Захватывающие истории про опасных приматов, от которых лучше держаться подальше.
Вспышка обезьяньей оспы, путешествующая сегодня по миру, заставила многих несколько иначе взглянуть на наших далеких «родственников». Между тем киношники уже давно к ним присмотрелись и за десятилетия наснимали немало фильмов, в которых гориллы, шимпанзе и макаки выглядят не милыми, а пугающими. Даже если это не хоррор про зомби, а комедия про обезьян.
«Кинг-Конг» (1933)
Вечная классика – черно-белый блокбастер Мериана К. Купера и Эрнеста Б. Шодсака о том, как найденную в экспедиции на затерянном острове гигантскую человекообразную обезьяну беспечно привозят в Нью-Йорк, чтобы показывать толпе за деньги. Монстр, прозванный Кинг-Конгом, вырывается на свободу и громит город, прыгая по домам и сбивая самолеты. И все это – в поисках девушки, которую он полюбил в буквальном смысле до смерти…
Фильм с рефреном «Чудовище убила красота» входит в списки лучших в истории, поскольку его авторам удалось зарифмовать в развлекательном кино темы рабства, ксенофобии, жестокости и жертвенной любви. Хотя, конечно, спецэффекты – по тем временам невероятные – тоже сбрасывать со счетов нельзя. Картина про обезьяну получила неплохой одноименный ремейк в 1976 году и сиквел в 1986-м. В 2005-м Питер Джексон бережно воссоздал на экране сюжет и атмосферу оригинала, а в 2017-м вышел экшен «Конг: Остров черепа». И это не считая трех коллабораций Конга и Годзиллы, «Сына Кинг-Конга» и сериалов, один из которых только что анонсирован. Однако лента 1933 года осталась непревзойденной.
«Обезьяньи проделки» (1952)
Ученый бьется над формулой омоложения, но у него ничего не выходит. Зато получается (ну почти) у одной из его подопытных шимпанзе. Та случайно смешала состав, который как обычную воду пьют сам ученый и его жена. Вот только они молодеют не столько телом (уходят болячки, улучшается зрение), сколько душой – вплоть до полного ребячества, если много выпить. И конечно, все это приводит к целой череде коллизий и неприятностей…
Еще одна классическая лента, но на этот раз комедия. Поэтому хоть шимпанзе и стала источником проблем, по законам жанра все закончилось хорошо (благо никого тогда не волновало, что главный герой ставит опыты над животными). Фильм примечателен тем, что снял его Ховард Хоукс – создатель таких разных лент, как «Лицо со шрамом», «Джентльмены предпочитают блондинок» и «Рио Браво», а в главных ролях в картине про обезьяну – Кэри Грант, Джинджер Роджерс, Мэрилин Монро и Чарльз Коберн.
«Линк» (1986)
Главная героиня фильма – студентка по имени Джейн (Элизабет Шу), которая подрабатывает ассистентом у исследователя приматов, доктора Стивена Филиппа (Теренс Стамп). Тот живет в одиноко стоящем доме с двумя шимпанзе и орангутангом Линком, который настолько умен, что выполняет функции дворецкого. Однажды доктор уезжает в город, а вслед за этим Линк превращается в настоящего монстра, спастись от которого Джейн может только чудом…
И вот снова ученый и его обезьяна, но на этот раз в жанре хоррора. Символично, что эти две картины встали у нас одна за другой, демонстрируя, насколько разными могут быть сюжеты при, в общем-то, близких исходных данных. Режиссер Ричард Франклин превратил обычного (в отличие от аномально огромного Кинг-Конга) орангутанга в неуправляемое, сильное и умное чудовище-убийцу, справиться с которым человеку без подручных средств попросту невозможно.
