Непривычное для русского человека слово дорама имеет очень простую этимологию – это фонетически измененный вариант слова драма, т.е. «сериал». Первоначально так называли японские проекты, в основе которых лежала манга – аутентичный комикс или графический роман. Позднее термин стал обозначать все сериалы из Азии. На данный момент большей популярностью пользуются южнокорейские дорамы, а потому в этом материале мы подробнее остановимся именно на них.
Частично сложившаяся ситуация объясняется таким повальным явлением, как халлю, также известная как корейская волна, – распространение южнокорейской культуры по всему миру. В это понятие входят модные тенденции, музыка (популярная группа BTS, например, недавно была приглашена в Белый Дом в США), а также победы национального кинематографа на международных фестивалях и премиях. В общем, все мы так или иначе слышали про это – айдолы, «Паразиты», «Игра в кальмара»…
Количество серий в дорамах может значительно варьироваться, но в среднем речь идет о 12, 16 или 24 эпизодах. Проекты в историческом антураже могут быть более продолжительными, а мини-сериалы – менее, в общем и целом это зависит от авторского подхода к материалу. Кроме того, эпизоды сильно отличаются про хронометражу от шоу в «американском формате» – как правило, одна серия идет около 70 минут, то есть, больше часа.
Впрочем, такой же подход используется и при производстве сериалов в некоторых европейских странах. Например, испанский «Бумажный дом» (его, к слову, только что пересняли в Корее) Netflix урезал и перемонтировал, чтобы придать сериалу более привычный для пользователя вид.
Еще одно отличие корейских сериалов от более привычных российскому зрителю – факт, что весь сезон пишет и снимает одна и та же команда. В американских шоу существует более разветвленная система – есть шоураннер, который курирует весь проект, разные серии могут снимать разные режиссеры (например, пилотный эпизод снимает известный режиссер, а потом передает эстафету дальше). А еще есть продюсеры, которые также могут вносить изменения по ходу съемок, что влияет на финальное восприятие продукта. В дорамах, как правило, все произведение выдержано в одном стиле и темпе, порой весьма неторопливом.
Есть, однако, и исключения в формате знаменитых теленовелл, в которых количество эпизодов может доходить до нескольких сотен. Они, как правило, снимаются в очень плотном графике, а в сюжете допускаются вольные изменения «по ситуации».
Пик новых южнокорейских сериалов пришелся на 1990-е, когда сошлось сразу несколько важных факторов: технологический прогресс, обеспечивший возможность работать в новых, более дорогостоящих жанрах, а также доступность цветных телевизоров для большинства населения. До этого периода дорамы рассказывали либо о национальных героях, либо о сложностях существования в густонаселенных городах, пробуждая ностальгию по пасторальной жизни.
Распространению корейских дорам благоволил стремительный взлет стримингов. Потоковые сервисы либо сами вкладываются в съемки новых проектов, либо перекупают их у компаний-производителей, либо снимают ремейки по мотивам корейских сериалов – вторичная выгода налицо. Бюджет на съемки, как правило, совместный – финансовые обязательства на себя берут телекомпания, которая будет проводить трансляцию, и студия, отвечающая за производственный процесс. Также в это уравнение добавляются спонсоры – тогда возникает продакт-плейсмент. Гарантом в таких сделках, как правило, выступают известные актеры и сценаристы.
Благоприятно на индустрии сказывается умение снимать качественно и быстро, а также склонность корейцев к работе на стыке жанров. И настроенческий диапазон, который предлагают южнокорейские дорамы, позволяют зрителю без особого труда найти проект себе по душе. Если создателям удается не сильно размыть границу между жанрами, происходит настоящее волшебство: хорроры здесь пугают, триллеры держат в напряжении, а романтические мелодрамы не оставляют иного выбора, кроме как умиляться происходящему на экране.
Кроме того, корейцы хорошо умеют не только с головой уходить в эскапизм (броские наряды, красивые люди, роскошные интерьеры), но и выстраивать путь к нему на экране. Зритель таким образом оказывается в совершенно другой реальности, в которой переживает различные злоключения с главными героями. И совершенно неважно, какого они рода – решение проблем в бизнесе могут быть не менее зрелищными, чем выслеживание маньяка.
