Сериалы

Что такое дорамы и как их смотреть

Непривычное для русского человека слово дорама имеет очень простую этимологию – это фонетически измененный вариант слова драма, т.е. «сериал». Первоначально так называли японские проекты, в основе которых лежала манга – аутентичный комикс или графический роман. Позднее термин стал обозначать все сериалы из Азии. На данный момент большей популярностью пользуются южнокорейские дорамы, а потому в этом материале мы подробнее остановимся именно на них. 

Частично сложившаяся ситуация объясняется таким повальным явлением, как халлю, также известная как корейская волна, – распространение южнокорейской культуры по всему миру. В это понятие входят модные тенденции, музыка (популярная группа BTS, например, недавно была приглашена в Белый Дом в США), а также победы национального кинематографа на международных фестивалях и премиях. В общем, все мы так или иначе слышали про это – айдолы, «Паразиты», «Игра в кальмара»

Чем дорама отличается от сериала в классическом понимании

«Незнакомец», 2017-2020

Количество серий в дорамах может значительно варьироваться, но в среднем речь идет о 12, 16 или 24 эпизодах. Проекты в историческом антураже могут быть более продолжительными, а мини-сериалы – менее, в общем и целом это зависит от авторского подхода к материалу. Кроме того, эпизоды сильно отличаются про хронометражу от шоу в «американском формате» – как правило, одна серия идет около 70 минут, то есть, больше часа.

Впрочем, такой же подход используется и при производстве сериалов в некоторых европейских странах. Например, испанский «Бумажный дом» (его, к слову, только что пересняли в Корее) Netflix урезал и перемонтировал, чтобы придать сериалу более привычный для пользователя вид.

Еще одно отличие корейских сериалов от более привычных российскому зрителю – факт, что весь сезон пишет и снимает одна и та же команда. В американских шоу существует более разветвленная система – есть шоураннер, который курирует весь проект, разные серии могут снимать разные режиссеры (например, пилотный эпизод снимает известный режиссер, а потом передает эстафету дальше). А еще есть продюсеры, которые также могут вносить изменения по ходу съемок, что влияет на финальное восприятие продукта. В дорамах, как правило, все произведение выдержано в одном стиле и темпе, порой весьма неторопливом.

Есть, однако, и исключения в формате знаменитых теленовелл, в которых количество эпизодов может доходить до нескольких сотен. Они, как правило, снимаются в очень плотном графике, а в сюжете допускаются вольные изменения «по ситуации».

О чем расскажет дорама

«Игра в кальмара», 2021-…

Пик новых южнокорейских сериалов пришелся на 1990-е, когда сошлось сразу несколько важных факторов: технологический прогресс, обеспечивший возможность работать в новых, более дорогостоящих жанрах, а также доступность цветных телевизоров для большинства населения. До этого периода дорамы рассказывали либо о национальных героях, либо о сложностях существования в густонаселенных городах, пробуждая ностальгию по пасторальной жизни.

Распространению корейских дорам благоволил стремительный взлет стримингов. Потоковые сервисы либо сами вкладываются в съемки новых проектов, либо перекупают их у компаний-производителей, либо снимают ремейки по мотивам корейских сериалов – вторичная выгода налицо. Бюджет на съемки, как правило, совместный – финансовые обязательства на себя берут телекомпания, которая будет проводить трансляцию, и студия, отвечающая за производственный процесс. Также в это уравнение добавляются спонсоры – тогда возникает продакт-плейсмент. Гарантом в таких сделках, как правило, выступают известные актеры и сценаристы.

«Королевство зомби», 2019-2020

Благоприятно на индустрии сказывается умение снимать качественно и быстро, а также склонность корейцев к работе на стыке жанров. И настроенческий диапазон, который предлагают южнокорейские дорамы, позволяют зрителю без особого труда найти проект себе по душе. Если создателям удается не сильно размыть границу между жанрами, происходит настоящее волшебство: хорроры здесь пугают, триллеры держат в напряжении, а романтические мелодрамы не оставляют иного выбора, кроме как умиляться происходящему на экране.

Кроме того, корейцы хорошо умеют не только с головой уходить в эскапизм (броские наряды, красивые люди, роскошные интерьеры), но и выстраивать путь к нему на экране. Зритель таким образом оказывается в совершенно другой реальности, в которой переживает различные злоключения с главными героями. И совершенно неважно, какого они рода – решение проблем в бизнесе могут быть не менее зрелищными, чем выслеживание маньяка.

