О представительницах древнейшей профессии мы вам уже рассказали. В глубины порноиндустрии погрузились. Даже стриптизу отдали должное. Однако тему эскорта в кино пока не освещали, а ведь она всегда была популярна, да и сейчас актуальность ее не подлежит сомнению. Вот мы и решили разобраться, как менялся – и менялся ли – образ эскортников и эскортниц за последние 30 лет. В голливудских хитах, картинах из Европы и, конечно, в современном отечественном кино.
Начнем, так сказать, с азов. А именно с уютного ромкома Гарри Маршалла, где героиня Джулии Робертс, ночная бабочка Вивиан Уорд, по воле случая попала в эскорт. Ее наниматель – благообразный богач Эдвард Льюис с лукавым прищуром Ричарда Гира – просит девушку появляться вместе с ним на людях, таскает по бутикам и учит тонкостям этикета. Потом, естественно, влюбляется и оказывается тем самым принцем на белом коне, о котором в определенном возрасте грезят почти все представительницы прекрасного пола. Хотя изначально дистанция между ними сохранялась – если Вивиан мечтала об отношениях, то Эдвард не желал нарушать правила игры и хотел быть не бойфрендом, а щедрым любовником.
«Красотка» стала каноничным примером безупречной лавстори и, соответственно, идеализировала эскорт как некий социальный лифт. Труженики секс-индустрии сердились на фильм за слишком гламурное изображение связи эскортницы и клиента и недостаточно уважительный портрет проституток в лице Вивиан. Вдобавок отдельные критики отметили, что эта лента, пытаясь выглядеть рассказом о сильной женщине, в финале закрепляет зависимость героини от ухажера и поэтому противоречит сама себе. Чего только не напишут! Как бы то ни было, эскорт-услуги здесь действительно представлены нежно, романтично, к сожалению или к счастью – совершенно оторвано от реальности.
Интеллигентный француз Пьер (Даниель Отой) исполняет волю автора известного шлягера и уезжает жить в Лондон. Дабы роман написать, а заодно обстановку сменить. Совместить, словом, приятное с полезным. Вскоре Пьер знакомится с обаятельным юношей, с легкой руки которого и увлекается эскортом. Платят неплохо. Работенка не пыльная. Но чувствовать себя полноценной личностью становится все сложнее, ибо живой человек из плоти и крови превращается, по сути, в обычную резиновую куклу.
«Эскорт» – исчерпывающий гид по основам профессии для всех заинтересованных. Включая животрепещущий постельный вопрос. Ни в коем случае, например, нельзя самому делать первые шаги – нужно ждать, чтобы клиент «дозрел» и стал инициатором сближения. Это так, на заметку. А вообще хорошо, что по теме высказались французы, признанные мастера чувственных и откровенных мелодрам о наболевшем. У режиссера Мишеля Блана все вышло красиво – нервно, правдиво, без лишних сантиментов и ложной романтизации. Персонаж Отоя редко остается один, но в душе он безнадежно одинок, так что воркованье влюбленных из «Красотки» ему только снится.
Если «Красотку» почитают как классику романтической комедии, то «Мемуары гейши» – хоть и с меньшим энтузиазмом – ценят как современную классику мелодраматического жанра. В экранизации бестселлера Артура Голдена дело происходит в 1930-е. Японское семейство Сакамото едва сводит концы с концами, и папаня на выгодных условиях пристраивает дочерей в добрые руки. Так, младшая, Чио (Чжан Цзыи), попадает в дом гейш, обучается нужным навыкам и сама становится гейшей вопреки козням завистниц и конкуренток.
И оригинальное произведение, и его киноверсия в свое время знатно оскандалились. Писатель Голден вдохновлялся рассказами знаменитой гейши Минэко Ивасаки, но всю ее исповедь он бессовестно переврал, вынудив девицу нанести ответный удар и издать книгу «Настоящие мемуары гейши». Фильм же беспощадно бомбили за исторические ляпы и путаницу в разделении гейш (по сути, эскортниц) и ойран (утонченных проституток). Но западные зрители, конечно, в подобных нюансах не разбирались, поэтому легко проглотили наживку в виде изысканного восточного колорита. И уронили в чай пару слезинок, когда Чио воссоединилась с возлюбленным по кличке Председатель (Кэн Ватанабэ). То есть хеппи-энд, как и в «Красотке», налицо – вопрос лишь в том, готовы ли вы в него поверить.
Спустя 27 лет после «Американского жиголо» Пол Шредер, сценарист великого «Таксиста» и неординарный режиссер, вернулся к теме эскорта. И вновь превратил драму о неотразимом кавалере в криминальный триллер в лучших традициях старинных нуаров: герой со звучным именем Картер Пейдж III в исполнении Вуди Харрельсона оказывается главным подозреваемым в убийстве любовника своей клиентки, а одну из его партнерш играет звезда 1940-х Лорен Бэколл.