А тему всевозможных психопатов, ловящих их профайлеров (e.g. «Те, кто читает сердца зла») и вездесущих криминальных репортеров корейцы любят сильно. Часто встречаются сюжетные завязки вроде «маньяка вызволяют из тюрьмы, чтобы он помог поймать другого маньяка», а также всевозможные расследования.
В «Плохих парнях» (2014-2018) эта завязка гиперболизирована до предела: на поиски преступника, который обескровливает своих жертв, спускают сразу трех цепных псов – серийного убийцу с заоблачным IQ, бандита и наемника. Возглавляет их бывший детектив, который тоже не слишком любит правила, да и полицейского регламента придерживается далеко не всегда.
Еще в центре сюжета оказываются члены криминальных банд – со всеми вытекающими из такого положения последствиями. В мини-сериале «Во имя мести» (2021), который вышел на Netflix, например, дочь бандита просит убежища у партнера отца, возглавляющего криминальную империю. В программе неон, синти-поп и насилие – начинает героиня с самых низов и буквально пробивает себе путь наверх.
Еще одна околокриминальная тема – коррупция в высших политических кругах и органах любой власти. Ей посвящены, например, два сезона «Незнакомца» (2017-2020), в центре которого оказываются бесчувственный прокурор и следователь из полиции. Дорама тоже выходила на Netflix и стала хитом, хотя второй сезон оказался не таким напряженным, как первый. Или новинка «Военный прокурор Доберман» (2022) – про армейские реалии.
А еще есть разведывательные миссии: Северная Корея по соседству регулярно поставляет материал на эту тему. Сериалы о противостояния разведок насыщенны лихо закрученной интригой и изобретательным экшеном («Черное солнце»), а порой напоминают мелодраму. К числу последних относится, например, высоко оцененная зрителями дорама «Любовное приземление» (2019-2020) о богатой наследнице, которую во время занятий на параплане уносит на территорию враждебной страны. Там она встречает военного, который решает защищать ее любой ценой. В общем, зрелищно и эмоционально.
Другой почти безграничный пласт – научная фантастика и исследование неизвестного. Причем речь не о фэнтези-существах (для них есть отдельная плоскость), а именно о неопознанном в научном смысле этого слова – инопланетяне, андроиды, сверхсилы, которые хоть как-то можно обосновать с точки зрения науки.
В «Дне и ночи» (2020), например, рассказывается о тайных клинических испытаниях, которые загубили немало детей, но в некоторых пробудили нечеловеческие силы. Причем повествование вновь сделано в форме расследования: главный герой отталкивается от серии странных самоубийств. А в «Ты тоже человек?» (2018) ученая создает точную копию сына, чтобы справиться с его потерей.
На стримингах жанр тоже набирает обороты: в начале года на Netflix (вот кто точно видит тренды и задает нужный вектор) вышел мини-сериал «Море спокойствия» (2021) про космический экипаж, который прибывает со странной миссией на заброшенную после катастрофы лунную станцию. Подробнее об этом триллере с явными элементами космического хоррора можно узнать в нашей рецензии. А вот здесь можно почитать про «Доктора Брейна» (2021) – ученого, придумавшего технологию, позволяющую внедряться в сознание умершего, чтобы овладевать его знаниями и навыками.
С пиететом корейцы относятся и к собственному наследию. Причем как в значении исторической памяти («Жемчужина дворца» еще в начале 2000-х стала общемировой сенсацией, а недавние «Хроники Асдала» называют «Игрой престолов» по-корейски»), так и в плане легенд и сказаний. Иногда эти пласты пересекаются – например, в историческом хорроре «Королевство зомби» (2019-2020). Или в фэнтези «Демон» (2016-2017) есть как эпизоды-реконструкции (по сюжету, герой живет на земле 900 лет), так и сцены, касающиеся всевозможных мифологических существ и мест их обитания.
То же самое – в дорамах «История девятихвостого лиса» (2020), где главный герой существует уже тысячу лет, «Легенде синего моря» (2016-2017) об истории любви русалки и человека, «Отеле «Дель Луна» (2019) про гостиницу, в которую могут заселиться только призраки, и многих других. Зачастую такие флешбэки в далекое прошлое объясняются принципом реинкарнации: персонажи, которые были как-то связаны в одной из прошлых жизней, встречаются в этой.
Иногда их сводит трагическая любовь, иногда – вражда, иногда же речь идет просто о непреодолимой тяге друг к другу. При этом проблемы у мифических существ – кумихо, демонов и жнецов смерти – часто такие же, как и у простых обывателей. Например, повышение арендной платы или новый закон о налогах.
