Жизнь, смерть и ковид-возрождение автокинотеатров.
1930-е. В США бушует Великая депрессия, безработица достигает критического уровня. Обычным людям, которые буквально борются за выживание, совсем не до развлечений. Однако, как ни иронично, именно в этот период зарождается система автокинотеатров. Первое подобие драйв-ин (так в дальнейшем их станут называть) появилось в 1920-х, но тогда кино на открытом воздухе еще не успело получить массового распространения. В том числе из-за проблем с логистикой.
Все изменилось в следующем «кризисном» десятилетии. Отцом автокинотеатров стал менеджер по продажам Ричард Холлингсхед, который также был большим любителем фильмов. Он искал альтернативный способ комфортного просмотра кино, и однажды ему в голову пришла идея о театре под открытом небом, где кресла заменили машины. Как и многие изобретения, драйв-ин появился в гараже энтузиаста. Ну, почти. Холлингсхед использовал подъездную дорожку к своему дому как экспериментальную песочницу и игрался с различными проекторами и акустическими системами. Так, он разместил оптический прибор на крыше своего автомобиля, растянул экран на деревьях, а за ним расположил радио для звука.
Мужчина ответственно подошел к затее. Он определил идеальное расстояние между машинами, чтобы все могли наслаждаться просмотром, установил рядом с экраном три динамика (паршивого звучания, если честно) и нашел способ защиты от непогоды. В итоге Холлингсхед запатентовал технологию в 1933 году и меньше чем за месяц открыл первый автокинотеатр, вложив в дело около $30 тысяч.
Бизнес практически сразу пошел в гору. Стоимость билетов была крайне низкая (25 центов за человека и столько же за машину), количество парковочных мест составляло 400 штук. Первым фильмом драйв-ин стал Two White Arms с легендарным Адольфом Менжу, а в качестве рекламного слогана Холлингсхед придумал следующую фразу:
«Приглашаем всю семью, независимо от того, насколько шумны дети».
Время шло. Приближалась Вторая мировая война. Всем, разумеется, было не до кинотеатров. Но после тяжелейшего периода в истории минувшего столетия все закрутилось с новой силой. К 1945 году количество автовладельцев в США заметно увечилось, что привело к еще большей популяризации драйв-ин. А в 1949-м патент Холлингсхеда был аннулирован, и автокинотеатры стали появляться по всей стране.
К началу второй половины XX века число драйв-ин преодолело отметку в 4000. С ростом автокинотеатров развивались технологии и расширялся контент. Автомобильные динамики с регулировкой громкости положили конец шумовому загрязнению, а репертуар пополнился не только фильмами категории B, но и голливудскими лентами, крутившимися в классических кинотеатрах.
Драйв-ин превратился в настоящий символ эпохи: яркие вывески завлекали парочек на первое свидание, а мамы и папы спокойно брали с собой малышей, не боясь, что они помешают окружающим. Автокинотеатры стали частью семейного досуга с выездом на природу и обедом либо ужином. В некоторых открытых павильонах еду доставляли зрителям прямо в машину. Причем заставки перед сеансами (преимущественно мультипликационные) напоминали посетителям, что помимо фильма они могут насладиться снеками, напитками, а иногда и нормальными блюдами.
Порой драйв-ин не ограничивались просто огромным экраном: особо крупные площадки представляли собой полноценные развлекательные центры с детскими комнатами и игровыми площадками, ресторанами, фестивалями, парками аттракционов и иными средствами привлечения публики. И хотя автокинотеатры были, есть и будут исключительно американским феноменом, в этот же период они возникали и в других странах: Италии, Испании, Греции и т.д.
В отличие от США в прочих местах это явление не носило массовый характер, но некоторые из таких кинотеатров открыты и по сей день. Толково перенять опыт американских драйв-ин получилось разве что у Австралии – там в общей сложности появилось свыше 300 драйв-ин. Многие из них, правда, к концу XX века перестали существовать.
