Джордж Лукас, насмотревшись «Флэша Гордона», Куросавы и телевестернов, придумал собственный мир. Действие происходит в далекой-далекой Галактике, которая контролируется суровой тоталитарной Империей. Ей противостоят разрозненные отряды повстанцев. На стороне зла играет император Палпатин и его правая рука Дарт Вейдер, за добро отвечают принцесса Лея, контрабандист Хан Соло и молодой джедай Люк Скайуокер, сын Вейдера.
Плюсы: Лукас создал миф, который мгновенно стал объектом поклонения миллионов фанатов по всему миру. «Новая надежда» (эпизод IV) задавал эпическую планку — астматик в черном душит своих подчиненных и нервозно обыскивает Галактику в поисках главных героев, огромная Звезда Смерти путешествует по космосу, уничтожая планеты одним выстрелом. «Империя наносит ответный удар» (эпизод V, лучший по мнению критиков и поклонников) вводил в сюжет чудного старичка Йоду, который оказался последним хранителем многовековой мудрости. «Возвращение Джедая» (эпизод VI) подводил жирную черту — Империя была окончательно повержена, а Император и Вейдер сгинули, как казалось, насовсем.
Минусы: Как и у любого большого мифа, у «Звездных войн» был определенный недостаток — отсутствие деталей и подробностей. Зритель сам додумывал устройство далекой-далекой Галактики — о доимперских событиях было известно крайне мало, как и о прошлом Дарта Вейдера. К тому же «Возвращение джедая» пусть и был неплохим фильмом, но сильно уступал двум предыдущим эпизодам. Фантазия Лукаса породила расу эвоков — похожие на плюшевых мишек друзья повстанцев помогли им победить имперскую армию. Ход, мягко говоря, небесспорный. Однако все придирки к оригинальной трилогии «Звездных войн» были скорее надуманными — на глазах зрителей создавался миф, который долгие десятилетия будут объектом паразитирования для Лукаса и его последователей.
После «Возвращения джедая» вселенная «Звездных войн» разрослась благодаря сотням видеоигр, книг, комиксов и игрушек по мотивам — неудивительно, что Лукас все-таки решил вернуться к своему вымышленному миру, расширив его границы. Новая трилогия рассказывала о временах, когда Империя еще не заняла место Галактической Республики — свои недовольства существующим режимом высказывают сепаратисты, а за мир отвечают джедаи, которых тут не перечесть. Параллельно с этим будущий Император плетет свои интриги, сталкивая геополитических игроков лбами, и совращает молодого Энакина Скайуокера Темной стороной Силы.
Плюсы: Лукасу удалось показать, как пала Галактическая республика — на пике своего могущества эта неповоротливое государственное образование могло проворонить создание армии клонов (!), а сотни джедаев не заметили ситха-кукловода, который дергал за ниточки. К тому же был показан процесс превращения одинокого мальчика-раба с пустынного Татуина в одного из самых могущественных злодеев в истории кино. Несмотря на многочисленные недостатки (см.ниже) сейчас лукасовские приквелы смотрятся лучше, чем в нулевые — за всеми просчетами и комичными курьезами хотя бы чувствуется желание сделать со «Звездными войнами» что-то новое, отличное от оригинальной трилогии. Схватки на световых мечах стали еще более зрелищными — можно вспомнить сражение Квай-Гон Джина и Оби-Вана Кеноби против Дарта Мола в финале «Скрытой угрозы» (эпизод I) или эпическое столкновение в конце «Мести ситхов» (эпизод III), по итогам которого Энакин Скайуокер окончательно трансформируется в Дарта Вейдера. «Месть ситхов» — лучший эпизод трилогии, поскольку не разменивается на побочные сюжетные линии и плавно подводит фанатов к долгожданным событиям вроде создания Империи и начала строительства Звезды Смерти.
