С 22 по 25 апреля в рамках 43-го МММКФ организована деловая площадка первого этапа Всероссийского молодежного кинофорума. Мы побеседовали с руководителем проекта Дмитрием Якуниным о концепции этого масштабного события, программе мероприятий, а также о дебютном и региональном кино в контексте российской киноиндустрии.
В этом году Всероссийский питчинг дебютантов трансформировался во Всероссийский молодежный кинофорум и первый его этап пройдет уже в рамках бизнес-площадки 43-го ММКФ. Каковы принципиальные отличия нового проекта, и что вы от него ждете?
— В прошлом году Союз кинематографистов и наш Молодежный центр с успехом провели Всероссийский питчинг дебютантов, который состоялся в 13 регионах России с общим призовым фондом 12,5 млн рублей. Мероприятия прошли как в офлайн, так и онлайн-режимах, привлекли более 2000 участников, заслужив высокие отзывы о проектах от ведущих экспертов киноотрасли. По итогам питчингов последних двух лет снято или находится в стадии постпродакшена более 50 фильмов. Недаром проект был отмечен Фондом президентских грантов и вошел в «Топ-100» конкурса.
Однако, наша команда работает по принципу «Мы никогда не довольны своей работой», и, посовещавшись с коллегами в рамках прошлогодней бизнес-площадки ММКФ, решились на ребрендинг и качественное расширение проекта. Мы благодарны Фонду Президентских грантов за поддержку нашего нового проекта «Всероссийский молодежный кинофорум». При том, что главная цель остается неизменной – поддержка молодых талантов, прежде всего, из регионов, добавились новые задачи: знакомство с региональными локациями, продвижение региональных фильмов через скрининг-показы, презентация кинокластеров регионов, включая кинокомиссии и центры креативных индустрий.
Кроме того, участников форума ждет широкая образовательная программа. И что самое приятное, увеличился призовой фонд нашего питчинга – в этом году он составит 20 млн рублей от Фонда Президентских грантов, кроме того, будут выделяться дополнительные денежные призы от администраций регионов.
В каких регионах пройдут этапы Кинофорума? Как осуществлялся выбор этих городов?
— Ключевыми площадками для нас являются Московский международный кинофестиваль и Санкт-Петербургский международный культурный форум, в рамках которых пройдут начальный и заключительный этап Кинофорума. Для выбора региональных площадок мы руководствовались несколькими принципами – наличие киносообщества и уровень местного кинематографа (Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан); развивающиеся кинокомиссии (Калининградская область, Ульяновская область, Краснодарский край), регионы, обладающие уникальными локациями и заинтересованные в развитии кинематографа (Республика Крым, Иркутская область, Республика Хакасия, Карачаево-Черкесская республика), кинофестивали, ориентированные на новые тренды, – «Предчувствие» (Челябинск), Realist Web Fest (Нижний Новгород).
Собственно, наша концепция заключается в том, что кинофорум проводится не ради самого мероприятия, но и для дальнейшей системной работы по развитию кино в данном регионе. И если местная власть и региональное киносообщество настроены на долгосрочное сотрудничество, тогда нам по пути.
Давайте вернемся к бизнес-площадке ММКФ и деловой программе Московского молодежного кинофорума, где заявлено множество мероприятий с участием топовых экспертов. Как бы вы сформулировали основной посыл площадки? Какими станут центральные вопросы для обсуждения?
— Уже 4-й год Молодежный центр Союза кинематографистов и продюсерский центр «Мувистарт» курируют бизнес-площадку самого крупного фестивального события в России. И если первые годы мы проводили мероприятия, прежде всего, для дебютантов и региональных кинематографистов, то последние 2 года уровень бизнес-площадки, по оценкам многих экспертов значительно вырос. Безусловно, в этом заслуга, прежде всего, руководства ММКФ, которое оказывает большую поддержку нашей программе.
Кроме того, уровень тех, на кого мы делали ставку с самого начала – региональных кинематографистов и дебютантов – стремительно растет. Ну и, в-третьих, для модерации отдельных круглых столов мы приглашаем ведущих экспертов, известных в индустрии людей. Так, обозреватель «Российской газеты» Сусанна Альперина проведет дискуссию «Кинотеатры или платформы: кому отдать фильм?» с участием Алексея Троцюка, Жоры Крыжовникова, Джаника Файзиева, Сергея Корнихина, Романа Дорофеева, а программный директор фестиваля «Пилот», кинокритик Егор Москвитин промодерирует не менее актуальную дискуссию «Кино после пандемии. Развитие индустрии в цифровую эпоху» с участием Антона Калинкина, Лизы Сургановой, Натальи Клибановой, Дмитрия Табарчука. Консультант по международным кинорынкам и кинофестивалям Анна Арутюнова и продюсер ММКФ Анастасия Безрук представят ведущие зарубежные площадки, открытые для сотрудничества с российскими дебютантами – pitchthedoc.com, Torino film lab, Sofia meeting, Международный Таллинский кинофестиваль «Темные ночи», а креативный продюсер «ТНТ-Премьер» Анна Гудкова проведет open talk с российскими участниками ведущих международных площадок – EAVE, Berlinale Talents, Torino film lab – Катериной Михайловой, Егором Одинцовым, Еленой Бродач.