«Те, кто читает сердце тьмы», 2022

А тему всевозможных психопатов, ловящих их профайлеров (e.g. «Те, кто читает сердца зла») и вездесущих криминальных репортеров корейцы любят сильно. Часто встречаются сюжетные завязки вроде «маньяка вызволяют из тюрьмы, чтобы он помог поймать другого маньяка», а также всевозможные расследования.

В «Плохих парнях» (2014-2018) эта завязка гиперболизирована до предела: на поиски преступника, который обескровливает своих жертв, спускают сразу трех цепных псов – серийного убийцу с заоблачным IQ, бандита и наемника. Возглавляет их бывший детектив, который тоже не слишком любит правила, да и полицейского регламента придерживается далеко не всегда.

Еще в центре сюжета оказываются члены криминальных банд – со всеми вытекающими из такого положения последствиями. В мини-сериале «Во имя мести» (2021), который вышел на Netflix, например, дочь бандита просит убежища у партнера отца, возглавляющего криминальную империю. В программе неон, синти-поп и насилие – начинает героиня с самых низов и буквально пробивает себе путь наверх.

Еще одна околокриминальная тема – коррупция в высших политических кругах и органах любой власти. Ей посвящены, например, два сезона «Незнакомца» (2017-2020), в центре которого оказываются бесчувственный прокурор и следователь из полиции. Дорама тоже выходила на Netflix и стала хитом, хотя второй сезон оказался не таким напряженным, как первый. Или новинка «Военный прокурор Доберман» (2022) ­­– про армейские реалии.

А еще есть разведывательные миссии: Северная Корея по соседству регулярно поставляет материал на эту тему. Сериалы о противостояния разведок насыщенны лихо закрученной интригой и изобретательным экшеном («Черное солнце»), а порой напоминают мелодраму. К числу последних относится, например, высоко оцененная зрителями дорама «Любовное приземление» (2019-2020) о богатой наследнице, которую во время занятий на параплане уносит на территорию враждебной страны. Там она встречает военного, который решает защищать ее любой ценой. В общем, зрелищно и эмоционально.

«Любовное приземление», 2019-2020

Другой почти безграничный пласт – научная фантастика и исследование неизвестного. Причем речь не о фэнтези-существах (для них есть отдельная плоскость), а именно о неопознанном в научном смысле этого слова – инопланетяне, андроиды, сверхсилы, которые хоть как-то можно обосновать с точки зрения науки.

В «Дне и ночи» (2020), например, рассказывается о тайных клинических испытаниях, которые загубили немало детей, но в некоторых пробудили нечеловеческие силы. Причем повествование вновь сделано в форме расследования: главный герой отталкивается от серии странных самоубийств. А в «Ты тоже человек?» (2018) ученая создает точную копию сына, чтобы справиться с его потерей.

На стримингах жанр тоже набирает обороты: в начале года на Netflix (вот кто точно видит тренды и задает нужный вектор) вышел мини-сериал «Море спокойствия» (2021) про космический экипаж, который прибывает со странной миссией на заброшенную после катастрофы лунную станцию. Подробнее об этом триллере с явными элементами космического хоррора можно узнать в нашей рецензии. А вот здесь можно почитать про «Доктора Брейна» (2021) – ученого, придумавшего технологию, позволяющую внедряться в сознание умершего, чтобы овладевать его знаниями и навыками.

С пиететом корейцы относятся и к собственному наследию. Причем как в значении исторической памяти («Жемчужина дворца» еще в начале 2000-х стала общемировой сенсацией, а недавние «Хроники Асдала» называют «Игрой престолов» по-корейски»), так и в плане легенд и сказаний. Иногда эти пласты пересекаются – например, в историческом хорроре «Королевство зомби» (2019-2020). Или в фэнтези «Демон» (2016-2017) есть как эпизоды-реконструкции (по сюжету, герой живет на земле 900 лет), так и сцены, касающиеся всевозможных мифологических существ и мест их обитания.

То же самое – в дорамах «История девятихвостого лиса» (2020), где главный герой существует уже тысячу лет, «Легенде синего моря» (2016-2017) об истории любви русалки и человека, «Отеле «Дель Луна» (2019) про гостиницу, в которую могут заселиться только призраки, и многих других. Зачастую такие флешбэки в далекое прошлое объясняются принципом реинкарнации: персонажи, которые были как-то связаны в одной из прошлых жизней, встречаются в этой.

Иногда их сводит трагическая любовь, иногда – вражда, иногда же речь идет просто о непреодолимой тяге друг к другу. При этом проблемы у мифических существ – кумихо, демонов и жнецов смерти – часто такие же, как и у простых обывателей. Например, повышение арендной платы или новый закон о налогах.