Сюжетное сходство этих картин удивлять не должно – «Эскорт для дам» затевался как прямой сиквел «Американского жиголо». И пускай в итоге он вырос в самостоятельную ленту, ему присуще то же меланхоличное очарование без намека на фальшивые сантименты. Подобно тому, как элитный эскортник скрывает под париком блестящую лысинку, и мир дорогих удовольствий таит в себе немало червоточин. Свернешь не туда – мгновенно запутаешься в сетях всевозможных интриг. Кстати, в отличие от многих коллег, Картер Пейдж III с женщинами не спит. Отчасти – потому что гей. Отчасти – поскольку суть эскорта не в сексе, а в незабываемом времяпрепровождении, будь то игра в карты, поход в оперу или светская беседа. Пол Шредер напоминает, если вдруг забыли.
Вторая коллаборация постановщика Вадима Перельмана и сценаристки Дарьи Грацевич, которые подарили нам изрядно пошумевший в 2015-м сериал «Измены». Героини – три дамочки, жаждущие сладкой жизни. С неотъемлемыми атрибутами роскоши вроде дорогих спорткаров, модных нарядов и увесистых пачек купюр, выданных в качестве гонорара за услуги эскорта. Судьба заносит их в Абу-Даби, где отбою нет от богатеньких шейхов, после чего они перебираются в Москву и сбиваются с ног в поисках простого женского счастья в автосалонах и на вечеринках.
Режиссер Перельман в одном из интервью признавался, что отведать красивой жизни ему не довелось. Но изобразить ее на экране он решил не ради прославления dolce vita как таковой, а с целью вполне понятного морализаторства. Не все то золото, что блестит. За удовольствия рано или поздно приходится платить. Поэтому и свой путь нужно выбирать вдумчиво, не позволяя сиянию бриллиантов заткнуть голос разума. Солнечные пейзажи ОАЭ сменяют кадры заснеженного кладбища, потенциальные папики превращаются в грубых абьюзеров, а броский макияж расплывается бесформенными пятнами, когда очередная мечта разлетается на куски. Эскорт же, представьте себе, может всерьез угрожать жизни – невольно задумаешься, стоит ли игра свеч.
В 2020-м поляки сняли дурацкую, но здорово завирусившуюся вариацию на тему «50 оттенков серого» под названием «365 дней». Плохой пиар – тоже пиар. Вот местные кинематографисты и принялись ковать железо, пока горячо: не прошло и года, как миру явила себя новая эротическая мелодрама польского производства. Трудно сказать наверняка, знакома ли постановщица Мария Садовска с упомянутым творением Вадима Перельмана, но сюжетно «Купи меня» и «Эскортницы» – близнецы, будто «Американский жиголо» и «Эскорт для дам».
В погоне за прелестями гламурной жизни в Дубае целеустремленная девица вербует длинноногих моделей, дабы заарканить сердца и кошельки пресловутых шейхов. Но нежиться на шелковых простынях и отмокать в теплых ваннах им предстоит недолго. Мы-то уже в курсе, что бесплатный сыр (а также шампанское, драгоценности и прочие радости) только в мышеловке и водятся. Если «Купи меня» поражал цели точечно, вынося приговор конкретным людям, то «Эскортницы» метят в систему эскорт-услуг и шоу-бизнес в целом, где каждый человек является лишь незначительным винтиком в безжалостной машине угнетения. Такой же машиной, к слову, в определенной степени оказывается и сам фильм, поскольку хронометраж 2,5 часа требует терпения незаурядного и силы воли железобетонной.
Свежайший представитель жанра эскорт-драм от автора хитового «Быка» Бориса Акопова (это его вторая полнометражка). Причем свежайший настолько, что из обычных зрителей, не друзей режиссера и не фестивальных отборщиков, «Кэт» пока никто не видел – официальная премьера состоится в рамках грядущего ММКФ. Эскортница Кэт (Анастасия Кувшинова) становится матерью, но особой радости от появления ребенка на свет она не испытывает. С ума, говорит, с ним сходит. Еще и опасная трясина эскорта не отпускает. В общем, Акопов сразу намекает, что никакой романтикой здесь и не пахнет.
Зато имеются гипнотические, чуть ли не кроненберговские кадры с младенцем в материнской утробе, сцена женских потасовок в грязи, вайбы Хеллоуина, много неона, странных клиентов и проблем криминально-социального характера. Акопов рассказывал, что в «Быке» размышлял о своем прошлом, а в «Кэт» пытался разобраться, куда в итоге пришел. Нам тоже чрезвычайно интересно, в какие степи в 2022 году занесло многострадальных эскортниц, поэтому позже мы обязательно проинформируем вас, оставляет ли фильм хоть капельку надежды на светлое будущее.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…