Всем известно, что возраст – сложная штука. Когда мы юны, то желаем поскорее вырасти. Когда наконец вырастаем – мечтаем вновь помолодеть. В кино так вообще беспредел какой-то творится. Кому вечную свежесть подавай, кому – исцеление от болячек, кому – блаженство до гроба и после. В погоне за экстремальным омоложением герои частенько заигрывают со сверхъестественным, что приводит к самым разным последствиям. Несколько случаев радикальных возрастных трансформаций мы и решили собрать, напомнив заодно, что главное, ребята, – сердцем не стареть.
В славной советской классике за авторством Александра Птушко экстремальное омоложение одних сплетено со старением других. Из-за происков вредных колдунов школьники-лоботрясы превращаются в пенсионеров, а колдуны – в тинейджеров, продлив свой неправедный век и получив шанс злодействовать по новой. К счастью, проклятие можно снять, чем и занимается недавний балбес Петя Зубов.
А маленькие зрители понимают в процессе, что негоже растрачивать юность на всякую ерунду, ведь зря ушедшие года не воротишь никогда. Ленивые подростки в конце концов реабилитируются, а противные волшебники получают по заслугам: хотели отмотать время вспять – и просто испарились в итоге. Сказка – ложь, да в ней намек. Мудрый Евгений Шварц отчетливо дал понять, как опасны попытки прожигать жизнь и проживать ее за других.
В ностальгическом междусобойчике по мотивам знаменитого сериала Стивен Спилберг, Джо Данте, Джон Лэндис и Джордж Миллер сняли новеллы про сверхъестественную дичь. Самую душевную историю, еще и по интересующей нас теме, поведал Спилберг: его байка разворачивается в доме престарелых «Солнечная долина», где прописался чрезвычайно оптимистичный постоялец. С такими белоснежными зубами, что смотреть больно.
«Как только мы прекращаем играть, начинается старость», – уверяет он. Поэтому, чтобы старость отсрочить, он и предлагает окружающим в детскую игру зарубиться. В ходе которой дедули с бабулями реально в детей превращаются. Такая вот нехитрая, но рабочая схема омоложения: не забывай развлекаться, кайфовать от жизни, всегда находить минутку для простых удовольствий (или хотя бы вспоминать об этом) – и карга с косой еще долго тебя не потревожит.
Все смешалось в доме престарелых (да, опять), когда его жители начали бесцеремонно вторгаться на соседнюю виллу и нырять в необычный бассейн. Поплещешься в нем – и сразу жить хочется: косточки крепче становятся, хвори рассасываются, к любовным утехам интерес пробуждается.
На дне бассейна хранятся здоровенные каменные глыбы, извлеченные арендаторами виллы с океанских глубин, но стариков-разбойников это не смущает. А жаль. Ибо своим купанием они угрожают хрупкой экосистеме бассейна и вредят представителям внеземной цивилизации, которые в глыбах-коконах прячутся и ждут возможности вернуться на родину. Так что в фантастике Рона Ховарда попытки омолодиться чреваты печальными последствиями не столько для самих молодящихся, сколько для их окружения. Ну а жизнь пришельца, как выясняется, стоит ценить не меньше, чем жизнь человека.
В макабрической фантазии Роберта Земекиса молодильными делишками промышляет дьявольски неотразимая Изабелла Росселлини. С помощью особого эликсира она дает вечную жизнь заклятым соперницам (Голди Хоун и Мэрил Стрип), не поделившим бойфренда, мягкотелого пластического хирурга с лицом Брюса Уиллиса.
Дамы надеялись, что розовая жижа в пузырьке уладит их проблемы с неизбежным увяданием. Не тут-то было. С эликсирами, тем более демоническими, шутки плохи. Продукт-то качественный, не какая-нибудь подделка китайская. Вечная жизнь обещана – вечная жизнь дарована. Да только оболочка изнашивается со временем, и даже тоннами штукатурки ничего не исправить. Тогда как секрет пресловутого бессмертия не в волшебных снадобьях кроется, а в продлении рода, детях да внуках. Поучительная история, что сказать.
В том же году омолодиться попробовал Мэл Гибсон. Его герой никак не решался сделать девушке предложение. А когда вроде решился – было уже поздно: девушку сбила машина, и она впала в кому. Не в силах наблюдать за тем, как любимая балансирует меж смертью и жизнью, несчастный отваживается на эксперимент. И просит себя заморозить, чтобы очухаться, когда девушки не станет. Но все идет не по плану, и мужчина просыпается через 53 года.
Выглядит он по-прежнему, как огурчик, вот только вскоре за добровольную консервацию придется платить: организм начнет дряхлеть с утроенной силой. Ничего дурного герой не имел в виду, однако все равно зашел слишком далеко в попытках остановить время. В Голливуде все кончается хорошо, но эксперимент, как говорится, был выполнен профессионалами, и в домашних условиях его лучше не повторять.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд, а затем и сценарист Эрик Рот с режиссером Дэвидом Финчером представили экстремальное омоложение как дар и проклятие одновременно. Бенджамин рождается младенцем в теле старика и проживает жизнь наоборот, чтобы умереть стариком в теле младенца, познав краткую вспышку любви и утратив всех близких.
Но это странное существование все же имеет смысл. И заключается он в том же, в чем и для нас с вами: в преемственности поколений как синониме истинного бессмертия. Бенджамин не мог изменить свою судьбу. Поэтому научился ценить отпущенное ему время и недолгие, но такие насыщенные часы с важными людьми. Будь то Тильда Суинтон, угощающая его водкой с икрой в русском отеле, или amour toujours Кейт Бланшетт – балерина, из-за травмы переставшая танцевать. Великая все-таки мелодрама.
Когда-то все парни мечтали оказаться на месте Мэттью Перри. А в «Папе снова 17», классике комедий нулевых, сам Мэттью Перри (ну то есть его вымышленный персонаж) жутко разочаровался в собственной жизни. Жена бедолагу из дома выгнала, дети его в упор не видят, ночевать приходится у фриковатого друга с накладными эльфийскими ушками. Вдобавок долгожданным повышением босс награждает не его, а коллегу. В общем, сплошной беспросветный отстой кругом. Вот бы обнулиться и с чистого листа начать.
В этот безрадостный миг мужичонка встречает загадочного уборщика, который превращает его в юную и стройную версию себя. В Зака Эфрона, стало быть. Тот решает заново пойти в школу, сближается со своими детьми и понимает, что многого о них не знал. Неплохо, конечно, в Зака Эфрона превратиться. Но омоложение здесь – акт не гедонизма, а искупления, уникальная возможность узнать, где ты накосячил в прошлом, дабы не допускать подобного в будущем. Очередное доказательство, что вечная (или внезапная) юность ценна не сама по себе, а как средство достижения благой цели, которой прочими способами достичь проблематично.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…