report from Hell, выпущенной на PlayStation 2 аж в 2004-м. Однако в последние годы все чаще появляются проекты, которые позволяют всем желающим в максимально полной мере ощутить себя в роли того самого оператора, который оказывается в нехорошем месте, где его по пятам незримо (или вполне себе зримо) преследует нечто. Наиболее впечатляющий из них – Don’t Scream (2023), где надо бродить по темному страшному лесу, регулярно натыкаясь на стратегически расставленные повсюду джампскейры, и по возможности стараться не кричать (для игры требуется подключенный к ПК микрофон).

Но, пожалуй, нагляднее всего иллюстрирует смычку разных видов искусства феномен веб-сериала Backrooms, который основан на городской легенде – плоде коллективного творчества пользователей анонимного имиджборда 4chan. Если вкратце, то Backrooms, или Закулисье, – это жуткое безлюдное место, расположенное где-то в параллельном измерении, за пределами рационального, и представляющее собой бесконечный лабиринт из пустых офисных помещений.

Вдохновившись описанной концепцией, американский школьник по имени Кейн Парсонс сделал цикл не связанных напрямую между собой короткометражек о том, как кто-то, вооружившись камерой, попадает в это самое Закулисье (нечаянно или целенаправленно) и шастает там, опасливо озираясь. Как оказалось, лиминальные пространства (погуглите) и VHS-фильтр – сочетание убойнейшее, гарантированно вызывающее у наблюдателя неясное, но стойкое чувство тревоги.

Сериал Парсонса тут же принялись конвертировать в видеоигры, которых к настоящему моменту вышло по меньшей мере с десяток. Чуть ли не целый отдельный жанр сформировался, в котором есть как совсем халтурные, на коленке слепленные вещи, так и приличные, годные. Из последних отдельно стоит выделить The Complex: Expedition (2023) и The Complex: Found Footage (2022) от независимой студии pgWave, которые опыт прогулок по Закулисью с олдскульным видеоаппаратом лучше всего передают. Ну а в будущем – ближайшем, хочется верить – нас ждет полноценный полный метр по Backrooms от достославной конторы A24 с самим Кейном Парсонсом у руля. И не исключено, что за этим последует новый виток эволюции «найденной пленки».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

8 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

9 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

13 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

1 день назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

1 день назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

2 дня назад