Безусловно, развитие регионального кинематографа, в последнее время набирающего стремительные обороты, не может пройти незаметным в рамках Кинофорума. Специально для этого направления мы отдали целый день. Ключевым событием станет «Панельная дискуссия «Снимаем кино в России. Презентация региональных кинокластеров» с участием представителей 27 регионов России (уровня Министров культуры, руководителей отделения Союза кинематографистов и Молодежных центров, руководителей кинокомиссий и региональных студий). Среди экспертов – представители АПКИТ, Российского экспортного центра, Роскультцентра, Свердловской киностудии, Московской кинокомиссии, Ассоциации анимационного кино и других организаций.
Также мы проведем дискуссию, посвященную региональному кинообразованию, а известный кинокритик Андрей Апостолов проведет круглый стол с якутскими кинематографистами.
В этом году достаточно большое внимание уделено сотрудничеству с зарубежными площадками. С чем это связано?
— Действительно, с этого года мы будем системно работать с зарубежными образовательными платформами, продюсерскими компаниями, фондами и организаторами питчингов над интеграцией проектов-победителей и участием зарубежных коллег в региональных форумах. Большая часть мероприятий с участием иностранных партнеров будет проходить онлайн, но мы надеемся, что ряд экспертов мы сможем увидеть и в живую. Выход на международные рынки обусловлен, прежде всего, повышающимся уровнем работ на наших питчингах, ростом статуса и финансирования нашего проекта, а также запросом от регионов на международное сотрудничество. В этом году мы планируем наладить системное сотрудничество с организациями, представленными на бизнес-площадке ММКФ не только на московских, но и региональных мероприятиях.
Если говорить о питчинге дебютантов, будут ли в этом году какие-то принципиальные отличия в его проведении?
— Помимо увеличившегося призового фонда, главная особенность этого года – прием заявок осуществляется через новую платформу script.moviestart.ru. Мы изучили подобные европейские платформы, а также ресурсы российских государственных конкурсов, получили обратную связь от партнеров нашего питчинга и в конце февраля запустили наш новый проект. Сервис позволяет максимально полно рассказать о своем проекте и команде, а отборщики и эксперты по различным критериям – оценить проекты. Платформу уже опробовали участники, отборщики, а в настоящее время ее удобство оценивают эксперты – представители ведущих продюсерских компаний. И нам приятно, что мы получаем только положительные отклики от работы очень важного для киноиндустрии сервиса.
Помимо ставших уже привычными тренингов участники шорт-листа получают бесплатные консультации от наших экспертов по сценарной доработке проектов и помощь в составлении сметы. Задача девелопмента – увеличить результативность питчингов и повысить статус представленных на них проектов.
Еще одно наше нововведение – в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума и фестиваля «ПитерКит» мы впервые проведем питчинг анимационных проектов совместно с Ассоциацией анимационного кино и дирекций Суздальского анимационного фестиваля.
Кто оценивает проекты питчинга? Есть ли интерес у ведущих продюсерских компаний к проектам, представленным на конкурсе?
За годы проведения питчинга в экспертный совет входили ведущие представители киноиндустрии: Сергей Лазарук, Ольга Любимова, Евгений Герасимов, Мария Лемешева, Сергей Сельянов, Джаник Файзиев, Олег Иванов, Игорь Мишин, Наталья Мокрицкая, Александр Цекало, Светлана Максимченко, Сергей Мирошниченко, Евгений Григорьев и многие другие. Вот и в этом году в жюри нашего питчинга вошли ведущие представители российской киноиндустрии, включая все отечественные онлайн-платформы. Кроме того, платформы и продюсерские компании подтвердили свой интерес к участию в региональных форумах, что очень важно для нашего проекта.
Если говорить об интересе продюсеров к нашим проектам… В ближайшее время на платформах появится несколько короткометражных и документальных фильмов – лауреатов наших питчингов. В прошлом году поддержку Фонда кино получил фильм «Мать моего сына», который продюсер Екатерина Кононенко нашла как раз на нашем питчинге. Министерство культуры профинансировало проект «Чекаго» режиссера Николая Рыбникова, получил поддержку «Института развития интернета» веб-сериал «Естественный отбор» Кирилла Алехина.
Ряд проектов с наших прошлогодних питчингов, в том числе прошедшего на ММКФ, в настоящее время на девелопменте у продюсерских компаний и платформ. Поэтому я процитирую режиссера Кирилла Васильева, победившего на питчинге в свое время с коротким метром «Ну, здравствуй, Оксана Соколова», ставшего автором одноименного полного метра и нескольких сериалов: «Питчинг работает».
Как вы оцениваете в целом состояние дебютного кино?
— В свое время, когда Молодежный центр только делал свои первые шаги, Министерство культуры РФ поддерживало 2–3 дебютных полных метра. В последние 3–4 года ситуация заметно улучшилась и ведомство финансирует уже 20–25 картин. Помимо этого, появился тот же «Институт развития интернета», активно поддерживающий дебютантов, сотрудничают с молодыми кинематографистами и ведущие онлайн-платформы. Поэтому у начинающих кинематографистов шансов быть услышанными сейчас намного больше, чем еще лет 5 назад.
С другой стороны, дебютант должен понимать, что несмотря на это, конкуренция в кинобизнесе все равно остается достаточно острой. Знание рынка, насмотренность, уважение к коллегам по цеху – не менее важные качества, чем профессионализм, уверенность в себе и творческий потенциал. И, безусловно, связи и знакомства, в хорошем смысле слова. А для того, чтобы эти связи приобрести, необходимо посещать фестивали и, конечно, деловые мероприятия. Особенно, ММКФ и его бизнес-площадку, куда мы всех желающих еще раз приглашаем.
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…