«Обезьяна-убийца» (1988)
Студент Аллан Манн (Джейсон Бех) попадает под машину во время пробежки, в результате чего оказывается почти полностью парализованным. Следствием этого стал уход невесты, что не прибавило парню оптимизма. Депрессия, раздражительность – и вот он ссорится с матерью, ругается с сиделкой… Ученый Джеффри Фишер (Джон Пэнкоу), работающий над повышением интеллекта обезьян, решает помочь другу. Он готовит одну из своих подопытных, обезьянку-капуцина Эллу, к тому, чтобы та помогала Аллану справиться не только со многими нуждами, но и с психологическими проблемами. Вот только Элла так привязывается к хозяину, что любой, кто хотя бы косо на него посмотрел, оказывается в смертельной опасности…
Капуцины и в «Аладдине», и в «Пиратах Карибского моря» не выглядели такими уж милыми, но маэстро ужасов Джордж А. Ромеро выкрутил ручку зоофобии до предела. Маленький зверек с его легкой руки творит чудовищные вещи, и после просмотра хоррора со столь говорящим названием вы рискуете навсегда остаться с предубеждением в отношении как минимум капуцинов. Фильмы про обезьян еще никогда так не пугали!
«Конго» (1995)
Технологическая компания ищет в африканских джунглях голубые алмазы для новых проектов в области микроэлектроники. В процессе разработки месторождения два эксперта случайно находят развалины неизвестного науке города, но их убивает стая кровожадных серых горилл. На поиски пропавших отправляется экспедиция, и к ней примыкает приматолог Питеру Эллиотту (Дилан Уолш), научивший свою гориллу Эми языку жестов, который с помощью специального прибора превращается в живую речь. Эллиотт намерен доставить Эми домой в джунгли, а его поездку оплачивает некто Херкемер Хомолка (Тим Карри), уверенный, что горилла приведет его к легендарным копям царя Соломона…
Приключенческий фильм Фрэнка Маршалла («Белый плен») поставлен по одноименному роману Майкла Крайтона («Парк Юрского периода») и, несмотря на то, что окупился в прокате, получил разгромную критику, семь номинаций на «Золотую малину» и рейтинг на IMDb 5,2/10. Сегодня он смотрится и вовсе морально и технически устаревшим, однако помянуть его все же стоит хотя бы потому, что гориллы в «Конго» получились достаточно реалистично, и стая обезьян с обагренными человеческой кровью мордами – зрелище жуткое.
«Эпидемия» (1995)
И снова капуцин! А проблемы из-за него в тысячи раз страшнее. Обезьянку выловили в Африке браконьеры и контрабандой доставили в США, не ведая, что та – переносчик жуткой заразы, вируса Мотаба. Геморрагическая лихорадка, вызванная вирусом, выкашивала целые деревни, а «на воле» в США способна убить миллионы человек, если не будет найдена вакцина. А для этого надо найти капуцина, в силу обстоятельств оказавшегося на свободе. И сделать это надо как можно скорее, потому что армейский генерал МакКлинток намерен решить проблему с возможным распространением заболевания радикально – сбросив на госпиталь бомбу…
Остросюжетный фильм несколько дней назад ушедшего от нас Вольфганга Петерсена поминали как своего рода пророчество, когда в 2020-м началась эпидемия коронавируса. Однако он и без того представляет интерес. Например, потому, что это едва ли не единственная в своем роде картина, в которой Дастин Хоффман сыграл героическую роль. А тут, кроме него, еще Рене Руссо, Морган Фриман, Кевин Спейси, Кьюба Гудинг-мл., Дональд Сазерленд и Патрик Демпси. При этом Петерсену удалось держать напряжение – как он умеет – до самого конца, хотя вроде бы понятно, что все кончится хорошо.
