9 августа исполняется 45 лет заслуженной фее французского кино Одри Тоту. Актриса прославилась на весь мир ролью Амели в одноименном фильме Жан-Пьера Жене и на протяжении многих лет ассоциировалась у публики именно с этой восторженной и очаровательной героиней. Образ укрепляли и фильмы, которые актриса выбирала, однако в жизни Тоту совсем не похожа на Амели, хотя у них и одно лицо на двоих. «КиноРепортер» разобрался, какая же Одри на самом деле.
Журналисты, которым повезло встретить «Амели Пулен» в реальной жизни, в первые секунды испытывают шок: Одри Тоту совсем не похожа на беззаботную и нарочито наивную волшебницу, меняющую жизнь людей к лучшему. Разумеется, никто не ждет полного соответствия между исполнительницей главной роли и ее героиней, но слишком поразителен контраст.
Различия во всем – начиная от мимики и жестов до взгляда. Одри Тоту серьезна, собрана, экспрессивна и выразительна. Несмотря на хрупкость и миловидные черты лица, она говорит только по делу, ответственно подходит к своей работе и требовательно относится к окружающим. Отчасти ее закрытость сформирована мировой славой, обрушившейся на Одри в относительно юном возрасте, и ее неизбежными и непримиримыми последствиями. Тоту научилась маскироваться, но при этом приняла свою долю с невероятным достоинством.
«Мне пришлось отказаться от маленьких свобод – сидеть в кафе на улице, пойти в любимый простенький ресторанчик у себя на площади Пигаль, хотя живу я все там же, что и до «Амели» и «Кода да Винчи», в своей старой квартирке… Я боялась лишь, что успех отгородит меня от людей, потому что звезды – они, знаете, почти бессознательно ставят своего рода фильтр между собой и другими… Но важнее, что Амели оказалась нужна людям. Важнее моей свободы ходить без черных очков и беретки».
Однако в новых для себя условиях Тоту сумела найти и важный плюс:
«То, что меня сравнивают с Амели, мне даже на руку. Я человек скрытный, поэтому мне удобно, что существует вот такой образ, который многие принимают за меня и особенно не интересуются, кто же я на самом деле».
В этой лаконичной фразе считывается и ее характер, и отношение к индустрии, и то, как она видит себя глазами обычных людей. Тоту и сама признает, что в ней сильны прагматизм и умение не потакать своим слабостям. Отчасти она объясняет это тем, что росла в обычной семье (отец звезды – стоматолог, а мать – учительница).
Тем не менее сложно сказать, насколько важную роль в ее становлении сыграло строгое воспитание. С одной стороны, Одри отличают сила воли и дисциплинированность, необходимые для того, чтобы жить в четкой системе правил и координат. С другой – сама она говорит о скорее мужском складе характера.
«Люблю смотреть по телевизору регби и футбол. По-мужски вожу машину. Мне проще делать, чем планировать и обсуждать планы. Ценю житейский опыт больше художественного. Прямо говорю о сексе. К шмоткам почти равнодушна… Мне не нужно, чтобы меня защищали. И я никогда не прибегаю ко всем этим тактикам обольщения».
Прямолинейность и умение называть вещи своими именами – тоже отличительная черта актрисы. «У меня – не у нее! – сильный и непростой характер. Думаю, я бы ничего не добилась, будь я просто хрупкой девушкой», – откровенно заявляет Одри, не беспокоясь о том, какой эффект произведут ее слова. Честность с самой собой выходит на первый план – это давняя жизненная привычка.
Кроме того, Тоту, создавшая целую галерею романтичных персонажей, меняющих жизни партнеров, говорит о том, что в жизни мужчин отличает больший романтизм. Произнеси такие слова одна из ее героинь – и вы бы не поверили своим ушам.
Еще одна цитата, способная сбить с ног, тоже прозвучала именно из уст актрисы:
«Любовь… Тот, кто любит, уязвим. А значит, бесконечно любящий – мазохист. Следовательно, любовь всегда немного мазохизм».