Социальные проблемы и классовое неравенство – еще одна частая тема. Именно на ней строится весь сюжет «Игры в кальмара» (2021-…), для героев которой поставить на кон свою жизнь – практически единственная возможность как-то преуспеть в жизни. При всем бесперебойном давлении, с которым они сталкиваются – безоговорочный авторитет старших, экономическая и социальная система, не позволяющая выбиваться из общей массы, – и привычек, продиктованных особенностями менталитета, участие в смертельно опасной игре парадоксальным образом их освобождает. Хотя и ставит перед непростым моральным выбором.
Как можно понять, тема пропасти между богатыми и бедными встречается не только в социальном кино («Мисэн: Неудавшаяся жизнь», например, без прикрас показывает жизнь офисных работников нижнего звена), но и во вполне обыденных драмах. Неустаревающий пример из довольно старой дорамы «Мальчики краше цветов» (2009) по японской манге: бедная девочка попадает в школу для мажоров (а в корейских школах царят попросту звериные законы), где становится объектом для травли. А в уже упомянутой «Истории девятихвостого лиса» (2020) буллингу уже в самой обычной школе подвергается малыш из неблагополучной семьи.
«Небесный замок» (2018-2019) берет уровнем повыше: дорама касается вступительных экзаменов в колледж и частного образования. Но и там не обходится без безумного градуса конкуренции, с которым многие не справляются. Есть, правда, и вдохновляющие примеры – например, дорама 2011 года «Одержимые мечтой», в которой главный герой поступает в школу искусств.
В полновесных романтических историях этот разрыв словно бы замыливается: центральные герои поданы в ключе «начальник бизнес-империи влюбляется в неприметную девушку на остановке, где неожиданно сломалась его машина». Однако второстепенные персонажи более погружены в подобие реальности – у них нет читов на бесконечное финансовое благополучие и/или поддержку высших сил. Жизнь обычных людей, впрочем, тоже может отвлекать зрителей – уже от их собственных проблем.
Лучше всего с этим справляются теленовеллы – аналоги бразильского «мыла», которое в дорамах частенько высмеивают сами создатели. Однако некоторые рейтинговые сериалы тоже не отстают. Популярны, например, офисная история «Что случилось с секретарем Ким?» (2018) и «Жизнь в браке» (2020) о глубоком кризисе отношений. Еще одна тема – жизнь экспатов за границей, но она пока лишь начинает набирать обороты, преимущественно по другую сторону океана. Причем речь не только о миграции в США: Apple TV, например, выпустили «Дорогу в тысячу ли» (2022) о переезде молодой корейской семьи в Японию – а тема эта до сих болезненная.
Что еще стоит иметь в виду перед просмотром, так это то, что в романтическом плане дорамы чаще всего – этакие слоубернеры. Даже несмотря на глубокую эмоциональную связь между героями и внутренний психологизм. Герои могут к середине сезона только за руки взяться в первый раз. Даже если один из них – практически бессмертный дух, проживший сотни лет и преисполнившийся в своем познании, а другая – недавняя школьница (впрочем, в таких ситуациях обходится практически без перегибов). Эмоциональная связь между героями сильна, а то, что градус постоянно меняется – так это еще один повод не отвлекаться от экрана.
Некоторого рода сюжетная клишированность – тоже общепринятое явление. Объединяет такие истории любовь, не знающая препятствий, будь герои разных видов, из параллельных миров, разных временных линий, да даже из реальной жизни и комикса. И, проходя через драматические испытания, обретают счастье – на радость зрителю.
В общем, простор для новых открытий практически безграничный. И аудитория этим преимуществом активно пользуется: на отечественных платформах появляется все больше проектов, способных заинтересовать широкую публику. Некоторых интересует красивая картинка, другие открывают что-то новое в жанре, третьи погружаются в культуру, четвертые просто смотрят все подряд с участием кумира.
И звезды в кадре – действительно главный двигатель дорам, ради них, по большему счету, все и затевается. Вероятнее всего, их лица вы точно где-то видели, даже если имена ничего не говорят: корейцев приглашают в голливудские проекты и вручают им почетные награды, национальное кино набирает обороты в прокате, а многосерийные хиты с пылу жару попадают на стриминги и становятся доступны миллионной аудитории. И это только начало.
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…