«Демон», 2016-2017

Социальные проблемы и классовое неравенство – еще одна частая тема. Именно на ней строится весь сюжет «Игры в кальмара» (2021-…), для героев которой поставить на кон свою жизнь – практически единственная возможность как-то преуспеть в жизни. При всем бесперебойном давлении, с которым они сталкиваются – безоговорочный авторитет старших, экономическая и социальная система, не позволяющая выбиваться из общей массы, – и привычек, продиктованных особенностями менталитета, участие в смертельно опасной игре парадоксальным образом их освобождает. Хотя и ставит перед непростым моральным выбором.

Как можно понять, тема пропасти между богатыми и бедными встречается не только в социальном кино («Мисэн: Неудавшаяся жизнь», например, без прикрас показывает жизнь офисных работников нижнего звена), но и во вполне обыденных драмах. Неустаревающий пример из довольно старой дорамы «Мальчики краше цветов» (2009) по японской манге: бедная девочка попадает в школу для мажоров (а в корейских школах царят попросту звериные законы), где становится объектом для травли. А в уже упомянутой «Истории девятихвостого лиса» (2020) буллингу уже в самой обычной школе подвергается малыш из неблагополучной семьи. 

«Небесный замок» (2018-2019) берет уровнем повыше: дорама касается вступительных экзаменов в колледж и частного образования. Но и там не обходится без безумного градуса конкуренции, с которым многие не справляются. Есть, правда, и вдохновляющие примеры – например, дорама 2011 года «Одержимые мечтой», в которой главный герой поступает в школу искусств.

Любовь побеждает все

«История девятихвостого лиса», 2020

В полновесных романтических историях этот разрыв словно бы замыливается: центральные герои поданы в ключе «начальник бизнес-империи влюбляется в неприметную девушку на остановке, где неожиданно сломалась его машина». Однако второстепенные персонажи более погружены в подобие реальности – у них нет читов на бесконечное финансовое благополучие и/или поддержку высших сил. Жизнь обычных людей, впрочем, тоже может отвлекать зрителей – уже от их собственных проблем.

Лучше всего с этим справляются теленовеллы – аналоги бразильского «мыла», которое в дорамах частенько высмеивают сами создатели. Однако некоторые рейтинговые сериалы тоже не отстают. Популярны, например, офисная история «Что случилось с секретарем Ким?» (2018) и «Жизнь в браке» (2020) о глубоком кризисе отношений. Еще одна тема – жизнь экспатов за границей, но она пока лишь начинает набирать обороты, преимущественно по другую сторону океана. Причем речь не только о миграции в США: Apple TV, например, выпустили «Дорогу в тысячу ли» (2022) о переезде молодой корейской семьи в Японию – а тема эта до сих болезненная.

Что еще стоит иметь в виду перед просмотром, так это то, что в романтическом плане дорамы чаще всего – этакие слоубернеры. Даже несмотря на глубокую эмоциональную связь между героями и внутренний психологизм. Герои могут к середине сезона только за руки взяться в первый раз. Даже если один из них – практически бессмертный дух, проживший сотни лет и преисполнившийся в своем познании, а другая – недавняя школьница (впрочем, в таких ситуациях обходится практически без перегибов). Эмоциональная связь между героями сильна, а то, что градус постоянно меняется – так это еще один повод не отвлекаться от экрана. 

Некоторого рода сюжетная клишированность – тоже общепринятое явление. Объединяет такие истории любовь, не знающая препятствий, будь герои разных видов, из параллельных миров, разных временных линий, да даже из реальной жизни и комикса. И, проходя через драматические испытания, обретают счастье – на радость зрителю.

«Мой мистер», 2018

В общем, простор для новых открытий практически безграничный. И аудитория этим преимуществом активно пользуется: на отечественных платформах появляется все больше проектов, способных заинтересовать широкую публику. Некоторых интересует красивая картинка, другие открывают что-то новое в жанре, третьи погружаются в культуру, четвертые просто смотрят все подряд с участием кумира.

И звезды в кадре – действительно главный двигатель дорам, ради них, по большему счету, все и затевается. Вероятнее всего, их лица вы точно где-то видели, даже если имена ничего не говорят: корейцев приглашают в голливудские проекты и вручают им почетные награды, национальное кино набирает обороты в прокате, а многосерийные хиты с пылу жару попадают на стриминги и становятся доступны миллионной аудитории. И это только начало.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Теги: дорама

Недавние Посты

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

2 часа назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

16 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

18 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

19 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

22 часа назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

24 часа назад