31 августа Алексей Учитель празднует 70-летие. За свою карьеру режиссер успел поработать в разных жанрах: в начале карьеры работал на студии документальных фильмов, затем основал собственную компанию «Рок», а спустя несколько лет дебютировал в художественном кино. Но несмотря на то, что творца в нем выдают выразительный авторский стиль и способность провоцировать бурные общественные дискуссии, у Алексея Учителя есть еще одна ипостась, которую нельзя игнорировать, – менторская. Он преподает во ВГИКе, а также берет под крыло молодых режиссеров, предоставляя им возможность снять свое кино. И многие из таких дебютантов за минувшие годы сами стали настоящими мастерами игрового кино.
Первый художественный фильм, произведенный на студии «Рок», «Мания Жизели», был снят самим Алексеем Учителем и рассказывал о звезде императорского балета Ольге Спесивцевой (схожая линия затем найдет отражение и в отдающей скандальностью «Матильде»). Однако нельзя отрицать, что с первых лет существования эта площадка стала своеобразной колыбелью для целой плеяды молодых российских режиссеров. А картины, выходящие под этим лейблом, получили на международных фестивалях более 160 наград.
Дебютный фильм Дуни Смирновой, ныне регулярно берущей призы за сценарное и режиссерское мастерство, снимался на «Роке». История о «второй любви», которая, в отличие от первой, вспыхивает между уже зрелыми людьми, принесла Анне Михалковой «Золотого орла» за лучшую женскую роль в кино, а самой Смирновой – приз «Кинотавра» за лучший дебют.
Юрия Быкова с «Роком» связывают продолжительные отношения. Именно на студии Учителя режиссер снял свой полнометражный дебют «Жить», получивший награды на международном фестивале «Сталкер» и местных фестивалях в Смоленске и Благовещенске. Затем последовали «Майор» (премьера в Каннах, призы в Шанхае и англоязычный ремейк от Netflix) и «Дурак» (два приза «Кинотавра» и безграничная зрительская любовь).
На Каннском кинофестивале 2012 года Таисия Игуменцева, учившаяся в документальной мастерской Алексея Учителя во ВГИКе, победила в конкурсе студенческих фильмов с короткометражкой «Дорога на…». История об одиночестве в большом городе очаровала и жюри «Кинотавра», присудившее картине два приза.
Конечно, Павел Руминов на момент съемок этой мелодрамы с Марией Шалаевой в главной роли уже состоялся как режиссер, но именно картина «Я буду рядом» открыла для него новые двери. История о неизлечимо больной матери-одиночке, ищущей опекуна для маленького сына, сумела не скатиться ни в беспросветный негатив, ни в отталкивающую сентиментальщину. Мало того что лента «Я буду рядом» получила главный приз на «Кинотавре», она до сих пор остается одной из лучших в фильмографии режиссера, продолжившего экспериментировать с жанрами своих работ.
Несмотря на то что первым полнометражным фильмом сына Алексея Учителя Ильи стала комедия «Огни большой деревни» (два приза на «Кинотавре», к слову), «Стрельцов» вышел намного более масштабным проектом. Байопик о легендарном футболисте некоторые зрители раскритиковали за недостоверность, но спорить с тем, что картина стала одним из ярких кинособытий пандемийного 2020 года, нет смысла. К тому же цифры говорят за себя: спортивная драма Ильи Учителя два уик-энда подряд возглавляла российский бокс-офис.
Один из самых громких дебютов прошлого года, «Китобой» Филиппа Юрьева о путешествии чукотского подростка, влюбившегося в американку, хотя и вызвал широкую общественную дискуссию, в целом зрителем был встречен тепло. Критики и профессионалы тоже остались довольны: лента взяла главный приз молодежного жюри 77-го Венецианского кинофестиваля и ряд наград «Кинотавра» – в том числе за режиссуру и главную мужскую роль. Более того, «Китобой» продолжает получать призы даже спустя год после премьеры – в начале августа лента удостоилась статуэтки на смотре в Трансильвании.
Дмитрий Рудаков, еще один выпускник мастерской Алексея Учителя, также стал лауреатом нескольких фестивалей благодаря дебютному фильму «Сентенция». Нелинейное повествование и нотки фантасмагории выдали в дебютанте сильное авторское начало, которое благосклонно оценили, сравнив молодого режиссера с Сокуровым и Линчем. Сама же драма, посвященная последнему периоду жизни писателя Варлама Шаламова, покорила жюри Таллинского фестиваля и «Окна в Европу».
Стремительное развитие искусственного интеллекта – уже неизбежность. И взять его на вооружение поспешили разработчики новаций для домашнего кинотеатра. Знакомим вас…
Сегодня 60 лет исполняется старшему брату Мадса Миккельсена Ларсу. По этому поводу «КиноРепортер» решил вспомнить о других датских актерах, которые…
Как вам наверняка известно, Квентин Тарантино намерен снять ровно десять фильмов, после чего его славная режиссерская карьера благополучно завершится. До…
Ко Дню Победы телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» и Общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России» проводят в телеэфире и соцсетях,…
Монтаж – настоящее таинство, в процессе которого сотни и тысячи кусочков отснятого материала собираются в единый кинопазл. Техник и приемов,…
20 и 21 мая на основной сцене Театра наций состоится премьера спектакля по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети». Режиссером…