Фильм о Елизавете Глинке вышел на экраны.
«Доктор Лиза» — не байопик в привычном понимании. Байопик — это все-таки история жизни, становления личности. Картина Оксаны Карас («Хороший мальчик», «Выше неба») рассказывает всего лишь об одном дне Елизаветы Глинки, известной как Доктор Лиза. Кое-кто из сильных мира сего пренебрежительно называл ее Королевой бомжей.
Глинка была поразительным человеком — она буквально не могла пройти мимо того, кому нужна помощь. Помогала умирающим и тяжело больным, лишенным крова и денег, тем, кто оступился, и тем, кто оказался на социальном дне. Еда, лекарства, одежда, крыша над головой… И в своей деятельности она не знала границ, что чаще всего вызывало у чиновников как минимум недоумение, а порой и глухое раздражение. Понять Глинку было сложно, потому что трудно себе представить того, кто готов на подобную самоотверженность. 25 декабря 2016 года 54-летний филантроп и общественный деятель трагически погибла в авиакатастрофе: она сопровождала партию медикаментов в Сирию.
Фильм выхватил только один октябрьский день 2012 года. Один день — очень непростой, если не сказать тяжелый, но вместе с тем совершенно обычный для Доктора Лизы. И именно осознание обыденности происходящего в ее глазах так впечатляет. За день Глинка успевает помочь столь многим, что впору решить, что у авторов картины проблемы с таймингом: кажется, просто невозможно одному человеку сделать так много за такой короткий срок.
Вот Доктор Лиза дома, вот в больнице, вот в подвале, где расположился штаб ее фонда «Справедливая помощь», в милиции, на приеме у крупного чиновника, на Павелецком вокзале, где самолично раздавала еду и лекарства бомжам, дома у умирающей девочки, дома у еще одной сложной пациентки, на великосветском приеме… И все это в тот момент, когда кто-то очень влиятельный дал команду посадить ее за кражу морфина из больничного хранилища!
Огромное сердце, несгибаемая воля, сражающая наповал витальность, готовность ко всему — все это делает Глинку настоящим супергероем. Нет, не из комиксов, но настолько же нереальным. Неужели такие бывают? Этим вопросом, по всей видимости, и задается майор наркоконтроля в исполнении Андрея Бурковского. Опытный офицер находит женщину, выполняя приказ оформить ее по очень нехорошей статье. И у него на это есть все основания. Но он достаточно быстро понимает, что не в силах это сделать.
Кстати, для фильма важна арка героя — некий зримый путь, который тот проделывает. Герой должен измениться. И это как раз про майора Колесова, потому что его моральное преображение за какие-то несколько часов сколь велико, столь и мотивационно правдоподобно. Притом что Доктор Лиза не меняется совершенно. Ей просто некуда. Она про себя и для себя все давно решила.
Ее в фильме играет Чулпан Хаматова — актриса, которая также всю себя отдает помощи больным детям. И лучшего выбора исполнительницы роли Елизаветы Глинки (тем более что они не только ментально, но и визуально во многом похожи) просто нет. И в этом колоссальное везение Карас, потому что Хаматова — одна из лучших российских актрис и сыграла эту роль настолько тонко и точно, что ее работа гипнотизирует.
Впрочем, каст в фильме вообще образцовый. Наверное, лучшая роль Андрея Бурковского, который, перекрасившись из рыжего в шатена, смог заодно уйти от привычного комедийного амплуа и показать себя совершенно другим. Как всегда, хороши даже в маленьких ролях Константин Хабенский, Алексей Агранович, Тимофей Трибунцев, Сергей Сосновский, Филипп Авдеев, Яна Гладких, Юлия Ауг, Алексей Вертков, Ирина Гринева. А какие в картине камео! Елена Коренева, Татьяна Догилева и Таисия Вилкова сыграли бомжих, согласившись на преображение, достойное восхищения. Догилеву так вовсе можно узнать лишь по голосу.
«Доктор Лиза» вообще оставляет впечатление очень цельной работы. Начиная с удачной идеи ограничиться одним днем и до ее воплощения в сценарии до монтажа, цветокоррекции и музыки. И конечно, нельзя не отметить операторскую работу Сергея Мачильского и режиссуру Оксаны Карас, которой удалось собрать воедино этот сложный пазл.
Фильм получился достаточно зрительским, несмотря на крайне тяжелую тему, чему лучшим доказательством стал сочинский приз зрительских симпатий. И главное в нем — нравственный посыл. Кажется, невозможно, посмотрев его, не оставить в себе кусочек огромной души Доктора Лизы.
Комментарии