12 февраля 2022 года умер режиссер, подаривший миру шедевральную дилогию «Охотники за привидениями».
12 февраля 2022 года на 76-м году жизни ушел Айвен Райтман – режиссер «Охотников за привидениями». Кроме того, он спродюсировал «Космический джем» (1996), снял картину «Близнецы» (1988) и несколько других знаковых комедий 1980-1990-х. Какие фильмы Айвена Райтмана повлияли на жанр и чем еще запомнился режиссер, читайте в нашем материале.
«Охотники за привидениями» (1984)
Конечно же, речь об «Охотниках за привидениями» (1984), на которых выросло не одно поколение. У этой дилогии отдельная история создания, и теперь, когда комедия о привидениях вошла в канон, сложно представить, сколько перипетий ожидало режиссера и сценаристов на пути к созданию шедевра десятилетия.
Фильм необходимо было снять за 10 месяцев, при этом сценарий Дэна Эйкройда, который также сыграл одного из Охотников, пришлось знатно переделать. При участии другого сценариста – Харольда Рэмиса, который стал вторым Охотником. Изначально персонажей писали для звезд Голливуда: Джон Белуши и Эдди Мерфи должны были сыграть главные роли. Но смерть Белуши в 1982-м заставила Эйкройда изменить планы. А вот Мерфи заменил Билл Мюррей – «тот парень» из Saturday Night Live, который успел к тому моменту сняться в двух фильмах Айвена Райтмана: «Фрикадельки» (1979) и «Добровольцы поневоле» (1981).
Комедийный хоррор в Нью-Йорке 1980-х о привидениях на фоне всеобщего увлечения спиритизмом – что может быть лучше? Но на деле это история про бизнес: три умных парня попадают в переплет, спасают город от привидений, становятся известными – и начинают зарабатывать. К слову, о заработке: бюджет картины составил всего $30 млн, а кассовые сборы составили более $295 млн. «Охотники за привидениями» не только окупились в прокате, но и стали самым кассовом фильмом года и – на тот момент – самой кассовой комедией в истории.
Действительно большой проблемой стали спецэффекты. Во-первых, это дорого, а Coca-Cola в тот момент выкупила кинокомпанию Columbia Pictures – и не была заинтересована в больших тратах. Более того, «Охотники за привидениями» должны были стать первой в истории комедией с по-настоящему дорогостоящими спецэффектами. Кто же пойдет на такой риск?
Помимо прочего, в тот момент ILM – единственная компания, которая могла предоставить техническую поддержку, – переживала кризис: лучшие мастера планировали уволиться и открыть собственную студию спецэффектов. Речь про Ричарда Эдлунда, которому работа над «Охотниками» обеспечила собственную компанию – Boss Film Studios. И который в свою очередь обеспечил мощные эффекты сайфай-комедии о борьбе с нечистью.
Еще одну проблему вызвало название фильма. Так уж вышло, что к началу съемок название The Ghostbusters уже было занято: так называлось детское телешоу, которое выходило на экраны в 1975-м. И на случай, если вдруг компания-владелец название продать не захочет, для «Охотников за привидениями» подготовили две разные заставки – Ghostbusters и Ghostbreakers. Как известно, с названием все срослось. Но были и другие проблемы.
Никакой девушки в сценарии вообще не было, но когда Айвен ее добавил, пришлось искать актрису – и ни одна не годилась на роль партнера для обаятельного Мюррея. До тех пор, пока Сигурни Уивер сама не пришла на прослушивание и не предложила несколько изменений в скрипте. Еще одной проблемой был сам Билл: он долго думал, соглашаться ли на роль в фильме, а к началу съемок укатил в Париж. Но когда настал момент – он все-таки появился на площадке.
Четвертый Охотник вообще получил минимум реплик: персонаж Эрни Хадсона имел собственную предысторию и гораздо больше экранного времени в первой версии скрипта. Однако в процессе съемок многое менялось – и появился Уинстон не на 28-й странице, как было изначально задумано, а на 65-й. Что ж, это не единственное изменение, которое претерпел сценарий, но на перечисление всех правок одной статьи не хватит.
Самой интересной частью истории стал Зефирный человечек, которого сценаристы никак не могли прикрутить к обновленному скрипту: слишком уж нелогичным казался такой поворот. Но парни его оставили: гигантский кусок зефира стал одной из немногих деталей, которые остались от изначального сценария Эйкройда.
И в итоге, когда все проблемы – со спецэффектами, актерским составом, бюджетом и сценарием были решены, мир получил идеальный комедийный блокбастер, где наука и потусторонние силы смешиваются ради веселого и более чем душевного зрелища.
