Кино

Что такое слоубернер

Хоррор – один из популярнейших жанров кино, его смотрят и любят миллионы, а потому неудивительно, что в свое время он разделился на дюжину поджанров вроде слэшера, фантастических ужасов и «найденной пленки». Чем дальше, тем сложнее разобраться в многочисленных разветвлениях хоррора, тем более что многие фильмы сочетают черты разных жанров. Так что мы решили начать с одного из самых свежих и любопытных видов ужасов – слоубернера.

Что такое слоубернер?

Для начала разберемся, что из себя представляет этот таинственный слоубернер. Слово образовано от английского slow (медленно) и burn (гореть). Есть и красивый почти русскоязычный аналог: «медленно тлеющий хоррор». Суть полностью соответствует названию: события разворачиваются небыстро, саспенс нарастает постепенно, и к моменту развязки зритель за счет темпа даже не осознает, насколько все плохо обернулось. В слоубернере нет скримеров, зато – почти всегда – есть социальный подтекст.

Как правило, сюжет фокусируется на семейных вопросах («Оно приходит ночью», 2017), неравенстве («Прочь», 2017), проблемах сексуального характера («Оно», 2014) и так далее. Персонажи в таких фильмах детально проработаны, а для их развития не требуется сложных художественных решений. Еще одно важное отличие: в слоубернере нет литров крови и резни, бюджет в основном невелик, да и на место блокбастера вроде «Хэллоуина» или «Крика» в прокате он не претендует. Его дело – это домашние экраны или маленькие кинозалы.

Что интересно, само слово «слоубернер» относилось прежде не к кино, а в целом к какому-либо явлению, которое впечатляет человека не сразу, но начинает нравится со временем все больше и больше. Например, песня, альбом, телешоу. Ну, или фильм.

А постхоррор?

Слоубернер нередко называют просто «постхоррор», что, по сути, значит «после хоррора» – новый виток в развитии жанра, когда просто хоррор уже неактуален. Также это явление порой называют «новой волной хорроров». И все-таки слоубернер – лишь одна из разновидностей постхоррора, который включает гораздо больше разных поджанров.

Постхоррор иначе называют «возвышенные ужасы» (англ. elevated horror), что значит: в фильме нет сюжетных дыр и необъяснимых смертей, нет неоправданного насилия и никто не идет в подвал под крики зрителя «не ходи туда». При этом есть самые важные элементы ужастика – сама по себе смерть или убийство, или катастрофа, а также саспенс и в целом мрачная атмосфера. Однако на этой базе строится авторское кино на серьезную тему, с выверенным аккуратным стилем и событиями, которые можно трактовать по-разному.

Слоубернер раньше

Несмотря на то, что слово «слоубернер» используется лишь последнее десятилетие, фильмы с чертами медленно тлеющего хоррора существуют с зарождения кинематографа. Но это не целая «волна» фильмов, а отдельно стоящие картины. Один из самых ярких примеров – «А теперь не смотри» (1973) и «Изгоняющий дьявола» (1973), его более пугающий «коллега».

Несмотря на то, что сюжеты принципиально разные – в первом речь идет о проживании травмы, которая сводит героев с ума, а во втором причиной гибели человеческой души является сверхъестественная сила, – оба этих фильма стали ответом на социальные изменения, которые к началу 1970-х вызывали сильную тревогу. Например, отделение личной жизни от жизни церковной, или сексуальная революция, или высокий уровень жестокости, или неспособность общества работать с травмой, что приводит к разрушительным последствиям.

Одним из самых ярких адептов плавно развивающегося кошмара был Роман Полански: «Отвращение» (1965), «Ребенок Розмари» (1968) – режиссер успешно использовал формулу слоубернера еще до того, как это стало мейнстримом. Еще раньше это сделал Альфред Хичкок. Его «Веревка» (1948) с убийством в самом начале заставляет в ужасе ждать, чем закончится «вечеринка на костях», и это именно то, что вполне можно назвать слоубернером теперь. Как, впрочем, и «Сияние» (1980) Стэнли Кубрика. Словом, примеров, которые доказывают, что слоубернер существует давно и успешно, достаточно.

Слоубернер сейчас

«Реинкарнация» (2018)

Слоубернер как описание хорошо сделанного хоррора пригодился в 2010-х, когда хорроры со скримерами и никому не нужными подвалами зрителю уже порядком надоели. Предвестником слоубернера можно назвать Джеймса Вана, хотя он, скорее, пересмотрел суть хоррора и на старой, но мощной базе построил обновленный и прокачанный ужас. Ван – как раз про «возвышенные ужасы»: его франшизы «Астрал» (2010-2013) и «Заклятие» (2013-2016) отталкиваются от необъяснимых явлений, которые произрастают из вполне объяснимых человеческих грехов и ошибок. Благодаря Джеймсу, например, стало очевидно: прежде устоявшиеся клише не работают (и денег не приносят).

