Фильму, положившему начало культовой франшизе, исполнилось 20 лет.
В этом месяце исполняется 20 лет «Другому миру» – экшен-боевику Лена Уайзмана, в котором вампиры вели ожесточенную войну с оборотнями. «КиноРепортер» не смог пройти мимо круглой даты и решил рассказать о семейных перипетиях на съемках первой части культовой серии, авторских хитростях и причине, по которой у старта популярной франшизы нет режиссерской версии.
Время первых
Лен Уайзман до «Другого мира» не снимал ничего, кроме рекламы и музыкальных видео. Доверить начинающему режиссеру сложный проект с большим количеством трюков и звездным составом было рискованно: например, Лен не знал Билла Найи, который впечатлил его на прослушивании, и думал, что открыл новую звезду. На площадке ему тоже приходилось непросто – производство ощутимо отличалось от съемок коротких роликов, к которым Уайзман привык. Немало проблем доставляли и технические нюансы. Кроме того, над фильмом работали еще несколько новичков, которым пришлось учиться азам профессии по ходу дела.
Безусловно, счастливым билетом для Уайзмана стал сценарий – он нравился студиям, и в конце концов боссы сдались под натиском молодого постановщика. У того перед глазами был пример Вачовски, которые сняли успешный фильм «Связь» для Warner Bros. и впоследствии получили $60 млн для создания «Матрицы».
Бюджет «Другого мира» (всего $16 млн) согласовали, но под угрозой оказался кинопрокат: съемки начались без поддержки дистрибьюторских компаний. Режиссеру пришлось свыкнуться с мыслью, что его первый фильм минует прокат и выйдет сразу на DVD, однако к работе подключилась компания Sony, сразу затеявшая крупную маркетинговую кампанию. В итоге все получилось: «Другой мир» собрал в общей сложности $95 млн, что позволило ему обрасти приквелами, сиквелами и даже мультипликационным спин-оффом и комиксами.
Никакой режиссерской версии
Режиссерские версии стали одним из главных трендов современного кино, причем речь не только о дорогостоящих блокбастерах, но и о вполне себе культовых драмах. Так, огромная фан-база заставила все ту же студию Warner Bros. выпустить на экраны четырехчасовую «Лигу справедливости» Зака Снайдера, а Фрэнсис Форд Коппола не так давно перемонтировал третьего «Крестного отца». В случае с «Другим миром» подобный вариант невозможен. А все потому, что режиссерской версии просто не существует: в условиях ограниченного бюджета команда снимала лишь самые необходимые сцены. В итоговый монтаж не вошло всего 12 минут экранного времени – большую часть вырезали для нужной ритмики.
«Изначально планировался только один фильм, но всю историю персонажей мы расписали до мелочей. Во многом дело касалось отношений оборотня Люциана (Майкл Шин) и вампирши Сони (Язмин Дамак)», – рассказывает Уайзман.
Позднее авторские наработки, расширяющие вселенную, были использованы в приквеле «Другой мир: Восстание ликанов». Его, правда, снимал другой человек – Патрик Татопулос, ранее работавший над гримом и практическими эффектами, а роль Сони досталась Роне Митре. Ее, кстати, первоначально рассматривали на роль Селин.
Дела семейные
На канун съемок пришелся непростой разрыв Майкла Шина и Кейт Бекинсейл, которым в «Другом мире» достались главные роли. Незадолго до этого супруги вместе с дочерью Лили Мо переехали в США, однако Шин не мог сниматься в чужой стране из-за отсутствия нужных документов. Это сильно ударило по его самооценке, но еще больше – по семейной жизни.
«У меня не было рабочей визы, чтобы оставаться в Америке, поэтому каждый раз мне приходилось возвращаться в Великобританию. Я никогда не знал, позволят ли мне вернуться снова», – с горечью рассказывает о трудном периоде актер.
В итоге супруги разошлись после семи лет совместной жизни, но сохранили хорошие отношения. На «Другом мире» им удалось ненадолго воссоединиться – съемки картины проходили в Венгрии. На площадке Бекинсейл влюбилась в Уайзмана, с которым обручилась летом 2003 года. Официальный брак продержался 15 лет. Фактически актриса и режиссер жили вместе чуть больше 12.
Любопытно, что дочь Шина и Бекинсейл Лили Мо сыграла молодую Селин в сиквеле «Другого мира», а Майкл и Лен сдружились на съемках третьего фильма франшизы «Восстание ликанов». Вот такая запутанная история.
Звезда родилась
Сомнения в успехе «Другого мира» до определенного времени были и у Кейт Бекинсейл. Дело в том, что британскую актрису не воспринимали как звезду боевиков – к тому моменту она снималась преимущественно в романтических картинах и экранизациях классики, а режиссеры делали ставку на хрупкость артистки. Особняком стоял «Перл Харбор», но его явно было недостаточно, чтобы переломить общественное мнение.
Лен Уайзман зацепился именно за этот парадокс: подобное экранное перевоплощение выглядело свежо. Но роль воительницы Селин стала огромным вызовом для актрисы. И проблема не только в том, что ей пришлось носить облегающий латекс (сама Кейт называла костюм «презервативом с рукавами») и накладные клыки.
«Было реально страшно, потому что я никогда раньше не стреляла из оружия. Я бегала по-девчачьи. Это была катастрофа, каскадеры пребывали в ужасе. Меня действительно требовалось учить всему», – делится воспоминаниями Кейт.
В итоге ставка сыграла: именно игра Бекинсейл оказалась одной из важнейших составляющих успеха – ее сила и властность на экране крайне убедительны. Других режиссеров такая эволюция тоже впечатлила, и впоследствии Кейт все чаще стали звать на роли в боевиках.
Популяризатор науки
Несмотря на то, что «Другой мир» продавали студиям как «Ромео и Джульетту» в мире вампиров и оборотней», в фильме было огромное количество любопытных находок, которые позволили создателям популяризовать научный подход к хоррорам. За сценарий «Другого мира», помимо Лена Уайзмана, отвечали Дэнни МакБрайд и Кевин Гревье (он также сыграл ликана Рейза). Именно последний придумал, как объяснить происхождение сверхъестественных видов с точки зрения биологии и химии: вампиры и оборотни несут разные штаммы вируса, которые наделяют их сверхспособностями.
Подобным изображением нечисти мог похвастаться «Блэйд», однако для того времени такой подход определенно казался новаторским. Впрочем, культурный разрыв предполагалось сократить: в том числе за счет появления в картине Дэвида Боуи. Он должен был сыграть гостя вампирской вечеринки, но отсылки к культовому «Голоду» так и не случилось.
Сам Гревье, кстати, тему научно-фэнтезийных монстров не оставил. В середине 2010-х он выпустил графический роман «Я, Франкенштейн», по которому затем сняли одноименный фильм. А еще он заявлялся с сайфай- хоррором «Детективное агентство Джекила и Хайда». В общем, точные и гуманитарные науки никогда так хорошо не сочетались!
Комментарии