Кино

«Душа» вон: Почему у нового мультфильма Pixar есть все шансы получить «Оскара»

Джо Гарднер (в оригинале говорит голосом Джейми Фокса) – учитель музыки из нью-йоркской средней школы, всю жизнь грезивший джазом. Получив вдруг предложение мечты – выступать с настоящим джаз-бандом, Гарднер неудачно падает, после чего его душа расстается с телом. Она попадает в загробный мир, а оттуда – зайцем в «великое до», мир еще не родившихся душ, которые проходят подготовку к земной жизни. Там Джо становится наставником молодой души под номером 22 (у нее голос Тины Фей), которая не хочет отправляться на Землю, в отличие от мечтающего вернуться к жизни и успеть на заветный концерт Гарднера.

«Душа» – один из тех фильмов, которые включали в списки главных премьер 2020 года. Ее должны были показать на Каннском кинофестивале, после чего прошлым летом выпустить в широкий кинотеатральный прокат, но по известным причинам ни с тем, ни с другим не получилось. «Душа» в результате присоединилась к списку крупных проектов, которые вышли в США сразу в онлайне.

Но овации фильм еще может собрать. «Душа» вышла в Штатах в декабре – в самый разгар оскаровского сезона (а до участия в церемонии в этом году допустят и онлайн-премьеры). Впрочем, то, что это амбициозный проект, было очевидно давно: за «Душой» стоит Пит Доктер (на пару с ним в режиссерах значится некий Кемп Пауэрс) – одна из главных творческих единиц Pixar. Доктер снял «Корпорацию монстров», «Вверх» и «Головоломку», за которую в 2016 году получил «Оскара».

И если в «Головоломке» авторы залезали персонажам в голову, теперь они метят выше – их интересует душа. Это кино про формирование интересов и наклонностей (и в появлении индивидуальности, как расскажут зрителям, нет никакой тайны – все определяют бюрократия и случайность). И хотя подход к возникновению увлечений, как и эмоций в «Головоломке», вряд ли можно назвать научным, но авторы, оглядывая жизнь взглядом со стороны, из мира надземного, вдруг находят в ней искру.

«Душа» — кино бесконечно обаятельное, c большим количеством шуток и гэгов, как для детей, так и для взрослых (которые, кажется, все больше становятся целевой аудиторией Pixar) — в духе того, что городской сумасшедший, танцующий на углу, на самом деле оказывается могущественным шаманом.

Загробный и земной миры различаются в фильме и визуально — и если обитатели неба (по сути утилитарного пространства по подготовке душ наподобие заводе) нарисованы довольно схематично, то Земля — а точнее, Нью-Йорк — наоборот, с огромным количеством деталей. Фильм позволяет совершить путешествие по городу, во время которого можно буквально смешаться с толпой на улице или почувствовать поднимающийся из вентиляционной решетки жар. Все объекты в этом мире, напоминающем радостный сон, будто светятся изнутри — Pixar в который раз выводит 3D-анимацию на новую высоту.

«Душа» развивает и другое магистральное направление, заданное студией (и лучше всего описанное мемом), — на психологизм. И иногда от препарирования душ, сопровождаемого шутками и добродушными улыбками, становится не по себе — хочется верить, что, кроме психологов (в фильме появляются Юнг и, кажется, Роршах), в Pixar читают и их критиков, утверждавших, что не все в психике следует высвечивать фонарем и анализировать — должно оставаться место тайне.

«Душа» — кино жизнеутверждающее, обнадеживающее (что особенно важно в трудные времена). На примере неопытной души, впервые попавшей на Землю, оно учит ценить хорошие вещи (вроде вкусной пиццы), не молчать о том, что важно, не обращать внимания на мелочи и делать то, к чему лежит душа.

И окидывая взглядом со стороны жизнь Джо Гарднера — простого школьного учителя со своими проблемами и слабостями, легче обнаружить смысл и в своей собственной жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Севильский цирюльник» на Новой сцене Театра имени Вахтангова

На Новой сцене театра имени Вахтангова – еще одна громкая премьера: «Севильский цирюльник» по пьесе Бомарше. Идею постановки режиссеру Геннадию…

18 часов назад

Где мой ястреб, чувак? Чудные факты о Уэсе Андерсоне и его фильмах

1 мая кудесник Уэс Андерсон отмечает 55-летие. Но мы не собираемся в очередной раз петь дифирамбы его уникальному стилю, симметричным…

22 часа назад

Сильвестр Сталлоне и Дженнифер Энистон готовят мемуары

Страсть к написанию мемуаров проснулась сразу в двух голливудских звездах. О намерении выпустить книгу «захватывающих баек» заявил 77-летний Сильвестр Сталлоне. Параллельно…

2 дня назад

«КиноРепортер» рекомендует: Спектакли, которые стоит увидеть в мае

Театральный сезон медленно подходит к концу, но это не повод отчаиваться – на московских сценах еще столько всего нужно увидеть!…

2 дня назад

Худо без добра: Звездные диеты, к которым стоит относиться с осторожностью

«И есть хочется, и худеть хочется» – это вечное парадоксальное желание звучит в фильме «Раба любви» из уст персонажа Александра…

2 дня назад

Ева Грин, Омар Си и Лили Глэдстоун вошли в состав жюри Каннского кинофестиваля

Организаторы 77-го Каннского кинофестиваля объявили состав жюри. В него помимо уже известного председателя в лице Греты Гервиг вошли: Ева Грин…

3 дня назад