Почти тогда же на горизонте появляется «Ломка» (2012) Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона, где как будто ничего не происходит, но почему-то очень страшно. Затем – «Бабадук» (2014), «Приглашение» (2015), «Прочь» (2017), «Суспирия» (2018)… Перечислять можно долго: ужасы, в которых переживания героев представляют из себя больший кошмар, нежели монстр извне, смотреть гораздо интереснее и страшнее, потому что угроза вроде как реальная. Такая знакомая, локальная, почти домашняя и привычная. Парень в маске или призрак так не напугают, как надвигающаяся Меланхолия – в планетарном и персональном масштабе, – или семейное недопонимание, доведенное до уничтожающего абсолюта.

И вот независимые инди-хорроры уже зарабатывают деньги и делают имя такой маленькой студии, как А24 (сейчас уже ворочает миллионами после успеха «Все, везде и сразу»).

Но было бы странно считать, что медленно тлеющий хоррор относится исключительно к западному кинематографу. В России и даже в СССР снимали ленты, которые вполне попадают под описание слоубернера. Пугающий до чертиков «Господин оформитель» (1988), в котором, по факту, кошмар как таковой прячется где-то в тени, и до последнего не показывается зрителю, – один из самых ярких примеров. Если же вернуться в наше время, то и здесь попадаются оригинальные проекты: например, «Гипноз» (2020) Валерия Тодоровского и сериал «Топи» (2021). Хотя за слоубернер в современной России сейчас, скорее, отвечает якутский кинематограф: среди недавних примеров – «Иччи» Костаса Марсаана.

Имена

Среди тех, кто прочно обосновался в жанре, есть несколько самых громких имен. О некоторых мы даже писали. Например, Роберт Эггерс, снявший «Ведьму» (2015), «Маяк» (2019) и – совсем недавно, – «Варяга» (2022). Или Аарон Мурхед и Джастин Бенсон – в их случае начинать знакомство с жанром лучше с «Паранормального» (The Endless, 2017). Джордан Пил больше сосредоточен на социальном триллере, но его «Прочь» (2017) вполне можно вписать с краю. Ари Астер так и вовсе дважды подряд высказался про культы: «Реинкарнация» (2018) говорила о человеческих грехах на примере разрушения одного семейства, а «Солнцестояние» (2019) превратилось в кровавую проработку травмы при ярком дневном свете.

Йоргоса Лантимоса тоже можно назвать адептом слоубернера: его «Клык» (2009) и «Убийство священного оленя» (2017), оба про нездоровые семейные отношения, воспринимаются как медленно надвигающаяся локальная катастрофа. Которая, впрочем, может произойти, когда мы закрываем глаза на титрах, а может и не состояться вовсе. В этом есть особый шарм медленно тлеющих ужасов.

Отчасти вдохновленный немецким «Реквиемом» (2005) триллер «Тельма» (2017) Йокима Триера – пример скандинавского слоубернера, где семья и церковь становятся преградой для перехода в самостоятельную жизнь. А недавний «Агнец» (2021) дебютанта Вальдимара Йоханнссона исследует межкультурные границы и выворачивает понятие невинного создания наизнанку – тоже, кстати, на примере одной семьи.

Даже Алекс Гарленд, можно сказать, «зашел» в кино со слоубернером – его «Из машины» (2014) отталкивается от страхов, связанных с ИИ, заставляя не просто опасаться в течение фильма, но и столкнуться лицом к лицу с последствиями «игры в бога». Эта же тема отчасти раскрывается и в «Программистах» (2020), хотя слоубернером в чистом виде этот сериал не является.

Если подумать, почти все эти имена связаны с долгожданными и обсуждаемыми проектами: их ждут на фестивалях, их выкупают стриминги, они номинируются на престижные кинопремии. Так что уже и неважно, насколько слоубернер связан с хоррором: похоже, это просто новый способ говорить о социально значимых вещах, ведь лучший способ привлечь внимание – это шокировать. А шокировать у них получается.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Улыбка дьявола: Как Хью Грант перешел на темную сторону

Ненаглядный наш Хью Грант – актер с максимально безобидной и обаятельной внешностью. Это сделало его звездой мелодрам и ромкомов, где…

40 минут назад

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

17 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

18 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

22 часа назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

2 дня назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

2 дня назад