Первая работа нового главного режиссера Театра им. Вахтангова
Знаменитый театр открыл свой 99-й сезон спектаклем «Пер Гюнт». Юрий Бутусов хотел поставить драму Генрика Ибсена еще десять лет назад, когда работал в вахтанговском по приглашению. «Автор говорит обо всем, что волнует людей: о политике, о жизни, о милосердии, о любви. Пьеса очень актуальна», — считает режиссер.
Получилось страстное и зрелищное высказывание, где поэзия совмещена с философией. В нем много музыки, песни звучат на французском, английском, немецком, русском и норвежском языках, а артисты вызывают восхищение своими вокальными данными.
Летопись жизни Гюнта — не итог, а продолжение всего того, что создал Бутусов за все время работы в театре. На сцене вместо ибсеновской сотни всего шесть персонажей. Зато Пер Гюнтов сразу два. Один Пер — человек (Сергей Волков), другой — тролль (Павел Попов). Волков, кстати, совсем недавно принят в труппу. Он приехал в Москву из Санкт-Петербургского академического театра им. Ленсовета вслед за Бутусовым.
Зачем понадобилось два главных героя, режиссер объясняет так: «Человек — не плоское существо, в нем есть разное, и Перов могло бы быть еще больше. Он настолько многолик, насколько велик. И чтобы как-то это подчеркнуть, мне было необходимо иметь двух таких персонажей. Это не связано, конечно, с возрастом. Пока тела актеров переживают фантастические метаморфозы, то расползаясь раной алой краски или обрастая грубыми наростами глины, самые уродливые превращения происходят внутри».
В три с половиной часа (а именно столько идет спектакль) невозможно уложить даже малую часть смыслов, заложенных Ибсеном. Но Бутусов — большой мастер управляться с любым их количеством. С некоторыми он определился изначально: «То, что на поверхности — отношения сына и матери, бунт, свобода и ее границы и ответственность за то, что делаешь».
А где же тема вечной любви? Конечно, режиссер никак не мог обойти и эту тему, тем более что у неискушенной публики «Пер Гюнт» в первую очередь ассоциируется с песней Сольвейг Эдварда Грига. Во времена драматурга музыка, вдохновленная его пьесой, была едва ли не более популярной, чем сама история.
Так и спектакль Бутусова, над которым вместе с ним работали художники-постановщики Максим Обрезков и Александр Барменков, а также балетмейстер Николай Реутов, несомненно, станет одним из главных событий нового театрального сезона.
Комментарии