Бум драйв-ин в США закончился в 1970-е. Все больше семей захватывало цветное и кабельное телевидение, поэтому мотивации покинуть свои жилища ради просмотра фильма в автокинотеатре становилось все меньше. К тому же на это время пришелся энергетический кризис, вследствие которого цены на бензин резко подскочили. Подорожала и земля, так что содержать драйв-ин становилось невыгодно. Владельцы автокинотеатров пытались привлечь зрителей показом хорроров, эксплуатационных картин и лент с рейтингом «исключительно для взрослых», но прежнего ажиотажа уже было не вернуть.
Для драйв-ин наступили тяжелые времена. Доходы не покрывали затрат на содержание, и автокинотеатры начали закрываться. Часть владельцев могли позволить себе перепрофилировать площадки: одни отдали их под сельскохозяйственные нужды, другие – под складские помещения, третьи – под парки, четвертые продали землю застройщикам для строительства торговых центров и многоквартирных комплексов. Семейный поход в автокинотеатры окончательно трансформировался в пережиток прошлого.
В таком виде автокинотеатры вступили в 1990-е, когда киноманы неожиданно предались ностальгии. Почти забытое развлечение получило приставку «ретро» и стало центром марафонов классических картин, а некоторые энтузиасты и вовсе проводили в драйв-ин тематические фестивали. Понятие «автокинотеатр» потихоньку обретало вторую жизнь, причем повышению популярности способствовали не столько официальные площадки, сколько, скажем так, «пиратские».
Фанаты различных франшиз, молодые и начинающие кинематографисты и просто кинолюбители собирались в большие компании, брали с собой проектор и «штурмовали» парковки, территории вокруг торговых центров, склады и мосты (точнее, опоры), чтобы вместе насладиться «Звездными войнами», независимыми лентами или собственными работами.
Так автокинотеатры спокойно существовали почти 20 лет, пока не грянула пандемия COVID-19. Она повлияла на все сферы жизни, и драйв-ин не остался в стороне. Именно в этот период случилось самое настоящее перерождение автокинотеатров, которые идеально вписывались в новую реальность социальных ограничений. На них не распространялись запреты, а потому народ, соскучившийся по фильмам, даже старым, ломанулся в драйв-ин. С конца марта по середину августа 2020 года на североамериканские кинотеатры под открытым небом пришлось 85% всех кассовых сборов (а в некоторые недели 95%). Это при условии, что за аналогичный период 2019-го показатели драйв-ин едва достигли 3%.
Автокинотеатры расцветали и в других точках земного шара. В Германии с начала пандемии открылось 30 драйв-ин, которые были постоянно заполнены. Причем концепцию автомобилей в качестве посадочных мест использовали не только для кинематографа, но и для музыкальных, театральных, даже церковных мероприятий. В Великобритании почти за полгода количество драйв-ин увеличилось более чем десятикратно: с 3 до 40 площадок.
В столице Иране в апреле 2020-го заработал первый драйв-ин на парковке возле башни Бордже Милад. На Филиппинах летом того же года также взяли на вооружение автокинотеатры, открыв площадку у одного из крупнейших торговых центров.
В ковидные времена с драйв-ин экспериментировали и в России. За первые месяцы пандемии кинотеатры под открытым небом появились в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Новосибирске, Волгограде и других городах. Зрителям показывали отечественные и зарубежные ленты прошлых лет, еду и напитки доставляли прямо до автомобилей, а звук, как и в классических драйв-ин, передавался через радиоволну. Стоимость билетов в основном высчитывалась за машину, а не количество пассажиров, поэтому поход в кино оказывался даже выгоднее, чем раньше.
Однако пару лет спустя пандемия пошла на спад. И интерес аудитории к автокинотеатрам постепенно снизился. Некогда диковинному досугу не удалось полноценно прижиться в современном мире после изоляции, где ты все еще можешь насладиться фильмами и сериалами практически в любом месте. А некоторым домашним системам под силу воссоздать тот же опыт, что и в кинотеатральных залах.
Сейчас драйв-ин остается лишь одной из необычных площадок для проведения развлекательных мероприятий. Развиться во что-то более масштабное, прибыльное и ажиотажное в будущем ему вряд ли удастся. Если, конечно, нас не ждет новая пандемия, чего мы искренне не желаем.
Комментарии