Неожиданно удачная адаптация видеоигры, претендующая на звание одного из лучших сериалов года.
Братья Нолан успешно поделили между собой творческое поле. Кристофер целиком и полностью сосредоточился на полнометражном формате, в то время как Джонатан нашел свое призвание на малых экранах. И если в прошлом году весь мир только и говорил, что о Кристофере Нолане и его «Оппенгеймере», то в 2024-м, похоже, все будут активно обсуждать Fallout – новый сериал Джонатана о мире после ядерной войны. Можно сказать, что младший Нолан сделал своего рода продолжение «Оппенгеймера», с радтараканами, черным юмором, ультранасилием и прочим безумным наполнением.
Fallout снят по мотивам культовой постапокалиптической ролевой игры. Ее действие происходит в альтернативной временной линии, где мир после Второй мировой пошел по другому пути технологического прогресса. Вместо изобретения транзистора активно развивалась атомная энергетика, вследствие чего началась глобальная борьба за полезные ресурсы. США превратились в «мир завтрашнего дня», где роботы, огромные суперкомпьютеры и лазерное оружие соседствовали с черно-белыми пузатыми телевизорами, песнями Фрэнка Синатры и литрами Nuka-Cola, местным аналогом кока-колы.
В состоянии перманентной войны за ресурсы мир пребывал до 2077 года, когда напряжение между странами достигло высшей точки. Одни локальные столкновения сменялись другими, пока однажды кто-то не нажал красную кнопку. И, как говорится, весь мир в труху. Основной конфликт в тот момент велся между США и Китаем, но истинного зачинщика конца света выявить так и не удалось. Страны любезно обменялись ядерными ударами, начав и тут же завершив последнюю мировую войну. Однако человечеству удалось пережить апокалипсис, в том числе благодаря огромным Убежищам. Это проект американской корпорации «Волт-Тек» по защите населения от ядерной войны, настоящая цель которого оказалась не такой гуманной, какой она преподносилась гражданам.
Этой информации вам должно хватить, чтобы понять, как устроен мир Fallout. Поклонникам игровой серии, разумеется, будет проще при просмотре шоу, но и к новичкам оно настроено дружелюбно. Сериал Fallout не пытается нагрузить аудиторию излишним фан-сервисом, хотя некоторые зрители в начале рискуют потеряться среди множества новых имен, названий и терминов. Как бы то ни было, знакомство с игровой франшизой перед сериалом скорее рекомендация, нежели обязательный пункт.
В первую очередь Fallout цепляет непринужденной атмосферой и многожанровостью. Шоу умело жонглирует самыми разными форматами. Приключение плавно перетекает в атмосферное роуд-муви, которое сменяется то триллером/ужастиком, то детективом, то боевиком на грани треша. И все это завернуто в оболочку из крови, кишок и черного юмора. В сценарном плане никаких откровений от Fallout ждать не стоит, хотя иногда герои выдают любопытные мысли. Например, о роли семьи в обществе, природе войны, истинной силе корпораций, общинах и сообществах как культах и т.д. В такие моменты Fallout приобретает сатирические оттенки, что только идет на пользу и без того многослойной адаптации.
Не то чтобы сериал можно назвать глубоким произведением, меняющим жанр и индустрию в целом. Напротив, Fallout – это просто хороший проект. Ни больше ни меньше. Джонатан Нолан и его коллега по «Миру Дикого Запада» Лиза Джой (а по совместительству и жена) умело собрали солянку из узнаваемых элементов, призванных развлечь аудиторию, а не подтолкнуть к размышлениям о высоком. Перед режиссером стояла задача организовать безумное путешествие по разрушенной Америке, где роботы-дворецкие с удовольствием позаимствуют у вас парочку органов, огромный шприц с лекарством излечивает почти от любой травмы, а валютой служат крышки от бутылок с газировкой.
Fallout не избежать сравнений с адаптацией другой постапокалиптической видеоигры – The Last of Us. Но похожи они исключительно сеттингом конца света. Проект HBO изначально создавался с прицелом на престижные теленаграды, поэтому там суровые герои и героини с суровыми лицами устраивают драму (порой чрезмерно пафосную) на протяжении всего сезона. Fallout же не претендует на серьезность, а предпочитает лишний раз разнести голову персонажа на мелкие кусочки, чтобы кто-то вбросил об этом чернушную шутку. Подобная легкомысленность работает куда лучше, чем серьезность «Одних из нас», ставя проект Нолана в списке игровых адаптаций выше, чем один из самых удачных релизов HBO последних лет.
Юмор в Fallout строится преимущественно на шокировании и возмущении аудитории. Здесь привычное дело, когда персонажи шутят про кровосмешение, предлагают помидорку черри человеку с продырявленным горлом или по-мужицки вытирают детородный орган об занавеску. Звучит как нечто пошлое и безвкусное, однако именно таким образом построено повествование. Черный юмор служит не просто развлекательным, но и нарративным элементом. Как в свое время делал Тодд Филлипс со своим «Мальчишником». Подобная комедия раскрывает характеры героев, усиливает эмоциональную вовлеченность и подчеркивает нереальность происходящего. Если та же мрачная «Дорога» максимально приземленно исследовала человеческую жесткость, то красочный Fallout пускается во все тяжкие по людским порокам, демонстрируя постапокалипсис как невероятно веселую и интересную забаву.
Нолан и команда удачно балансируют между жестокостью и юмором, весельем и грустью, качеством и откровенной дешевизной. Fallout – это постапокалипсис контрастов, где преимущества и недостатки дополняют друг друга. Пластмассовый реквизит компенсируется большим вниманием к деталям, банальная завязка – вереницей интересных сюжетных арок, а отсутствие качественных спецэффектов – россыпью харизматичных персонажей на любой вкус. Тут и жительница Убежища 33 Люси, которая, как и зритель, впервые знакомится с опасным миром Fallout. И член элитного братства Максимус, расхаживающий по Пустошам в железной броне. И двухсотлетний наемник-гуль, лично заставший конец света. Их арки не только удачно гармонируют друг с другом, но и составляют яркий тройственный конфликт наивности, цинизма и религиозной одержимости.
Секрет успеха Fallout кроется в простоте. Авторы не гнались ни за наградами, ни за звездным кастом, ни за западной повесткой. Имея на руках богатую вселенную, Нолан органично вписал в нее новую историю и персонажей, с которыми не хочется расставаться. Местами шаблонно, без особых творческих экспериментов, но схема оказалось рабочей. Вместо серьезного и мрачного тона, от которого современный кинематограф уже захлебывается, мы получили забавный и непринужденный постапокалиптический треш, в основе которого лежат черный юмор, чрезмерная экранная жестокость, эстетика ретрофутуризма и удачное поп-культурное попурри. Fallout уверенно занял свою нишу на малых экранах, и вряд ли в ближайшее время кому-то удастся составить ему конкуренцию.
Комментарии