Обладательница трех «Оскаров» играет бродвейскую звезду у Райана Мерфи и известную писательницу у Стивена Содерберга.
С разницей в один день на Netflix и HBO Max вышли два фильма с Мэрил Стрип: мюзикл Райана Мерфи «Выпускной» и трагикомедия Стивена Содерберга «Пусть говорят».
«Выпускной» (Netflix)
В захолустном Эджуотере педсовет отменяет выпускной из-за того, что старшеклассница Эмма (Джо Эллен Пеллман) решила взять на него свою девушку (Ариана ДеБос). В это же время группа бродвейских звезд (Мэрил Стрип, Джеймс Корден, Николь Кидман и Эндрю Рэннеллс), чью последнюю постановку только что разнесли в пух и прах за «нарциссизм», думает, как им поднять свой авторитет в глазах общественности. Увидев пост Эммы, они понимают, что она их кандидат — и, прихватив 20 разноцветных накидок, хор и кордебалет отправляются в штат Индиана.
Мюзикл с большим количеством звезд (также в фильме снялись Керри Вашингтон, Кигэн-Майкл Ки и Трейси Ульман), выходящий под Новый год, — очевидная жертва рейтингам, а подобные хиты по расчету зачастую оказываются провальными по своим художественным качествам. Но что-то пошло не так. Возможно, дело в самой постановке, которую адаптировали для мюзикла (премьера на Бродвее состоялась в 2018 году). Музыкальные номера, как и обычные диалоги, написаны остроумно: звезды вслух мечтают, как этот акт бескорыстной помощи поможет их карьере, и упиваются собой.
Возможно, дело в том, что «Выпускной» снял автор нескольких сверхуспешных сериалов (в том числе «Американской истории ужасов», «Вражды» и «Лузеров», где тоже часто пели и танцевали) Райан Мерфи — кстати, сам уроженец Индианы и открытый гей.
Возможно, дело в Мэрил Стрип, которой на правах главной звезды тут больше всех и которая всех остальных переигрывает. Ее героиня по имени Ди Ди Аллен — это такая пародию на саму актрису, большая знаменитость, но нравная и исключительно самодовольная. Ди Ди жеманится, кокетничает, скандалит — и Стрип, очевидно, получает большое удовольствие от игры. Хочется, чтобы ей дали за эту роль какую-то награду — в идеале бы театральную премию «Тони», о которой так мечтает ее героиня.
Остальных актеров на экране меньше, но у каждого есть свой выход. Героиня Кидман, задержавшаяся на вторых ролях актриса, рассказывает Эмме про важность уверенности в себе. Эндрю Рэннеллс (прежде всего театральный актер) в торговом центре исполняет песню со словами «возлюби ближнего своего» в припеве. Появления Джеймса Кордена, чьи драматические данные очевидно хуже вокальных, можно перетерпеть. Все остальные (включая дебютантку Пеллман) добросовестно делают то, что и положено делать в мюзиклах, — поют, танцуют, проходят колесом и выделывают кульбиты. Выглядит все это празднично, ярко, а моментами и трогательно — в общем-то лучшее, что можно посмотреть в конце 2020 года.
«Пусть говорят» (HBO Max)
Известная писательница Элис (Мэрил Стрип) отправляется в круиз через Атлантику, чтобы получить в Англии премию и съездить на могилу писательницы, чьим творчеством она восхищается. Вместе с собой она берет племянника Тайлера (Лукас Хеджес) и двух лучших подруг Сьюзан (Дайан Уист) и Роберту (Кэндис Берген) — с обеими, впрочем, она не виделась почти 30 лет. Кроме того, Роберта с ней почти не разговаривает — она уверена, что героиня главного хита Элис списана с нее, а книга разрушила ей жизнь. Вместе с ними на лайнере также едет литературный агент Карен (Джемма Чан), которая должна скоро предоставить в издательство новую рукопись Элис, которую еще никто не видел.
На протяжении всей карьеры Стивен Содерберг снимает по фильму в год в разных жанрах: в прошлом году вышла сатира про финансовые махинации «Прачечная», тоже со Стрип, в 2018-м — снятый на iPhone триллер «Не в себе» с Клер Фой, в 2017-м — фильм-ограбление «Удача Логана». «Пусть говорят» — разговорная драма с элементами комедии (или наоборот). Ленту снимали на борту роскошного лайнера Queen Mary 2 во время двухнедельного рейса через Атлантику с минимальным набором оборудования (оператором в очередной раз стал сам Содерберг, который, по словам очевидцев, просто катал камеру в инвалидном кресле). Актерам предоставили большую свободу в рамках сюжетной канвы, и почти все диалоги в фильме — импровизация.
И то, что «Пусть говорят» сочиняли на ходу, хорошо заметно. Это очень неторопливое и созерцательное кино (Содерберга-оператора увлекают корабли, оформление кают и виды океана) с как бы необязательными, ни во что не выливающимися разговорами. Герои обедают и прогуливаются по палубам, плавают, играют в монополию — в принципе, больше ничего и не происходит. Некоторым (особенно поклонникам экшен-фильмов Содерберга «Двенадцать друзей Оушена» или «Траффик») «Пусть говорят» может показаться затянутым и скучным.
Но в этих разговорах и раскрывается мелкая моторика души — ревность, обида, интерес, уязвленная гордость, симпатия, зависть. В диалогах много ненавязчиво смешного, в духе обсуждения лучших способов отравления за чашкой чая (один из пассажиров корабля — автор мрачных детективов). Содерберг дает Хона Сон Су — и тем, кому симпатичен знаменитый кореец, понравится и вояж (пусть немного затянутый — как, вероятно, и сама двухнедельная поездка через океан) режиссера через Атлантику.
Комментарии