«Обезьянья кость» (2001)
Художник Стю Майли (Брендан Фрейзер) попадает в автокатастрофу и погружается в кому. Пока его тело лежит на больничной койке, сознание блуждает по диковатому миру кошмаров, проводником по которому становится герой его мультфильма – безумная, наглая и похотливая мартышка по прозвищу Обезьянья кость. И все бы ничего, но когда Стю наконец-то просыпается, оказывается, что он – это уже не он. Потому что в его теле теперь живет нарисованная обезьяна…
«Обезьянья кость» – гибрид игрового кино и классической анимации в духе «Кто подставил кролика Роджера», только еще безумнее. Последнее – с легкой руки Генри Селика, создателя «Кошмара перед Рождеством», чей почерк тут вполне узнаваем. И все же проект с бюджетом $75 млн и кастом, в который, помимо Фрейзера, вошли Бриджит Фонда, Вупи Голдберг, Роуз Макгоуэн, Джанкарло Эспозито, Боб Оденкирк и другие, провалился с чудовищным треском. Возможно, в силу уникальной идеи о том, что обезьяна может вредить, будучи внутри тебя. Бр-р-р!
«Планета обезьян: Революция» (2014)
Землю накрыла эпидемия обезьяньего гриппа, за 10 лет уничтожившего большую часть человечества. Одна из последних колоний выживших людей обосновалась в разрушенном Сан-Франциско, испытывая ряд серьезных проблем, ставящих под вопрос их дальнейшее существование. Одной из них является соседство с колонией обезьян под предводительством Цезаря. Эти обезьяны ездят на лошадях, владеют огнестрельным оружием и даже способны разговаривать по-человечески. А еще они не сильно жалуют людей и, не моргнув глазом, перебьют их всех…
Продолжение картины 2011 года «Восстание планеты обезьян», фильм закрытия ММКФ 2014 года, «Планета обезьян: Революция» – постапокалиптический экшен, в котором обезьяны сыграны актерами не в резиновых масках, а с помощью технологии motion capture, и выглядят как живые. И оттого еще страшнее, потому что способность, а главное, желание убить, читается в их глазах. И от них не сбежать, не спрятаться. При этом помимо обезьян-убийц, тут еще и обезьяний грипп-убийца. Выстрел дуплетом!
«Зоозомби» (2016)
В огромном сафари-парке, где дикие животные живут практически в естественной среде и посетители могут насладиться ими не через клетку, а находясь буквально в двух шагах, происходит что-то странное и пугающее. Какая-то зараза подкосила… капуцина (ну любят этот вид киношники!), тот умер, а потом ожил, став агрессивным кровожадным зомби. Причем еще и очень ловким и быстрым. Вскоре в зомби превращается весь пестрый набор животных в парке – от попугаев до жирафов. И это, конечно, ничем хорошим для местного персонала кончиться не может…
Чистейший образец грайндхауса, снятый в 2016 году, а потому даже при минимальном бюджете демонстрирующий довольно крутую картинку. Животные-зомби выглядят весьма натурально и по-настоящему жутко. Фильм в целом слова доброго не стоит, но тут срабатывает классическая формула: «так плохо, что даже хорошо».
«Рэмпейдж» (2018)
Ученые, проводившие на орбитальной станции опыты над скрещиванием ДНК различных существ, доигрались: мутаген, который они создали, сделал из обычной крысы жуткого огромного монстра, и уцелеть из всей команды удалось лишь одной из исследователей. Ей хватило ума захватить образец мутагена с собой в спасательную капсулу. Та разбилась, а опасная дрянь попала в воздух. Так миролюбивая горилла-альбинос превратилась в гигантского монстра, который способен крушить все на своем пути…
Фантастический боевик с Дуэйном Джонсоном в главной роли героического приматолога Дэвиса Окойи – один из кассовых хитов 2018 года. Во многом это, безусловно, парафраз «Кинг-Конга» и «Годзиллы», поскольку здесь использована знакомая схема, когда монстр становится защитником людей, атакованных другими монстрами. Но мутировавший Джордж, разбивающий железобетонные здания, словно они из картона, – зрелище завораживающе жуткое. Даже если он «за наших».
Комментарии