Юрий Быков и Алексей Учитель на премьере фильма «Завод» на Берлинском кинофестивале
31 августа Алексей Учитель празднует 70-летие. За свою карьеру режиссер успел поработать в разных жанрах: в начале карьеры работал на студии документальных фильмов, затем основал собственную компанию «Рок», а спустя несколько лет дебютировал в художественном кино. Но несмотря на то, что творца в нем выдают выразительный авторский стиль и способность провоцировать бурные общественные дискуссии, у Алексея Учителя есть еще одна ипостась, которую нельзя игнорировать, – менторская. Он преподает во ВГИКе, а также берет под крыло молодых режиссеров, предоставляя им возможность снять свое кино. И многие из таких дебютантов за минувшие годы сами стали настоящими мастерами игрового кино.
Первый художественный фильм, произведенный на студии «Рок», «Мания Жизели», был снят самим Алексеем Учителем и рассказывал о звезде императорского балета Ольге Спесивцевой (схожая линия затем найдет отражение и в отдающей скандальностью «Матильде»). Однако нельзя отрицать, что с первых лет существования эта площадка стала своеобразной колыбелью для целой плеяды молодых российских режиссеров. А картины, выходящие под этим лейблом, получили на международных фестивалях более 160 наград.
Дебютный фильм Дуни Смирновой, ныне регулярно берущей призы за сценарное и режиссерское мастерство, снимался на «Роке». История о «второй любви», которая, в отличие от первой, вспыхивает между уже зрелыми людьми, принесла Анне Михалковой «Золотого орла» за лучшую женскую роль в кино, а самой Смирновой – приз «Кинотавра» за лучший дебют.
Юрия Быкова с «Роком» связывают продолжительные отношения. Именно на студии Учителя режиссер снял свой полнометражный дебют «Жить», получивший награды на международном фестивале «Сталкер» и местных фестивалях в Смоленске и Благовещенске. Затем последовали «Майор» (премьера в Каннах, призы в Шанхае и англоязычный ремейк от Netflix) и «Дурак» (два приза «Кинотавра» и безграничная зрительская любовь).
На Каннском кинофестивале 2012 года Таисия Игуменцева, учившаяся в документальной мастерской Алексея Учителя во ВГИКе, победила в конкурсе студенческих фильмов с короткометражкой «Дорога на…». История об одиночестве в большом городе очаровала и жюри «Кинотавра», присудившее картине два приза.
Конечно, Павел Руминов на момент съемок этой мелодрамы с Марией Шалаевой в главной роли уже состоялся как режиссер, но именно картина «Я буду рядом» открыла для него новые двери. История о неизлечимо больной матери-одиночке, ищущей опекуна для маленького сына, сумела не скатиться ни в беспросветный негатив, ни в отталкивающую сентиментальщину. Мало того что лента «Я буду рядом» получила главный приз на «Кинотавре», она до сих пор остается одной из лучших в фильмографии режиссера, продолжившего экспериментировать с жанрами своих работ.
Несмотря на то что первым полнометражным фильмом сына Алексея Учителя Ильи стала комедия «Огни большой деревни» (два приза на «Кинотавре», к слову), «Стрельцов» вышел намного более масштабным проектом. Байопик о легендарном футболисте некоторые зрители раскритиковали за недостоверность, но спорить с тем, что картина стала одним из ярких кинособытий пандемийного 2020 года, нет смысла. К тому же цифры говорят за себя: спортивная драма Ильи Учителя два уик-энда подряд возглавляла российский бокс-офис.
Один из самых громких дебютов прошлого года, «Китобой» Филиппа Юрьева о путешествии чукотского подростка, влюбившегося в американку, хотя и вызвал широкую общественную дискуссию, в целом зрителем был встречен тепло. Критики и профессионалы тоже остались довольны: лента взяла главный приз молодежного жюри 77-го Венецианского кинофестиваля и ряд наград «Кинотавра» – в том числе за режиссуру и главную мужскую роль. Более того, «Китобой» продолжает получать призы даже спустя год после премьеры – в начале августа лента удостоилась статуэтки на смотре в Трансильвании.
Дмитрий Рудаков, еще один выпускник мастерской Алексея Учителя, также стал лауреатом нескольких фестивалей благодаря дебютному фильму «Сентенция». Нелинейное повествование и нотки фантасмагории выдали в дебютанте сильное авторское начало, которое благосклонно оценили, сравнив молодого режиссера с Сокуровым и Линчем. Сама же драма, посвященная последнему периоду жизни писателя Варлама Шаламова, покорила жюри Таллинского фестиваля и «Окна в Европу».
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…
Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» провел опрос среди зрителей, определив любимых героев в исполнении Олега Табакова. Самым любимым персонажем, сыгранным Олегом…