Кино

«Дон Жуан»: Мольер, Моцарт и феминизм

Постпандемийный Дон Жуан образца 2022 – хрестоматийный герой-любовник, перенесенный со страниц Мольера на киноэкран стараниями Сержа Бозона, оказался глотком кислорода. В том смысле, что он тоже без цвета, вкуса и запаха. Мировые катаклизмы и суета сует эпохи #MeToo ослабили его мужественность, подавили маскулинность и истончили натуру. Настал час расплаты: обольститель с длинным шлейфом соблазненных и оставленных ощутил уныние покинутости на себе, став жертвой сильной, самодостаточной женщины, выработавшей иммунитет против мужских обид.

Представленный в Каннах в уходящем году «Дон Жуан» стал любопытным, но необязательным опытом деконструкции канонического образа, усвоению которого способствуют музыка, французский флер и великолепные актерские работы Виржини Эфира, сыгравшей в фильме 5 (!) характерных ролей.

Изучавший математику и философию Серж Бозон, похоже, решил проверить алгеброй гармонию. К истории о чувствах и сомнениях, театре и жизни он подошел с линейкой, выверяя геометрию кадра и аккуратность углов. Его «Дон Жуан» сложен не из сюжетных перипетий, но из отдельных мизансцен, каждая из которых вопит своей манерностью и театральностью, потому как главный герой фильма Лоран – актер, исполняющий роль Дон Жуана на сцене, и после того, как его бросила невеста, продолжает играть ее и в жизни. Ведомый наваждением потерянной любви, Лоран в исполнении Тахара Рахима в каждой встреченной им женщине видит черты своей возлюбленной и потому пытается соблазнять и властвовать до той поры, пока жизнь и сцена вновь не сведут его с той самой. Отвергнувшей.

Фото: архив пресс-службы

«Перевернутый» Дон Жуан имел все шансы вызвать каскад эмоций от скупой мужской слезы до удовлетворенных улыбок некогда покинутых женщин, да и Тахар Рахим вполне успешно подражает повадкам Тома Круза, но, перефразируя мудреца Михаила Жванецкого, это тот случай, когда пьеса закончилась на час раньше фильма. Растянутый, меланхоличный, он погружает зрителя в сладкий французский сон, в котором едва ли захочется задаться вопросами о хитросплетениях отношений полов, тонкостях актерской профессии или великой силе музыки, способной преобразовывать сущее. Вместо этого публика наблюдает за главным (не)героем, который любит одну, влюблен во многих, а более всего – в себя. Сквозь дрему зритель постепенно подмечает, как маска врастает в личность, подменяя в ней актерскую и человеческую индивидуальность.

«Дон Жуан» Бозона следует свойственному его стилю принципу инверсии. В его «Тип Топ» женщины примеряли на себя мужскую профессию, а в «Миссис Хайд» и «Франции» героини то открывали в себе мужские качества, то выдавали себя за мужчин. В «Дон Жуане» предпринята попытка сломать шаблон и поместить прожженного негодяя в непривычные для него обстоятельства жертвы. Здесь бросает не он, а его. Но, поднимаясь над сюжетным конфликтом, зритель обнаруживает, что Дон Жуан не жертва женщины. Опустошенный и покинутый в финале, он, быть может, впервые ощущает самого себя, освобожденного от сценических и социальных масок.

Фото: архив пресс-службы

Если и тратить время на «Дон Жуана», то прежде всего ради отточенной игры Виржини Эфира, с легкостью перевоплощающейся в вереницу женских образов и архетипов. Сбежавшая невеста Жюли в жизни и мольеровская Эльвира на сцене, она мастерски подмечает малейшие детали в поведении партнера. Не о женской подозрительности здесь речь, но об интуиции и проницательности, ведущих к актерской проникновенности. «Знаешь, когда люди поют?» – «Когда нет слуха и голоса?» – «Когда они счастливы!..» Эта истина из главного новогоднего фильма нашей страны неприменима, увы, к «Дон Жуану». Здесь поют, кажется, чтобы замаскировать слабость диалогов или подменить дивертисментом очередную длинноту повествования.

Несоблазнительный «Дон Жуан» Бозона словно фильтрует классический сюжет, выветривая из него игру страстей, эмоций и просто живую жизнь. Пластмассовые персонажи призваны, быть может, поведать о любви и о судьбе, но вместо этого лишь утомляют. В финале фильма актерское и человеческое эго главного героя сдувается и от Жуана остаются лишь две буквы на надгробии – DJ. Может быть, наряду с глубиной, реализмом и ясностью режиссерского послания фильму не хватило еще и диджея?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

21 минута назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

4 часа назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

24 часа назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

1 день назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

1 день назад

«Я верю в силу пластической операции»: 30 громких цитат Скарлетт Йоханссон

22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…

2 дня назад