Несмотря на неприязнь к самоанализу и рефлексии («Своих героинь я на себя не примеряю»), саму себя актриса знает хорошо. Отказывается называть себя как романтиком, так и материалистом, признается в неуверенности в себе, намекает на комплекс самозванца…
«Когда меня вдруг взяли и утвердили на роль в «Коде да Винчи», я впала в ступор от ответственности – все-таки многомиллионный голливудский блокбастер. Даже во время съемок ждала: да нет, конечно, меня снимут с роли, да вот завтра же и снимут…»
Но при этом Тоту – перфекционистка до мозга костей. Во всем.
«Мне нравится все делать вдумчиво – долго выбираю сценарий, обсуждаю детали с режиссером, работаю над ролью. Я стремлюсь к тому, чтобы мои роли оставляли в душе человека глубокий след. А таких, к сожалению, немного».
К карьере она тоже подходит прагматично – не боится «быть забытой», не хочет становиться брендом (из-за чего не пользуется соцсетями), не собирается спекулировать на своих прошлых успехах и понимает, что в Голливуде за ней не будет бегать ни один режиссер.
«Чтобы такие постановщики делали на вас ставку, ваше имя должно окупаться. Я не сделала ничего, что отвечало бы этому требованию».
Одри признается, что она эгоистична и снимается только для своего удовольствия. Доля лукавства в этом, конечно, есть, но гораздо больше здесь умения прислушиваться к своим желаниям.
«Из-за того, что я не мелькаю в пяти фильмах за год, люди думают, что актерство для меня не важно. Но если бы я работала больше, у меня не хватало бы времени на личную жизнь».
Нежелание «торговать именем» иногда все же приводит к неприятным последствиям. В фильмографии Одри можно найти проекты, появлению в которых публика удивляется до сих пор. Это либо эпизодические роли, на которые можно было пригласить любую другую актрису, как, например, в «Вечности», либо слишком резкая смена амплуа, которая вызывает шок и резкое неприятие, как в «Дальше некуда».
Однако есть у Тоту и выдающиеся роли, в которых она играла не очередную вариацию Амели, а героинь не менее целостных, но иных по складу ума и характера.
«Может быть, поэтому самая близкая мне из моих героинь – Шанель из «Коко до Шанель». Эта женщина сто лет назад, когда не было даже самой идеи свободы женского выбора, настаивала на своей независимости. Она отказалась соответствовать общественным устоям, конвенциям».
Еще одной сильной героиней Одри Тоту стала Симона Кусто – жена Жака Ива Кусто, исследовательница морских глубин и первая женщина-аквалангистка.
«Симона разделяла мою проблему: она хотела быть мужчиной, потому что женщинам в определенный момент может не хватить физической силы. Ты можешь делать все, что захочешь, но когда возникнет проблема, тебе понадобятся силы. Возможно, удастся найти какое-то техническое решение, но для меня такие ситуации всегда были непреодолимым препятствием».
Стойкости не занимать и Матильде из «Долгой помолвки», не верящей в смерть жениха, ушедшего на войну. Привыкшей к богемной жизни Терезе из «Терезы Д.» хватило мужества начать травить мужа. Внутренняя сила была и в Хлое – героине «Пены дней» по одноименному роману Бориса Виана. Заключалась она в том, как девушка переносила стадии тяжелой болезни – причудливой, но оттого не менее страшной аллюзии на туберкулез.
Как признавалась сама Тоту, она и подумать не могла, что будет сниматься у Мишеля Гондри. Однако это случилось: и очередная сюрреалистичная история, и романтичный до невозможности персонаж.
Творческая натура Одри периодически прорывается и сквозь броню прагматизма. Актриса признается, что «держит в тайне свои мечты, будто она еще ребенок». А все ее поведение говорит о том, что она не только не лишена воображения, но и готова учиться новому. В первую очередь это касается моды…
«Да, за некоторые платья меня самым позорным образом разругала критика. Но лучше уж я ошибусь, чем буду ходить в том, что мне навязали. Ведь именно ошибки делают вас живым человеком».
… И фотографии. Привычку снимать своих интервьюеров актриса завела много лет назад – чтобы оставить себе что-то на память от тех людей, которые так или иначе способствуют росту ее популярности. При этом есть у Одри и другая миссия, которую сама она описывает весьма высокопарно: «разрушить механизм славы» и «низвергнуть стереотип о звезде, которая всегда окружена помощниками».
«Когда я снимаюсь в кино, то окружена всей командой, но когда я фотографирую, то полагаюсь только на себя».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…