Минусы: Трилогия приквелов получила неочевидную реакцию у фанатов «Звездных войн». С одной стороны, геополитические расклады и обилие информации о том, как функционировал Совет джедаев и Галактический сенат, обогатили вселенную новыми сюжетами. С другой стороны, подробностей было уж слишком много — и некоторые из них пришлись не по душе фанатам. Например, способности живых людей ощущать Силу объяснялось наличием мидихлориан (микроскопические существа в крови!) — этот трюк был похож на разоблачение фокусника, поскольку джедаи и ситхи были всегда окутаны завесой тайны, как представители древних религиозных орденов. Некоторые из новых персонажей тоже заслужили свою порцию хейта — например, косноязычный гунган Джа-Джа Бинкс, который служил комической разрядкой в «Скрытой угрозе» (эпизод I), но затем был предусмотрительно задвинут на третий план. Впрочем, сейчас главной проблемой приквелов кажется очевидный мискаст — центральную роль Энакина Скайуокера во втором и третьем эпизодах сыграл молодой актер Хейден Кристенсен, на драматические потуги которого невозможно смотреть без смеха. Мемом стал его монолог про нелюбимый песок с Татуина, а дальнейшая карьера Кристенсена доказала, что артист он посредственный. В последние годы Хейден успел засветиться даже в англоязычном дебюте Сарика Андреасяна.
Джордж Лукас бросил свое дитя (цена отступных — четыре миллиарда долларов) в лапы Disney — корпорации, мечтающей скупить самые прибыльные активы в мире. Вскоре было объявлено о разработке новой трилогии, продолжающей события через 30 лет после финала «Возвращения джедая». Старые герои вернулись, но на первом плане действовали абсолютно новые персонажи. Правда, основной конфликт остался — повстанцы сражаются с правопреемником Империи (Первый Орден).
Плюсы: Крайне неровная трилогия началась с «Пробуждения силы» (эпизод VII), который плавно вернул в «Звездные войны» ощущение старой саги — Хан Соло и Чубакка снова рассекают космос на «Соколе тысячелетия», Лея руководит действиями повстанцев, а молодые бойцы вроде Финна и По Дэмерона геройствуют. Молодая девушка Рей заняла место Люка Скайуокера — якобы безродная обитательница пустынной планеты оказывается восприимчивой к Силе и начинает свой путь обучения джедайскому ремеслу. А импульсивным злодеем оказался сын Леи и Хана, новоявленный фанатик Темной стороны Кайло Рен (в миру — Бен Соло), который фанатеет по дедовским подвигам и даже соорудил себе шлем наподобие вейдеровского. После ровной, но приятной завязки последовали «Последние джедаи» (эпизод VIII) — пожалуй, самый революционный фильм не только в трилогии, но и вообще в мире «Звездных войн». В нем зрители наконец-то узнали, что Сила — это не только привилегия рода Скайуокеров, да и происхождение не так важно. Значение поединка на световых мечах было переосмыслено — Кайло Рен терпит унизительное поражение, ведь Люк Скайуокер даже не удосужился на него прийти. Личность Люка тоже была подвергнута ревизии — спаситель Галактики разочаровался в своих идеалах и мечтал, что джедаи сгинут вместе с ним, поскольку смысла в этом ордене не было никакого.
Минусы: Изначальный скепсис к сиквел-трилогии был связан с тем, что Disney не хотели рисковать, поэтому выпустили конформистское «Пробуждение силы», которое действовало по сюжетной схеме «Новой надежды». Зато «Последние джедаи» показались глотком свежего воздуха — всем, кроме ярых фанатов, которые принялись с пеной у рта доказывать, что режиссер Райан Джонсон извратил канон. Перепугавшись, студия решила снова перестраховаться — и завершение новой трилогии снова снимал Джей Джей Абрамс, режиссер «Пробуждения силы». И все недостатки свежих «Звездных войн» заиграли новыми красками, когда стало понятно, что немногочисленные инновации откатывают назад. «Скайуокер. Восход» (эпизод IX) рассказал, что происхождение Рей все-таки важно — и девушка узнает, что она внучка императора Палпатина. Знакового злодея по такому случаю вытащили из мертвых, превратив его в главного антагониста трилогии задним числом — ход достойный вторичной мыльной оперы. Все остальные герои были задвинуты на задний план и создавали иллюзию деятельности — ведь решающую роль снова могут играть только те, кто являются потомками уже известных джедаев и ситхов. Такими нелепыми ходами Disney не только угробил фильм, но и завершил современную трилогию на крайне печальной ноте, похоронив надежды на новые идеи — попытавшись угодить фанатам, а не критикам, девятый эпизод потерпел неудачу на обоих фронтах.
«Звездные войны: Скайуокер. Восход» уже в прокате.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…