Первый продюсерский проект Милли Бобби Браун о сестре знаменитого британского сыщика.
Эудория Холмс (Хелена Бонем Картер) — женщина очень прогрессивных взглядов для викторианской эпохи. Отправив в большой мир двух сыновей, она принялась за воспитание маленькой дочери Энолы (Милли Бобби Браун). Но учила ее не тому, как стать хорошей женой, а как вырасти самодостаточной личностью: вместо вышивания крестиком и готовки малышка читала книги, занималась наукой, спортом и даже джиу-джитсу. В день, когда девочке исполнилось 16 лет, мать внезапно исчезла, оставив после себя лишь набор карточек с цветами и фразами. Зная о любви миссис Холмс к словарным играм (например, имя Enola — это Alone наоборот), Энола решила разгадать загадку ее исчезновения и привлечь к этому обоих братьев — известного детектива Шерлока (Генри Кавилл) и невыносимого зануду Майкрофта (Сэм Клафлин). Но все пошло не по плану, и ей пришлось бежать из отчего дома в Лондон.
Британец Гарри Брэдбир известен постановкой двух самых феминистских современных сериалов — «Дрянь» и «Убивая Еву» по сценарию Фиби Уоллер-Бридж. Поэтому совсем не удивительно, что кинокомпания Legendary Pictures пригласила именно его режиссировать фильм о приключениях «сильной и независимой» девушки в мире махрового патриархата. Тем более предполагалось, что главная героиня будет постоянно обращаться к зрителям с экрана — в «Дряни» Брэдбир вдоволь наигрался с разрушением пресловутой четвертой стены. Кстати, идея общения персонажа с аудиторией принадлежит Милли Бобби Браун, которая в свои 16 лет стала одним из продюсеров проекта.
Так откуда же у Шерлока взялась сестра? Энола Холмс — героиня серии детективных романов американской писательницы Нэнси Спрингер, не имеющая никакого отношения к оригинальным произведениям. Книги Спрингер — что-то вроде фанфикшна, любительских сочинений на заданную тему, сама же Энола — та же Нэнси Дрю, только с известными родственниками. Но по части авторских прав тут не все так просто: наследники сэра Артура Конан Дойла подали в суд на создателей фильма и Спрингер в том числе за использование элементов произведений писателя, созданных после 1923 года, которые еще не являются общественным достоянием.
По их мнению, Шерлок в картине и в романах слишком тепло относится к людям и сочувствует им — что не было характерно для детектива из ранних работ Конан Дойла. Не беремся судить, кто здесь прав, но можем заключить одно: Генри Кавилл в образе Холмса вообще не так часто появляется на экране, чтобы заподозрить его в какой-то излишней эмоциональности. В целом Кавилл — занятный выбор на роль знаменитого сыщика. Высокий, мускулистый, с мелкими кудряшками, он отдаленно напоминает образ Бенедикта Камбербэтча, но все же отличается отстраненностью, даже пассивностью. Интересно было бы увидеть его в деле.
Но большая часть хронометража уделена Эноле и ее столкновению с реальностью, ведь до этого она жила под опекой матери в удаленном поместье. И мир взрослых девушку совсем не жалует. Майкрофт хочет упечь ее в пансионат для благородных девиц. За новым другом — виконтом Тьюксбери (красавчик Луис Патридж — новый Бен Барнс), тоже сбежавшим из дома, — охотится зловещий человек в коричневом котелке, а британская элита не желает давать ей, как женщине, право голоса. Последнее, конечно же, дань эпохе, ведь кино с главной героиней женского пола без фемповестки в 2020 году — дурной тон.
С феминизмом, к сожалению, связана и самая невнятная линия сюжета — поиски Энолой своей матери. И, если в книгах Эудория бежала с цыганами, в фильме она — глава общества эмансипе, по-видимому, готовящих теракт для привлечения внимания к своим проблемам. Так или иначе ее исчезновение вызывает кучу вопросов: хотела ли она, чтобы ее нашли? Если нет, зачем оставила подсказки? Если да, почему не связалась с Энолой, когда та дала объявление? Финал точки над «i» не расставляет.
Все мужчины в картине — конечно, белые цисгендерные, и самый неприятный из них — Майкрофт Холмс, стыдящийся своей сестренки, потому что та не хочет быть «маленькой леди». Несмотря на довольно карикатурный образ закоренелого консерватора и сексиста, именно Майкрофт произносит очень важную фразу: «Даже твоя обожаемая мать вышла замуж. Даже она была невестой», невольно заключая, что феминизм — это не про отречение от мужчин, а про то, чтобы у женщин была возможность выбирать свою судьбу.
Если абстрагироваться от главной темы, «Энола Холмс» представляется неплохой сказкой о детском путешествии и местами даже напоминает «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона, симметричными кадрами, музыкальным сопровождением и даже злодеем — Берн Горман здесь очень похож на Уиллема Дефо. Тем не менее в сказке этой есть и мрачные элементы: детей топят, душат, они могут убить человека. Ну, а удобные совпадения, когда ключом к сложной ситуации является навык, очень предусмотрительно полученный ранее — классика жанра, за которую даже не хочется ругать. Милли Бобби Браун однозначно выросла как артистка, ей одинаково к лицу и платье с кринолином, и брючный костюм. И очень хорошо, что уже появились слухи о работе над сиквелом: нам так не хватало умных девчонок, родом из XIX века.
Комментарии