Айвен Райтман снимал днем и монтировал ночью: на создание фильма с нуля исполнительный директор Columbia Pictures дал ему год и $25 млн. И он смог создать шедевр, постоянно натыкаясь на препятствия, надо сказать, не без участия настоящих профессионалов. Его «Охотников за привидениями» продолжают цитировать до сих пор, основной саундтрек стал одной из самых популярных песен в истории, а дети долгое время считали костюм охотника за привидениями идеальным нарядом для любого праздника.
Кроме того, успех творения Айвена Райтмана дал зеленый свет комедиям со спецэффектами – «Люди в черном» (1997), «Эволюция» (2001), «Дружинники» (2015) и так далее. Но, к сожалению, успех первых «Охотников» сиквелы повторить не смогли: прокачанные под фемповестку «Охотницы за привидениями» не понравились ни зрителям, ни критикам, а «Наследники» все еще остаются спорным зрелищем, несмотря на то, что фильм снял сын Райтмана Джейсон.
«Охотники за привидениями 2» (1989)
Тот самый исключительный случай, когда сиквел оказался таким же успешным, как и первый фильм. Главные герои воссоединились спустя пять лет, сценаристы и режиссер – прежние, бюджет – прежний ($30 млн), доход почти не уступает кассовым сборам приквела: $215 млн. Вторые «Охотники» обошли в прокате таких конкурентов, как «Дорогая, я уменьшил детей», «Дядюшка Бак», «Когда Гарри встретил Салли» и «Смертельное оружие 2», уступив только «Бэтмену» и «Индиане Джонсу». Словом, это успех, и имя ему – Айвен Райтман.
Другие фильмы Айвена Райтмана
«Близнецы» (1988)
Дуэт двух максимально разных и очень популярных актеров сыграл режиссеру на руку не раз: он повторит успех в 1994-м, а пока – пошутит на тему «таких разных близнецов». Арнольд Шварцнеггер и Дэнни ДеВито сыграли живой результат генетического эксперимента: двух братьев, разлученных при рождении, которые отправляются на поиски родной матери.
Этот бадди-муви просто порвал прокат, заработав $216 млн при бюджете $18 млн. И Шварцнеггер с ДеВито приняли верное решение, выбрав вместо стандартного гонорара 40% от общей кассы фильма. В итоге они получили самую большую зарплату за всю свою карьеру.
«Детсадовский полицейский» (1990)
Еще одна история с минимальным бюджетом и максимальной отдачей. Все-таки нужно признать: фильмы Айвена Райтмана – это классические смешные сюжеты, с которыми у нас и ассоциируются комедии 1990-х. Фильм собрал $202 млн при общих тратах не более $26 млн.
Главная фишка фильма: неубиваемый коп-терминатор Шварценеггер вдруг получает детский сад в качестве прикрытия – и ему приходится применять на практике все навыки работы с преступниками. Ну а если абстрагироваться, Айвен Райтман ввел Арнольда в жанр комедии окончательно и бесповоротно, показав несколько примеров того, какие амплуа подойдут универсальному солдату.
«Джуниор» (1994)
Об этой комедии сейчас мало кто вспомнит, но она – яркий пример взлома базовых шаблонов. «Джуниор» – это максимально специфическая история даже для 1990-х: гипермаскулинный Арнольд Шварценеггер вынашивает ребенка. Все, на этом можно остановиться.
На самом деле, несмотря на остросоциальную повестку (разработка лекарства от выкидышей) и уже проверенный тандем Шварцнеггер – ДеВито, фильм не был успешен в прокате и получил смешанные отзывы. Бюджет составил $60 млн, а заработала комедия всего $108 млн. Критики считали, что «Джуниор» лишен необходимой самоиронии, а зрители оценивали его на четверочку.
«Шесть дней, семь ночей» (1998)
Вот тут-то Райтман и свернул не туда: ромком про пару, попавшую из-за авиакатастрофы на необитаемый остров, едва окупился. Фильм заработал $160 млн в прокате при бюджете $70 млн. И это несмотря на Харрисона Форда в главной роли! Ну а после этого Райтман снимал все меньше – и в итоге последним на данный момент полнометражным проектом режиссера считается безвестный «День драфта» (2014) с Кевином Костнером.
В 2000-2020-х шедевральных проектов у Айвена практически не было. Зато он выпустил симпатичный ромком «Моя супербывшая» (2006) с Умой Турман и «Больше чем секс» – наглядное рассуждение о том, может ли существовать секс без отношений, – с Натали Портман и Эштоном Кутчером.
И пусть фильмы Айвена Райтмана не подпадают под определенный канон, зато он сам однажды этот самый канон создал – сняв в рекордные сроки «Охотников за привидениями», комедию, которую безоговорочно полюбил весь мир.
Комментарии