В этом месяце исполняется 20 лет «Другому миру» – экшен-боевику Лена Уайзмана, в котором вампиры вели ожесточенную войну с оборотнями. «КиноРепортер» не смог пройти мимо круглой даты и решил рассказать о семейных перипетиях на съемках первой части культовой серии, авторских хитростях и причине, по которой у старта популярной франшизы нет режиссерской версии.
Лен Уайзман до «Другого мира» не снимал ничего, кроме рекламы и музыкальных видео. Доверить начинающему режиссеру сложный проект с большим количеством трюков и звездным составом было рискованно: например, Лен не знал Билла Найи, который впечатлил его на прослушивании, и думал, что открыл новую звезду. На площадке ему тоже приходилось непросто – производство ощутимо отличалось от съемок коротких роликов, к которым Уайзман привык. Немало проблем доставляли и технические нюансы. Кроме того, над фильмом работали еще несколько новичков, которым пришлось учиться азам профессии по ходу дела.
Безусловно, счастливым билетом для Уайзмана стал сценарий – он нравился студиям, и в конце концов боссы сдались под натиском молодого постановщика. У того перед глазами был пример Вачовски, которые сняли успешный фильм «Связь» для Warner Bros. и впоследствии получили $60 млн для создания «Матрицы».
Бюджет «Другого мира» (всего $16 млн) согласовали, но под угрозой оказался кинопрокат: съемки начались без поддержки дистрибьюторских компаний. Режиссеру пришлось свыкнуться с мыслью, что его первый фильм минует прокат и выйдет сразу на DVD, однако к работе подключилась компания Sony, сразу затеявшая крупную маркетинговую кампанию. В итоге все получилось: «Другой мир» собрал в общей сложности $95 млн, что позволило ему обрасти приквелами, сиквелами и даже мультипликационным спин-оффом и комиксами.
Режиссерские версии стали одним из главных трендов современного кино, причем речь не только о дорогостоящих блокбастерах, но и о вполне себе культовых драмах. Так, огромная фан-база заставила все ту же студию Warner Bros. выпустить на экраны четырехчасовую «Лигу справедливости» Зака Снайдера, а Фрэнсис Форд Коппола не так давно перемонтировал третьего «Крестного отца». В случае с «Другим миром» подобный вариант невозможен. А все потому, что режиссерской версии просто не существует: в условиях ограниченного бюджета команда снимала лишь самые необходимые сцены. В итоговый монтаж не вошло всего 12 минут экранного времени – большую часть вырезали для нужной ритмики.
«Изначально планировался только один фильм, но всю историю персонажей мы расписали до мелочей. Во многом дело касалось отношений оборотня Люциана (Майкл Шин) и вампирши Сони (Язмин Дамак)», – рассказывает Уайзман.
Позднее авторские наработки, расширяющие вселенную, были использованы в приквеле «Другой мир: Восстание ликанов». Его, правда, снимал другой человек – Патрик Татопулос, ранее работавший над гримом и практическими эффектами, а роль Сони досталась Роне Митре. Ее, кстати, первоначально рассматривали на роль Селин.
На канун съемок пришелся непростой разрыв Майкла Шина и Кейт Бекинсейл, которым в «Другом мире» достались главные роли. Незадолго до этого супруги вместе с дочерью Лили Мо переехали в США, однако Шин не мог сниматься в чужой стране из-за отсутствия нужных документов. Это сильно ударило по его самооценке, но еще больше – по семейной жизни.
«У меня не было рабочей визы, чтобы оставаться в Америке, поэтому каждый раз мне приходилось возвращаться в Великобританию. Я никогда не знал, позволят ли мне вернуться снова», – с горечью рассказывает о трудном периоде актер.
В итоге супруги разошлись после семи лет совместной жизни, но сохранили хорошие отношения. На «Другом мире» им удалось ненадолго воссоединиться – съемки картины проходили в Венгрии. На площадке Бекинсейл влюбилась в Уайзмана, с которым обручилась летом 2003 года. Официальный брак продержался 15 лет. Фактически актриса и режиссер жили вместе чуть больше 12.
Любопытно, что дочь Шина и Бекинсейл Лили Мо сыграла молодую Селин в сиквеле «Другого мира», а Майкл и Лен сдружились на съемках третьего фильма франшизы «Восстание ликанов». Вот такая запутанная история.
Сомнения в успехе «Другого мира» до определенного времени были и у Кейт Бекинсейл. Дело в том, что британскую актрису не воспринимали как звезду боевиков – к тому моменту она снималась преимущественно в романтических картинах и экранизациях классики, а режиссеры делали ставку на хрупкость артистки. Особняком стоял «Перл Харбор», но его явно было недостаточно, чтобы переломить общественное мнение.
Лен Уайзман зацепился именно за этот парадокс: подобное экранное перевоплощение выглядело свежо. Но роль воительницы Селин стала огромным вызовом для актрисы. И проблема не только в том, что ей пришлось носить облегающий латекс (сама Кейт называла костюм «презервативом с рукавами») и накладные клыки.
«Было реально страшно, потому что я никогда раньше не стреляла из оружия. Я бегала по-девчачьи. Это была катастрофа, каскадеры пребывали в ужасе. Меня действительно требовалось учить всему», – делится воспоминаниями Кейт.
В итоге ставка сыграла: именно игра Бекинсейл оказалась одной из важнейших составляющих успеха – ее сила и властность на экране крайне убедительны. Других режиссеров такая эволюция тоже впечатлила, и впоследствии Кейт все чаще стали звать на роли в боевиках.
Несмотря на то, что «Другой мир» продавали студиям как «Ромео и Джульетту» в мире вампиров и оборотней», в фильме было огромное количество любопытных находок, которые позволили создателям популяризовать научный подход к хоррорам. За сценарий «Другого мира», помимо Лена Уайзмана, отвечали Дэнни МакБрайд и Кевин Гревье (он также сыграл ликана Рейза). Именно последний придумал, как объяснить происхождение сверхъестественных видов с точки зрения биологии и химии: вампиры и оборотни несут разные штаммы вируса, которые наделяют их сверхспособностями.
Подобным изображением нечисти мог похвастаться «Блэйд», однако для того времени такой подход определенно казался новаторским. Впрочем, культурный разрыв предполагалось сократить: в том числе за счет появления в картине Дэвида Боуи. Он должен был сыграть гостя вампирской вечеринки, но отсылки к культовому «Голоду» так и не случилось.
Сам Гревье, кстати, тему научно-фэнтезийных монстров не оставил. В середине 2010-х он выпустил графический роман «Я, Франкенштейн», по которому затем сняли одноименный фильм. А еще он заявлялся с сайфай- хоррором «Детективное агентство Джекила и Хайда». В общем, точные и гуманитарные науки никогда так хорошо не сочетались!
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…